Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний Восток 1 страница




Дата Древний Египет Древний Вавилон Древняя Индия Древний Китай
IV тыс. до н.э. Появление ирригационного земледелия в долине Нила. Возникновение номов. Первые государства (вторая половина IV тыс. до н.э.) Появление ирригационного земледелия в низовьях Евфрата. Древнейшие памятники письменности.    
III тыс. до н. э. Раннее царство. Древнее царство. Распад Древнего царства на полунезависимые царства. Начало Среднего царства (около 2150 г. до н. э.) Возникновение первых госкдарств в Двуречье. Реформы Урукагины (около 2369 г. до н. э.) Начало развития земледелия в долине Инда. " Культура" Хараппы. Начало развития земледелия " Культура" Янмана.
II тыс. до н. э. Новое царство (XVI век до н. э.) 2132 г. до н. э. переход власти к III династии Ура. 1792-1750 гг. до н. э. правления царя Хамураппи. Законы Хамураппи   Установление гегемонии племен Шан в Северном Китае
I тыс. до н. э. Распад Египта на два царства Становление Вавилонского государства   Разрушение государства Шан (Инь). Начало нериода Джоу
900-400 гг. до н. э. Завоевание Египта Ассирийскими царями 671 г. до н. э. 525 г. до н. э. - завоевание Египта персами Разрушение ассирийцами Вавилона. Восстановление Вавилона. Период наивысшего могущества ассирийской державы. Завоевание Вавилона персами (536 г. до н. э.) 324 г. до н. э. основание династии Маурьев. Начало первого века нашей эры расцвет государства южной Индии 481-323 гг. до н. э. борьба между китайскими царствами за гегемонию.

 

РАЗДЕЛ 2ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА АНТИЧНОГО МИРАПРЕДИСЛОВИЕ В исторической науке термином " Античныймир" обычно обозначается история Древней Греции и Древ-него Рима, а также эллинистических государств (прибли-зительно с I тыс. до н.э. до V в. н.э.). Страны этогорегиона, развивавшиеся в преемственном соприкосновениис древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад вмировую культуру. Наследие античности, особенно в об-ласти философии, искусства и права, составило первона-чальную основу европейской цивилизации. В этой связипроблематика античной государственности занимает особоеместо. Экономическую основу государства и права состав-лял рабовладельческий способ производства, получивший вэтом регионе наибольшее развитие. Рабство сравнительнобыстро утрачивает " патриархальные" черты, принимаетмассовый характер и проникает в основные отрасли произ-водства, хотя и не вытесняет полностью труд свободныхкрестьян и ремесленников. Утверждается своеобразнаяформа античной собственности: стать собственником земли(основного средства производства) мог лишь полноправныйчлен гражданской общины - полиса - города-государства, представлявшего собой экономическое, религиозно-культо-вое, политико-правовое сообщество свободных, полноправ-ных гражданземлевладельцев, эксплуатирующих в частномпорядке или совместно (посредством государства) рабов инеполноправных. Первоначально эту ступень развития про-ходят многие государства Греции, а также ранний Рим.Последующая эволюция этой государственности обусловли-валась внутренними противоречиями, присущими античномуобществу. Борьба рядовых граждан полиса против родовойаристократии вынуждает ее несколько уменьшить свои при-вилегии: ограничивается захват общественной землизнатью, упраздняется долговое рабство, аосновным источником пополнения рабов становится населе-ние порабощенных стран. Все это имело далеко идущие по-литические последствия. В частности, расширяется учас-тие рядовых граждан в делах государства. Наиболее полноэтот процесс заявил о себе в Древних Афинах- государс-тве рабовладельческом по сущности и демократическом дляполноправных граждан по форме. Демократические институ-ты Афин при всей их конкретно-исторической ограничен-ности послужили вместе с тем важным интеллектуальнымстимулом развития демократической государственностипоследующих эпох. В Афинах впервые в истории наметилисьочертания некоторых глобальных факторов становления де-мократических государственноправовых институтов. Объек-тивные условия Афин периода их подъема стимулировалиформирование предприимчивого, трудолюбивого, политичес-ки активного гражданина- защитника своей страны, уважа-ющего ее законы и обычаи. Не все отвечали этому идеалу, но многие к нему стремились. Приведем некоторые положе-ния военной присяги афинских граждан, впервые вступав-ших в строй: "...я буду повиноваться законам... которыеустановит народ. И если кто-нибудь будет отменять зако-ны или не повиноваться им, я не допущу этого..." Благо-даря высокой политической активности рядовых граждан-демоса знать не смогла сохранить государственные формыаристократического правления. Такого противодействиявластям не было в государствах Древнего Востока. Этотфактор по своей исторической значимости выходит далекоза рамки Античного мира. Там, где отсутствует необходи-мый уровень политической сознательности и активностибольшинства народа, затруднено становление демократииили облегчается ее трансформация в олигархию. Назида-тельной является и история падения афинской демократиив условиях, когда рабовладельческий строй даже не дос-тиг пика своего развития. Многие античные историки при-чину ее гибели усматривают в утрате большинством афинс-кого народа прежних гражданских доблестей и добродете-лей. Это некоторое преувеличение. Но вместе с тем оче-видно разлагающее влияние возможности многих жить засчет рабов и неполноправных. Труд свободных, создающихматериальные ценности, утрачивает былой престиж. Предп-ринимательскую деятельность еще более, чем раньше, рассматривают как средство обогащения, реализации лич-ных амбиций, приобретения политической власти. Злоупот-ребления, расхищение национального достояния приобрета-ют невиданные ранее размеры. Наблюдается упадок морали, разложение нравов. Сократа, который в своих беседах смолодежью обличал несправедливость и лицемерие, царящиев обществе, обвинили в раз-вращении молодежи и присудили к смертной казни. Все этосамым пагубным образом сказалось на общем состояниистраны, включая ее обороноспособность, тем более чтоосновой войска было ополчение граждан, во многом утра-тивших былую веру предков в идеалы демократии. Истори-чески не случайным явилось полное поражение Афин в Пе-лопоннесской войне. Античному миру были известны и иныеформы государства. Четко различались республика и мо-нархия, республика демократическая и аристократическая.