Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средние века.
Часть третья История государства и права Нового времени ПРЕДИСЛОВИЕ
В отечественной исторической науке хроноло- гическими рубежами Нового времени обычно считаются XVII - конец XIX в. Отсчет новой эпохи ведется от 40-х - 50-х гг. XVII в. - времени революции в Англии, которая была фактически первой буржуазной революцией " европейс- кого масштаба". Буржуазная революция в Нидерландах, свершившаяся несколько раньше, носила локальный харак- тер и не оказала такого значительного влияния на разви- тие сопредельных стран, как это сделали английская ре- волюция, а затем французская революция XVIII в. Содер- жание новой эпохи, так же как и предшествующей ей, было социально и политически неоднозначным. Новый обществен- но-политический строй первоначально утвердился лишь в отдельных странах Западной Европы и в США. В остальных регионах мира сохранялись феодальные, а в некоторых да- же первобытно-общинные отношения. Но доминирующая тен- денция определила последующее развитие всего мира. Фео- дальные отношения постепенно исчезают в Центральной и Восточной Европе, а также в некоторых странах Азии и Латинской Америки. Одновременно колониальная экспансия капиталистических государств охватывает отсталые стра- ны, которые стали одним из основных источников жестоко- го по форме и содержанию первоначального накопления. Тяжелым было положение трудящихся и в капиталистических странах. Внеэкономическую феодальную эксплуатацию сме- нила нередко еще более безжалостная эксплуатация капи- талистическая. И тем не менее победа буржуазного строя ознаменовала новый, исключительный по значимости шаг в движении человечества по пути социального прогресса. Создавались условия для бурного, невиданного ранее раз- вития производительных сил, качественно важных сущност- но и содержательно изменений в государстве и праве. Ут- вердилось юридическое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений. Этим кардинальным преобразо- ваниям предшествовала подлинная революция в идеологии. Рождались новые философские, политико-юридические, эко- номические идеи, объективно обосновывавшие неизбежность становления нового общества, его предполагаемые основы. включая принципы будущего государства и права. Первона- чально многие идеи воплощались в религиозных формах, что было естественно для теоретических учений, появившихся еще при феодализме с его доминирующим религиозным мировозз- рением. Но уже в XVII] в. антифеодальная идеология при- обретает светский характер. Французским мыслителям - Вольтеру, Гельвецию, Монтескье, Руссо, развивавшим идеи нидерландских и английских ученых- Спинозы, Локка, Мильтона, основывавшимся на опыте государственноправо- вого развития Нидерландов, Англии, США, где уже сверши- лись буржуазные революции, а также опыте античных де- мократий, удалось в предельно концентрированной форме изложить главные выводы передовой политической мысли того времени. В области государственно-правовой идеоло- гии впервые наиболее последовательно обосновывались по- ложения, и ныне сохраняющие актуальность. Особое место отводилось правам человека, от природы присущим ему как " естественные и неотъемлемые". Государство не дарует их, соответственно ограничивая их или расширяя, - его назначение их защищать. Только такое государство может считаться правовым. Обеспечению свободы и безопасности граждан должно было служить разделение властей - деле- ние государственной власти на три основные ветви: зако- нодательную, исполнительную и судебную, организационно независимые и взаимоуравновешивающие. Обосновывался принцип несменяемости судей как важнейшая гарантия не- зависимости суда. Многое из этих учений стало идеологи- ей идущей к власти буржуазии, переживавшей тогда наибо- лее героическое время своей истории. В борьбе с феода- лизмом буржуазия, экономически наиболее сильный, обра- зованный и идейно-политически организованный класс в революционном движении, выступала как представитель всей нации. И таковой она действительно была в началь- ный период. Но положение менялось по мере продвижения ее к государственной власти. В странах, где не удалось полностью отстранить дворянство от власти или, наобо- рот, где его значительные слои обуржуазились, складыва- ется правящий союз буржуазии и дворянства, воплощением которого стала конституционная монархия. Лишь в после- дующей политической борьбе, часто сопряженной с новыми революциями, конституционная монархия постепенно преоб- разуется из дворянскобуржуазной в буржуазную парламент- скую монархию, а нередко в республику. В странах, где революция изначально имеет буржуазнодемократический ха- рактер, чаще сразу устанавливается республиканская фор- ма правления. Но общим для всех революций XVII-XVIII вв. было стремление новых правящих классов сосредото- чить в своих руках всю полноту государственной власти. При этом ограничивалась заявленная в теории и провозг- лашенная в декларациях демократия. Вводились цензовые избирательные системы. Государствен- ный механизм, обособленный от народа, нередко сохранял преемственность с феодальным прошлым. Логическим завер- шением этого процесса являлось установление в некоторых странах авторитарных режимов, лишь завуалированных конституционными формами. Там же, где демократия сохра- нялась, она приобретала элитарный характер. В сфере экономических отношений государству отводилась роль " ночного сторожа", призванного их охранять, не вмешива- ясь в их функционирование. Тем самым снимались и воз- можные юридические преграды усилению эксплуатации. В таких условиях социальная борьба приобретает новое ка- чественное содержание. В наиболее развитых странах Ев- ропы 30-40-е гг. XIX в. отмечены первыми массовыми выс- туплениями рабочих как самостоятельной политической си- лы. Государству наряду с военнополицейским подавлением все чаще приходится идти на уступки. Во второй половине XIX в. появилось социальное законодательство, были час- тично признаны профсоюзы, отменены некоторые избира- тельные цензы, ограничения свободы печати, собраний, образования политических партий. Тем самым во многом сохранялась основная тенденция в развитии государствен- ности Нового времени, обычно именуемой в юридической литературе как " либеральная демократия". При всей ее классовой ограниченности она стала важной ступенью в истории представительных учреждений, в утверждении прав и свобод граждан.
|