В этом отношении показательны Спарта и Рим. Особеннопоучительна история Рима, превратившегося из небольшогогорода-государства в мировую державу, сменившего нес-колько форм правления (время " царей", периоды аристок-ратической республики, монархии). Одно из величайшихдостижений Античного мира - римское частное право. Уси-лиями должностных лиц и прежде всего преторов, а такжезнаменитых " классических" юристов была создана правоваясистема, устанавливающая наиболее оптимальный режимюридического регулирования простых товарно-денежных от-ношений, основанных на частной собственности. Достигну-тое в ходе длительного развития совершенство формы исодержания, логическая обоснованность, четкость, яс-ность изложения в немалой степени обусловили его восп-риятие (рецепцию) правом последующих эпох. Из всех фак-торов, содействовавших рецепции права рабовладельческо-го Рима, два заслуживают особого внимания. Первый изних - достижение необходимой юридической абстракции вправе. Все свободные (вне зависимости от социального инационального происхождения) наделялись юридическим ра-венством в области частного права. Раб низводился науровень обычного товара - объекта права собственности.Впоследствии, когда рабства не стало, сохранилась тон-кая юридическая разработка понятия объекта права собс-твенности. Второй фактор - глубина подхода " классичес-ких" римских юристов к проблеме правоприменения, осо-бенно оцененному в Новейшее время. " Когда право проти-воречит справедливости, должно предпочесть последнее" (Дигесты. 15.1.32). Не будем касаться вопроса о том, что древние римляне понимали под " справедливостью".Важно другое: было намечено должное направление преодо-ления возможного противоречия между устаревшей, но неотмененной правовой нормой и отношением, полезным дляобщества и требующим защиты правом. К концу IV в. воз-можности дальнейшего развития общественнополитическогостроя Античного мира исчерпали себя. Нарастающий анта-гонизм между рабовладельцами и рабами и, как следствие, восстания угнетенных подрывали мощь государства. Ослаб-ленная Запад-ная Римская империя была разрушена вторгшимися на еетерриторию племенами Средней и Восточной Европы, рас-чистившими путь к установлению более прогрессивных длятого времени феодальных отношений. ГЛАВА 5 ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Древние греки населяли южную часть Балканского по-луострова, острова Эгейского моря и западное побережьеМалой Азии. Многочисленные поселения греков были разб-росаны по берегам Средиземноморского бассейна. Рабовла-дельческие государства здесь образовывались как города- государства (полисы). Они состояли из несколькихсельских поселений, объединившихся вокруг одного го-родского центра. Небольшие государства возникли на базебывших родоплеменных общин. Образованию небольших поли-сов способствовала и сама природа Греции. Весь Балканс-кий полуостров был разрезан труднопроходимыми горнымихребтами. Узкий Коринфский перешеек отделял одну частьполуострова от другой. Греческие колонии раскинулисьдалеко на запад и восток. На западе они были расположе-ны по берегам Италии, островах Сицилия и Корсика, южныхберегах Франции и Испании. На востоке греческая колони-зация захватила северные берега Черного моря (ПонтаЭвксинского). Здесь выросли греческие полисы: Ольвия, Танаис, Херсонес, Горгиппия и др. Государственный стройкак в городах метрополии, так и в колониях был разли-чен. В процессе разложения родового строя власть оказы-валась в руках зажиточных торговых и промышленных слоевгородского населения. Здесь создавалась демократическаяформа правления с ее народными собраниями, выборнымиорганами власти. А в ряде городовгосударств власть по-падала в руки единоличных правителей. Там же, гдевласть удерживалась родовой знатью, складывались арис-тократические республики. От аристократии отличали оли-гархию, где власть закреплялась за представителями бо-гатых граждан. На страницах данного учебника будетрассмотрен древнейший период в истории Греции (гоме-ровской Греции) и два государства: Афины и Спарта, какнаиболее могущественные из греческих городов-госу-дарств, оказавших большое влияние на судьбы других гре-ческих полисов. Афины представляли собой образец рабов-ладельческой демократии, а Спарта- образец рабовладель-ческой аристократии.Первое - наиболее развитое государство, второе - одноиз наиболее отсталых.1. Гомеровская ГрецияНичто такярко и образно не раскрывает нам о жизни, борьбе, куль-туре народа, разложении его родоплеменных отношений какзнаменитые поэмы Гомера " Иллиада" и " Одиссея". По пре-данию они принадлежат древнегреческому слепому поэ-ту-сказителю. Поэмы состоят из песен, каждую из которыхможно воспринимать как самостоятельный рассказ о томили ином событии. " Иллиада" повествует о войне ахейцев(так называли себя греки) с троянцами. Поэма " Одиссея" представляет нам картины мирной жизни греческих племен, еще не знавших государства.' ' " Иллиаду" перевел нарусский язык поэт Н.М. Гнедич, и она опубликована в1822 году Вдохновил его на перевод А.С. Пушкин. " Одис-сею" перевел В.А. ЖуковскийДолгое время события, описываемые в поэмах считалисьвымыслом, красивыми легендами, и не имевшими под собойникакой реальности. И только после находки ГенрихомШлиманом Трои, то что считалось фантазией поэта, оказа-лось на самом деле действительностью. Ему удалось найтии сокровища троянского царя Приама. Золотой клад одногоиз самых могущественных царей седой древности, окропленный кровью и слезами, пролежавший под руинами сож-женнойгреками Трои более 3 тысяч лет, появился на свет ново-го дня Собы тия описанные в поэмах, относятся к концуII - началу I тьсячелетия до н.э. Гомеровская Грецияпредставляла собой общество на стадии раз ложения пер-вобытнообщинного строя. Все население делить на роды(генос), союзы родов (фратрии) и племена (филы) Каждойчеловек принадлежал к какому-либо роду. Изгнанный изрода человек не мог рассчитывать на защиту со стороныобществаФактическое руководство обществом находилось в рукахродовой аристократии, которая имеет в своей собствен-ности и большие земельные наделы, отрезанные от общин-ного земельного фонда Старейшины родов, фратрий ифил получают наилучшую и наибольшую часть военной добы-чи. На них работают десятки рабов. Скот был мериломценности: быками рассчитывались за товар, платили выкупза невесту и др. Здесь на Балканском полуострове плодо-родной земли мало, нужда в орошении отсутствовала. На-чинало развиваться ремесло Природа наградила грековпрекрасной глиной, медью, оливковыми рощами В гомеровс-ких поэмах упоминаются кузнецы, гончары, кожевники' до-бытчики оливкового масла. Появились рабы. У царей-бази-левсов и знатных людей в домах были десятки рабов. Бо-гатство скапливается у родоплеменной знати, промышлен-ников и торговцев. Кто богат тот " лучший", " благород-ный", " доблестный". Бедняки же у Гомера именуются людь-ми " худыми", " дурными", " жалкими". Все больше появляет-ся людей, лишенных своего земельного надела (клера). Вгомеровской Греции, идет процесс разложения первобытно-общинного строя. Однако продолжает существовать большаяпатриархальная семья. Но все чаще можно было встретитьсемью моногамную, состоящую из мужа, жены, их детей.Понятие " права" греки еще не знают. Греки руководству-ются обычаями, справедливостью в их понимании. В полноймере сохраняется обычай кровной мести. Споры разбирают-ся вождем племени - базилевсом. Особые социальные груп-пы (общинники, аристократы, рабы) еще не сложились вопределенные классы. Нет еще и государства. Властьосуществляется советами старейшин, народными собрания-ми, базилевсами - племенными вождями. Совет старейшин(булэ) являлся постоянным органом власти в данном пле-мени или союзе племен, и состоял он из старейшин родов.Совет вступал в переговоры с другими племенами, участ-вовал в суде. Совет старейшин у Гомера уже не советстариков, каким он был раньше в условиях первобытногообщества, а совет наиболее видных и богатых представи-телей родовой знати. Народное собрание (агора) собира-лось для решения важнейших вопросов. Его участникамибыли вооруженные лица мужского пола, достигшие совер-шеннолетия. Основную роль в собрании играли знатные му-жи, хотя каждый мог высказаться. Голосования в собраниине проводилось, все решения принимались криком. При та-ких условиях старейшины и базилевсы могли принять любоенужное для них решение. Базилевс, как родоплеменнойвождь, не имел неограниченной власти. Он был военнона-чальником племени, верховным судьей и верховным жрецом.Он был первым среди равных, т.к. власть его носила оте-ческий характер. Должность базилевса была выборной. Од-нако при ее замещении предпочтение стали отдавать сынуумершего. базилевса, что привело к наследственному еезамещению. На войне власть царя-базилевса была шире.Ему принадлежало право жизни или смерти над каждым вои-ном. На войне он получал значительную часть добычи. Го-воря словами Ф. Энгельса, " мы видим, таким образом, вгреческом строе героической эпохи еще в полной силедревнюю родовую организацию, но вместе с тем, уже и на-чало подрыва ее". Развивается рабство, войны превраща-ются в постоянное средство грабежа. Греческое обществопредставляет собой в описываемое время военную демокра-тию. Она подготовила образование государства как учреж-дения, призванного закрепить имущественное неравенствои право одних эксплуатировать других.2. Образование Афинского государстваАфины представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства.Здесь государство возникает непосредственно и преиму-щественно из классовых антагонизмов, развивающихсявнутри самого родового общества, т.е. без всякого вме-шательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афинывырос на Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собс-твенности и государства. С.110.юге Балканского полуострова, в Аттике, малоплодороднойдолине, которую во время великого переселения народовзаняли ионические племена. Одному легендарному героюТезею удалось объединить несколько племенных поселенийс центром в Афинах, где и образовалось центральноеправление. Весь народ был разделен на три сословия, не-зависимо от принадлежности к тому или иному роду, фрат-рии и филе: на благородных (эвпатридов) - родовуюзнать, геоморов или земледельцев, и демиургов или ре-месленников. Замещение всех должностей было только изэвпатридов. Развитие ремесла, торговли, дальнейшее раз-деление труда привело к тому, что люди родов, фратрий ифил перемешались, родоплеменные структуры им стали тес-ны. Сельская община, столь крепко организованная и сох-ранившаяся в течение многих веков в Вавилоне, Египте ивсех государствах восточной деспотии, весьма быстроразложилась в Аттике. Здесь не было нужды в ирригации.На смену коллективной собственности на землю приходитсобственность частная. Со временем должность базилевсаликвидируется. Этот пережиток родоплеменного строя ста-новится нежелательным для новой аристократии. Наряду сдолжностью базилевса появляется новая должность - ар-хонта. Сначала он избирался пожизненно. Однако афинянене желали концентрации власти в одних руках и стали из-бирать его на 10 лет, а с 683 г. до н.э. избирается 9архонтов. Первый стоял во главе коллегии архонтов и за-нимался внутренним управлением и у него бы' ли судебныеполномочия по семейным делам. Базилевс стал вторым ар-хонтом, он отправлял жреческие функции, а также отправ-лял суд по религиозным делам. К третьему архонту - по-лемарху отошло военное командование. Остальные шестьчленов - фесмофеты - выполняли судебные функции. Арео-паг состоял из представителей наиболее знатных и бога-тых семей и постепенно он вытеснил совет старейшин.Отслужившие свой срок архонты пополняли ареопаг, кото-рый в свою очередь избирал архонтов. Реальная власть, таким образом, оказалась в руках эвпатридов. Для защитыпобережья и морской торговли страна разбита на несколь-ко территориальных округов (наукрарии), и каждый округдолжен был снарядить один корабль для флота. И с этоговремени население стало делиться не столько по племе-нам, сколько по территориям. В 621 г. до н.э. в Афинахпоявились первые писаные законы Драконта. Их изданиебыло результатом острой борьбы народа (демоса) противродовой знати. В основу законов легли обычаи племен.Ониотличались большой суровостью и ревностно защищаличастную собственность. Реформы Солона. В Афинах весьмарано достигли относительно высокого уровня производствои товаро-денежные отношения. Это объясняется высокимуровнем развития производительных сил, который был дос-тигнут на берегах Средиземноморья к VI1I-VI вв. до н.э.Здесь сказала свое слово и природа Аттики, где малоплодородной земли, но зато благоприятное местоположениедля торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усея-но небольшими островами, и мореходы могли спокойно до-бираться от одного острова до другого или держать их вкачестве ориентира при плавании. В Афинах образовалосьбольшая прослойка торговцев и ремесленников, интересыкоторых во многих отношениях совпадали с интересамикрестьян. " Демос", что значит " народ", состоявший изкрестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., на-ходился в постоянной борьбе с родовой аристократией. Вобществе происходит рост богатства у одних и обнищаниедругих. Задолженность мелких земледельцев стала массо-вым явлением. Поля пестрели закладными камнями. Боль-шинство крестьян превратилось в шестидольников, обязан-ных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой имиземли. Бедняки, лишенные возможности выплатить свойдолг, вынуждены отдавать свой земельный участок креди-тору за долги. За долги эвпатриды брали самого должникаили члена его семьи, продавали их на чужбину или остав-ляли работать на себя. Разорение крестьянства и всеоб-щая задолженность бедноты привели к открытому выступле-нию против родовой аристократии. В городе торговые иремесленные круги также стремились оттеснить от властиродовую знать. Борьба демоса выдвинула на политическуюарену Салона, который в 594 г до н.э. был избран архон-том и наделен чрезвычайными полномочиями. Он получилправо " отменять или сохранять существующее и вводитьновое". Городской демос видел в Салоне своего вождя изащитника от эвпатридов. Свою реформу Салон начал свведения закона, отменившего все долги шестидольников.Этот закон не разрешал в дальнейшем обращать в рабствокрестьянина или членов его семьи за долги. Так былоуничтожено долговое рабство. Отмена долговых обязатель-ств по-гречески называлась сисахфия - стряхивание бре-мени. Заложенные крестьянами участки земли были возвра-щены их владельцам. Залоговые камни, лежавшие на участ-ках. велено сбросить, а проданных за неуплату долгаафинян выкупить за счет государства и вернуть семьям.Возвращая шестидольникам землю, отнятую у них эвпатри-дами, Салон не увеличил их наделы за счет земель круп-ных землевладельцев. И в этом проявилась его политикакомпромисса. Положение крестьян улучшилось, но они небыли избавлены от дальнейшей нищеты. Он лишь на времяпритупил социальную напряженность в обществе. Салон недумал об отмене рабства. Он и сам был крупным рабовла-дельцем. Законы Солона установили и новое государствен-ное устройство в Афинах. Все граждане были разделены начетыре разряда в зависимости от получаемого дохода. Адоходы в Аттике измерялись медимнами - мерой сыпучих(зерно) и жидких (вино, оливковое масло) тел, т.к.деньги еще не получили распространения. Один медимнравнялся 52 литрам. Люди, получавшие доход, превышающий500 медимнов, зачислялись в первый разряд и называлисьпятисотмерниками; получавшие 300 мер дохода относилисько второму разряду и назывались всадниками; те, чей до-ход был до 200 медимнов назывались зевгитами, и, нако-нец, к четвертому разряду относились все остальныеграждане, которые назывались фетами. Замещение всех ру-ководящих должностей должно было производиться изпредставителей первых двух разрядов, а должности архон-тов и казначея Афин могли занимать только те, кто при-надлежал к первому разряду. Следует отметить, что вседолжности в Афинах в тот период были безвозмездными и, следовательно, они занимались людьми богатыми. Так вАфинах стало править не родство, а богатство. Бели зев-гиты могли еще надеяться на получение какой-либо незна-чительной должности, то фетам это было прямо запрещено.Исключенные из сферы управления феты не были лишенывозможности участвовать наряду со всеми другими разря-дами в народном собрании и суде присяжных. В результатереформы Солона войско в Афинах теперь стало строитьсяне по родам, фратриям и филам, как было раньше, а поимущественному признаку. Граждане первых двух разрядовстали служить в коннице, зевгиты составляли тяжеловоо-руженную пехоту, а феты - подразделения легковооружен-ных воинов и команды военных кораблей. Деление гражданпо имущественному цензу нанесло удар по родоплеменнымтрадициям, которые еще были сильны. В основу деленияграждан была положена частная собственность. Знатностьпроисхождения уже не играла серьезной роли. Солон соз-дал новый государственный орган - Совет четырехсот. Онежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по100человек от каждой филы (а их было четыре). Это была ус-тупка родовой знати, одно из проявлений компромисногохарактера всех реформ Солона, т.к. филы представлялисобой четыре ионических племени. Он сохранил также аре-опаг- оплот родовой аристократии. За ним оставлено пра-во надзора за соблюдением законов и контроль за дея-тельностью народного собрания. Совет 400 и ареопаг, пословам Солона, должны были выполнять роль двух якорей, предохраняющих государственный корабль от последствийбурь путем сдержек и противовесов. Совет 400 избиралсяфилами, т.е. старыми ионическими племенами. Этих племенбыло четыре и каждое из них посылало в Совет по 100 че-ловек. Солон создал еще суд присяжных - гелиэю, которыйпомимо обширной судейской власти приобретет позднеебольшое политическое значение как орган законодательнойвласти и контролирующий избрание должностных лиц. Всостав членов этого суда были допущены граждане всехчетырех разрядов. Гелиэя была создана как противовеснародному собранию с ее широким составом участников(6000 человек), а также ареопагу, продолжавшему оста-ваться оплотом аристократии. Гелиэе принадлежало правоутверждения и отмены законов, принятых народным собра-нием. За ней оставалось последнее слово - быть или небыть закону. В основе реформы Солона лежала политикакомпромисса- " золотой середины" для " благородных" и" худых". При всем стремлении реформатора " не раскачи-вать корабль" нововведения подорвали господство родовойаристократии и усилили политическое значение демоса.Солон не удовлетворил ни аристократию, ни демос.Крестьяне выступали за передел земли и расширения своихнаделов (клеров) за счет земель эвпатридов. Солон огра-ничился лишь ликвидацией долгов и долговой кабалы. Вперспективе малоземельного крестьянина ждала такая жеучасть. Салон укрепил республиканский образ правления, но оставил нетронутым ареопаг и старые четыре филы, гдеродовая знать еще сохраняла свой вес и могла влиять навыбор своих представителей в Совет 400. РеформированноеСолоном афинское общество не успокоилось. Борьба междудемосом и эвпатридами продолжалась. Опираясь на воору-женную силу и, пользуясь поддержкой крестьян, предста-витель богатого рода Писистрат захватил государственнуювласть и стал единоличным правителем в Афинах-тираном.Правление Писистрата и его сыновей продолжалось с 560по 527 гг. до н.э. Все ранее существующие учреждениябыли сохранены: выбирались архонты, собирался ареопаг и народное собра-ние. Тираны заботились лишь о том, чтобы на всех долж-ностях в государстве были их люди. Они смягчили налогикрестьян, ввели разъездные суды. При содействии спар-танского царя афинянам удалось изгнать последнего пи-систратида Гиппия и положить конец тирании. Власть былапередана Клисфену. Реформа Клисфена 509 г. до н.э.окончательно ликвидировала остатки родового строя.Клисфен ввел территориальное деление населения и унич-тожил политическое значение старых четырех фил. Все на-селение было разделено на 10 территориальных фил. В ос-нову деления было положено постоянное местожительствограждан. Образовано 30 тритий (округ) из них 10- в Афи-нах; 10- в пригороде; 10- в прибрежной полосе. В филувходила трития от города, трития от окрестной террито-рии и трития от побережной полосы. Таким образом, вкаждой филе 2/3 оказывались за городским населением инаселением, тяготевшим к городу (горожане, рыбаки, тор-говцы) и только 1/3 - за населением сельским. Большинс-тво в каждой филе оказалось за городским населением вущерб деревне, где влияние родовой знати было всегосильней. Тритии делились на демы. Всего было 100 демовпо 10 в каждой филе. Дем был одновременно и хозяйствен-ной, и административной, и рекрутской единицей. С демомчеловек был связан со дня своего рождения. В 18 лет онзаносился демархом (старостой) в списки гражданские ивоенные. С 20 лет афинянин получал гражданские права.По реформе Клисфена права гражданские определялись при-надлежностью не к роду, а к дему. Совет 400 был замененСоветом 500, состоявший из представителей i0 территори-альных фил, избранных по 50 от каждой филы, т.е. по 5представителей от каждого дема. Совершенно ликвидировавзначение родоплеменного деления, реформа Клисфена (мно-гие ее называют революцией) завершила процесс образова-ния Афинского государства. Реформа не затронула арео-паг- оплот консервативных элементов. Вскоре коллегияархонтов утратила свое прежнее значение вследствие об-разования коллегии 10 стратегов (см. ниже). Клисфензнаменит еще и тем, что он ввел остракизм (суд череп-ков). После изгнания тирана Гиппия Клисфен прежде всегохотел обезопасить государство от новых попыток захва-тить власть. На одном народном собрании ставился воп-рос: Есть ли в Афинах кто-либо из граждан, стремящихсяк тирании? Достаточно было кому-либо дать утвердитель-ный ответ и собрание распускалось и собиралось вновьчерез две недели. Каждый получал глиняный черепок и пи-сал на немимя человека, которого считал опасным для демократии.Черепки подсчитывались, и если одно и тоже имя написалиболее половины присутствовавших (число участников соб-рания должно было быть не менее 6000), то человек счи-тался осужденным и должен был отправиться в изгнание на10 лет. Бывало и такое, что изгнанию подвергался чело-век по ложному обвинению или недомыслию. В первой поло-вине V в. до н.э. всей Элладе пришлось выдержать нес-колько вторжений могущественной Персии. Кровопролитныевойны на суше и на море закончились поражением Персии.Последствием греко-персидских войн было возвышениеАфин, сыгравших самую решающую роль в победе над перса-ми. Афины стали во главе образовавшегося во время войныморского союза греческих государств. Защита всех членовсоюза была поручена Афинам, а другие государства Бал-канского полуострова стали ограничиваться уплатой де-нежных взносов. Афинский морской союз был не чем инымкак господством Афин над всеми союзными греческими го-родами-полисами. Как результатом победы над Персиейстала демократизация государственного строя в Афинах вV в. до н.э. Демос, спасший отечество, претендовал набольшее участие в политических делах. Архонты стали из-бираться посредством жребия, а право быть избранным вархонты наряду с гражданами первого класса получилитакже и всадники. Реформы Эфиальта и Перикла значитель-но расширили права афинских граждан в управлении госу-дарством. После многочисленных попыток Эфиальту удалосьв 462 г. до н.э. принять закон, по которому у ареопагаотнималось право veto на постановления народного собра-ния, и оно было передано гелиэе. Сокращена и судебнаякомпетенция ареопага - оставлены лишь дела по обвинениюв убийстве и религиозные дела. При Перикле была введенаплата за исполнение должностей, что дало возможностьмалообеспеченным гражданам занимать государственныедолжности. Значительно повысилась роль народного собра-ния.3. Общественный и государственный строй.Афины оставались рабовладельческим государством.Основнуюмассу людей труда составляли рабы. Что касается свобод-ного населения, то имущественное расслоение в нем былозначительным. В Афинах проживала огромная масса свобод-ной бедноты. Это ремесленники, земледельцы, люмпен -пролетариат. Имущие тоже не были однородны. В их среденаблюдается деление на землевладельческую аристократиюи торгово-промышленные круги (судовладельцы, хозяевамастерских, рудников, купцы и т.п.).Свободное население состояло из: 1) полноправных граж-дан; 2) метэков, т.е. иностранцев; 3) вольноотпущенни-ков. Всей совокупностью гражданских и политическихправ, привилегиями пользовались только полноправныеграждане, рожденные от афинянина и афинянки. При внеш-нем равенстве свободных граждан их положение в обществеопределяло имущественное состояние. Занятие физическимтрудом для гражданина считалось позором, исключениесоставлял труд земледельца, скульптора, архитектора ит.д. Позорящие профессии были уделом метэков, вольноот-пущенников и рабов. Метэки - это чужеземцы, проживающиев Афинах продолжительное время. Как правило, это граж-дане других греческих городов. Правом гражданства онине пользовались. Они не участвовали в народном собра-нии, суде, не занимали государственные должности. Ихбраки с афинянами не считались законными. Метэки выпол-няли все повинности, облагались налогами, и привлека-лись к военной службе. Многие метэки обладали значи-тельным состоянием. По своему правовому положению к ме-тэкам приравнивались вольноотпущенники. Рабы составлялисобственность господ, они были вещами, а не лицами. ВАфинах число рабов доходило до 400000 при 21 000 граж-дан и 10000 метэков. Были рабы частных лиц и государс-твенные. Из рабов составлялась полицейская стража, ониохраняли порядок в народном собрании, в судах и общест-венных местах. Однако основным местом работы для нихбыли каменоломни, рудники, земледелие, ремесленные мас-терские. Источниками рабства были: плен, покупка рабовна невольничьих рынках, рождение от рабов. Господин могнаказать раба только плетью. Смертную казнь ему мог оп-ределить только суд. Афины были городом - государством(полисом) и были весьма небольшими по своей территории.Высшими органами государственной власти были: Совет-булэ; народное собрание; выборные должностные лица(стратеги, архонты); ареопаг и гелиэя. Булэ состоял из500 членов - булевтов. Они избирались жребием в каждойфиле (по 50 членов от каждой). Все избранные лица под-вергались докимасии, т.е. своеобразному экзамену, гдевыявлялся образ жизни и поведения булевта. По окончаниюсрока каждый член Совета держал отчет о своей работе всвоей филе. На Совет возлагалось приведение в исполне-ние решений народных собраний. Он определял источникидоходов в казну и контролировал расходы, производилвзыскание государственных долгов и т.д. Под надзоромСовета была конница и флот.Совет занимался международными делами. На нем лежалазабота о святилищах, об устройстве празднеств, о госу-дарственных постройках. Совет имел право требовать от-четы от должностных лиц. Естественно, вести оперативныедела в таком многолюдном собрании было невозможно. Поэ-тому Совет 500 делился на 10 комиссий (пританий), вкаждую из которых входило по 50 представителей одной издесяти фил. Каждая притания находилась у власти однудесятую часть года. Очередность правления пританий оп-ределялась жребием. Народное собрание созывалось четырераза в месяц и проходило на главной площади. Посещатьего имели право только полноправные граждане Афин. Ме-тэкам, рабам, женщинам вход в собрание был закрыт. Ре-альную возможность посещать собрание имели жители само-го города и ближайших селений. Крестьяне, занятые сель-хозработами, посещали собрание крайне редко. Поэтомудля принятия исключительно важных решений был установ-лен кворум в 6 000 человек. Повестка дня объявляласьзаранее. Одно собрание было посвящено проверке деятель-ности должностных лиц, на других обсуждались вопросысостояния урожая, обороны, продовольственного снабже-ния, заслушивания заявлений граждан и т.д. В главномсобрании шестой пританий ставился вопрос о необходимос-ти подвергнуть кого-либо остракизму. По необходимостисозывали чрезвычайные собрания. Самым основным деломнародного собрания было законодательство. Формальнокаждый гражданин имел право предложить законопроект стрибуны собрания, которой служил большой камень. Собра-ние открытым голосованием решало, считает ли оно необ-ходимым вносить изменения в действующее законодательст-во. Если автора законопроекта поддержало собрание, онимел возможность представить свой законопроект в Советпятисот, который и давал свое заключение на проект. Од-новременно текст нового законопроекта выставлялся наплощади для всеобщего обозрения. При положительнойоценке проекта Советом, он возвращался в народное соб-рание, которое назначало пять защитников старого зако-на. После всего этого процесса проект передавался в судприсяжных (гелиэю), где дело разбиралось в форме судеб-ного процесса: предлагавший новый закон выступал в ролиобвинителя старых законов, а 5 представителей собрания- в роли их защитников. В случае одобрения законопроек-та гелиэей он становился законом. Автор законопроектанес уголовную ответственность в тех случаях, когдапредложенный им закон противоречил существующему об-щественному и государственному строю. Возбудить обвине-ние против автора мог любой гражданин. И если судьипризнавали обвинениеправильным, то внесший предложение подвергался денежно-му штрафу, а иногда и смертной казни. Такая процедурапо прохождению закона называлась " графэ параномом".Тот, кто был трижды осужден по графэ параномом, впредьлишался права вносить какие-либо предложения в народныесобрания. Дискуссии в народном собрании принимали частовесьма острые формы. Аристократическая и демократичес-кая партии заранее готовили своих ораторов, применялиразнообразные формы воздействия на массы - подкуп, лесть, обман, шантаж и т.п. Тон в собрании задавали бо-гатые, экономически независимые люди. Не имея утверж-денного регламента, тем не менее существовали следующиетребования к ораторам: а) не касаться вопросов к делуне относящихся; б) не повторяться; в) не позволять ос-корбительных выпадов. Искусство оратора высоко цени-лось, поэтому оно было предметом специального изучения.Гелиэя - суд присяжных по своей значимости следовала занародным собранием. Между этими органами были поделеныфункции законодателя. Последнее же слово принадлежалогелиэе. Как было отмечено выше, она состояла из 6 000членов и делилась на 10 секций (дискастерий) в составе600 членов каждая. Каждая дискастерия избиралась пожребию в каждой из 10 фил. Круг дел, подлежащих расс-мотрению, определялся утром того дня, когда должно былопроходить заседание суда. После этого по жребию опреде-лялась одна из 10 секций, которая и должна была расс-матривать дела этого дня. Гелиэя рассматривала жалобына решения других судебных инстанций и была первой инс-танцией по делам о государственных и должностных прес-туплениях. Она осуществляла контроль за деятельностьюдолжностных лиц и утверждала их отчеты. И, наконец, ейпринадлежало право окончательного утверждения решенийнародного собрания. Должностные лица. Высшими должност-ными лицами до реформы Клисфена были девять архонтов.Однако их роль была сведена к рассмотрению судебных дели отправлению религиозных обрядов. Как единая коллегияархонты выступали в качестве коллективного председателяв народном собрании, когда решался вопрос об остракиз-ме. Обычно каждый архонт действовал самостоятельно.Первый архонт назывался архонтом - эпонимом. В его ком-петенцию входило предварительное рассмотрение некоторыхсемейных дел, направляемых им для окончательного реше-ния в суд (дела о дурном обхождении детей с родителями, о плохом обращении с сиротами, с наследницей, о расто-чительстве и др.). На нем лежала забота о проведенииряда празднеств.Второй архонт - базилевс осуществлял надзор за религи-озным культом. Он председательствовал в ареопаге. Поле-марх - преемник военного вождя. От его былых функцийпредводителя греческого ополчения остались лишь воспо-минания. Он совершал жертвоприношения и устраивал надг-робные состязания в честь павших воинов. Остальныешесть архонтов составляли коллегию фесмофетов. Это былисудьи по различным делам. Коллегия десяти стратегов вы-биралась народным собранием. Они считались равными меж-ду собой, но во время войны главное командование пору-чалось одному из них, опять же по выбору народного соб-рания. Должность стратега не оплачивалась и поэтому еезамещали знатные и богатые люди. В основу деятельностидолжностных лиц были положены принципы выборности, по-дотчетности и коллегиальности. Судебные органы. Древ-нейшим судебным органом был ареопаг. Позднее образовал-ся суд эфетов. При Солоне была создана гелиэя. Были испециальные суды, предназначенные для отдельных катего-рий дел. О гелиэе было сказано выше. Суд эфетов расс-матривал дела о неумышленных убийствах, об увечьях идела об убийстве метэков, убийствах при самообороне, убийстве вора на месте преступления, убийство любовникажены и др. Коллегии одиннадцати были подсудны дела раз-бойников, ночных и карманных воров, похитителей граж-дан. Имущественные споры слушались в суде " сорока му-жей". Кризис афинской демократии. В 431 г. началась Пе-лопонесская война - междоусобная борьба Афинского морс-кого союза со Спартой, которая была во главе Пелопо-несского союза. Война шла с переменным успехом. Арис-тократы в Афинах всячески поддерживали Спарту. В самыйкритический момент для армии афинян в 411 г. до н.э. вАфинах был совершен олигархический переворот. Всявласть перешла к новому органу - Совету четырехсот. На-чались аресты, казни. Однако этот строй продержалсяоколо четырех месяцев. Поднялось недовольство народа иармии. Последовало восстановление демократии в ее преж-нем виде. Участники Правительства четырехсот были прив-лечены к судебной ответственности. Пелопонесская войнапривела в конечном счете к поражению Афин, чему спо-собствовала военная помощь Спарте со стороны Персии. В404 г. до н.э. Афины вынуждены были заключить мир накабальных для себя условиях. Все демократические инсти-туты были уничтожены, а власть оказалась у " коллегиитридцати". Ее правление ознаменовалось неслыханным тер-рором. Казнены тысячи людей. По-литическими правами была наделена всего одна тысяча че-ловек, наиболее богатых. Из их числа формировался советиз 500 членов и ему принадлежала вся власть. Фактическиже управляла небольшая группа членов " тридцати" во гла-ве с реакционером Критием. Крушение демократии было нетолько результатом военного поражения. Само это пораже-ние было результатом тех методов, с помощью которыхАфины управляли своими союзниками. Здесь сказалось инедовольство простого народа, который беднел на фонеогромных богатств верхушки общества. Чтобы добыть себепропитание многие афиняне нанимаются в чужеземные войс-ка, особенно в странах Востока, где их охотно приглаша-ли на службу. В Афинах резко сократилась возможностьденежных раздач, что не могло не усилить недовольствошироких масс народа, лишенного средств существования, но по-прежнему презиравшего какой-либо труд. " Не демок-ратия, - писал Ф. Энгельс, - привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьные педанты, виляю-щие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделалотруд свободного гражданина презренным".' Во второй по-ловине IV в. до н.э. на Балканах приобретает большуюсилу наиболее отсталая из всех государств Македония. В338 г. до н.э. в битве при Херронее македонская армияодержала победу над греческими войсками, и было положе-но начало господству македонской монархии над всей Эл-ладой. Во II в. н.э. территория Афин становится частьюримской провинции. Всякое покоящееся на рабстве произ-водство и всякое основывающееся на нем общество гибнутот этого противоречия. Разрешение его дается насильст-венным покорением гибнущего общества другим, болеесильным (Греция покорена Македонией, а позже Римом).Происходит лишь перемещение центра, и весь процесс пов-торяется на более высокой стадии, пока, наконец, непроисходит завоевание таким народом, который вместорабства вводит новый способ производства.4. Основные черты афинского праваКак и у других народов древнейшимисточником права в Афинах являлся обычай. Ареопаг всвоей деятельности руководствовался древними обычаями, идущими еще от первобытного общества. Первая кодифика-ция законов относится к 621 г. до н.э. Она принадлежитархонту Драконту. Это были первые писанные нормы права.' Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственнос-ти и государства. М. 1949. С. 114.Они до нас не дошли. Плутарх отмечал, что законы Дра-конта отличались своей жестокостью, что почти за всепреступления предусматривалась смертная казнь. Известнынам и законы Солона, которые не ограничивались нормамигосударственного устройства (см. выше), но и содержалив себе нормы и гражданского, и уголовного права. С V-1Vвв. до н.э. законы в Афинах становятся основным, а точ-нее, единственным источником права. Право собственнос-ти. В Афинах не сложилось четкого определения собствен-ности подобно римскому dominium. Там еще не сложилосьпредставление о правах частного собственника. Но правособственности ревностно защищалось несколькими исками.Институт частной собственности получил в Афинах полноеразвитие. Собственник имел право пользоваться и распо-ряжаться вещью во всех дозволенных законом формах. Пра-во частной собственности позволило накопить огромныебогатства в руках немногих граждан. Государство контро-лировало совокупное имущество каждого гражданина, что ипозволяло распределить афинян по имущественным разря-дам. В зависимости от имущественного положения опреде-лялась и сумма налога гражданина. Богатые граждане обя-заны были устраивать на свои средства шествия, празд-нества, жертвоприношения и пр. Эти обязательства бога-тых назывались литургией. Обязанное лицо могло перело-жить литургию на другого, которое по его мнению былобогаче его, а если тот отказывался, то предлагал емуобменяться имуществом. Частная собственность защищаласьсуровыми мерами. Добросовестное владение также строгоохранялось. В Афинах существовала и государственнаясобственность, включающая в себя рудники, шахты, воен-ный флот и т.д. Обязательственное право. Всякое согла-шение могло быть основанием договорного обязательства.Неисполнение договорных обязательств до реформы Солонавлекло личную ответственность должника, которому грози-ла долговая кабала. После отмены долговой кабалы в ка-честве средств обеспечения договорных обязательств ста-новятся задаток, залог и поручительство. За неисполне-ние обязательства иногда предусматривались штрафы. За-логовое право вместе с питавшим его ростовщичеством по-лучило весьма широкое хождение. Заложенные вещи переда-вались кредитору и в случае неуплаты долга они станови-лись собственностью заимодателя. В Афинах весьма широкопрактиковался залог недвижимости (hipotheka), т.е. за-лог земли с оставлением ее в собственности должника. Вслучае неуплаты долга она переходила в собственностькреди-тора. Институт ипотеки, возникший в Греции, оказал за-метное влияние в дальнейшем на римское право. Распрост-раненными договорами были договор купли-продажи, дого-воры найма, ссуды, подряда, займа, товарищества. Всякийвред, причиненный личности или имуществу, давал основа-ние для предъявления иска. В этих случаях возникалиобязательства из деликтов, т.е. правонарушений. Семей-ное право. В Афинах вступление в брак было обязатель-ным. Безбрачие рассматривалось как несчастье и как не-честие, т.к. такое состояние приводило к утрате культапредков. Раньше, в гомеровский период, брак заключалсяв форме купли-продажи невесты. Женщина в брачном дого-воре не играла существенной роли. Онаобъект договора, ане сторона. Жених заключал договор с ее отцом или инымродственником, под опекой которого она состоит. Мужлишь управлял имуществом, полученным в приданое. Жена всемье занимала подчиненное положение. Муж пользовалсяуслугами рабынь. Широкое распространение получала прос-титуция, как первая профессия, находившаяся под покро-вительством государства. Связи мужчины с другими женщи-нами не порождали никаких юридических последствий. Нажену смотрели как на вещь, необходимую для работы похозяйству, и для афинянина она действительно была, по-мимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой.Развод для мужчины был свободен. Он был обязан лишьвернуть ей приданое, если развод не был вызван изменойжены. Разводу по инициативе жены предшествовало ееписьменное обращение к архонту, в котором она излагаламотивы развода. Сначала отец имел право жизни и смертив отношении своих детей. Он мог продавать их в рабство.Со временем отцовская власть уменьшилась. Отец мог от-речься от ребенка, если считал его не своим. Он мог вы-дать свою дочь замуж за любого мужчину и даже мог своюволю выразить в завещании. Сын обязан был содержать ро-дителей впавших в бедность. Наследственное право.Афинское право знало наследование по закону и по заве-щанию. Порядок первого был следующим. В первую очередьнаследуют сыновья умершего. Дочери получали приданое.Сыновья наследство делили поровну. Внебрачные дети ненаследовали. Если не было прямых наследников, их местозанимали боковые родственники умершего (братья, сестры, дяди, тетки, племянники, двоюродные братья и их дети ит.д.). Наследование по завещанию появилось после рефор-мы Солона. Завещать мог лишь тот, у кого не было закон-ных детей мужского пола. Не могли завещать женщины инесовершеннолетние. Если у заве-щатсля была одна дочь, то он мог завещать постороннемувсе свое состояние при условии, если последний женитсяна ней. Если по завещанию к единственной дочери не былназначен жених, то мужа ей подыскивал архонт. Уголовноеправо сохраняло немало пережитков первобытного строя.Так, убийство рассматривалось как дело самих родствен-ников убитого, а не государства. По договоренностиродственники убитого от убийца могли получить вознаг-раждение. Такая же сделка была возможна между мужем исоблазнителем его жены. К делам частного обвиненияафинское право относило почти все преступления, причи-нившие вред личности или его имуществу. Оскорбленныймуж имел право убить любовника жены, застигнутого наместе преступления. Всякое обвинение возбуждалось иподдерживалось потерпевшим. Преступления, наносившиевред общественному интересу, преследовались государс-твом и частными лицами. Здесь имелись в виду такжепреступления как государственная измена, заговор противдемократии, подкуп должностных лиц, притеснения сирот, находившихся под опекой государства и т.д. Предание су-ду за указанные выше преступления, равно как и за прес-тупления против религии, относились к компетенции на-родного собрания. Совета 500, высших должностных лиц.Ложный донос и лжесвидетельство в суде наказывалисьсмертной казнью. Наиболее распространенными наказаниямибыли: смертная казнь, конфискация имущества, изгнаниеиз страны, лишение гражданских прав. Если вор был зас-тигнут на месте преступления, его можно было схватить иподвергнуть заточению, а ночного вора можно было убить.Особую группу составляли воинские преступления (дезер-тирство, трусость, уклонение от воинской повинности).Судопроизводство. Рассмотрению дела в суде предшество-вало предварительное расследование. По государственнымпреступлениям создавались специальные комиссии, в ос-тальных случаях следствие вели архонты и другие долж-ностные лица. Обвинитель и обвиняемый использовали всевозможные доказательства, в том числе и свидетельские.По окончании предварительного следствия все добытые поделу доказательства (документы, протоколы допросов ит.д.) запечатывались в глиняные сосуды и направлялись всуд, где они и зачитывались. Суд допрашивал свидетелей.Обвинитель и обвиняемый произносили свои речи, обращаявнимание судей на имеющиеся в сосуде доказательства.Стороны в своих выступлениях старались эмоциональновоздействовать на судей. Этому искусству в Афинах осно-вательно учились. Адвокатуры в Афинах не было. Сторонытщательно скрывали помощь других лиц и вынуждены былизаучивать написанные речи наизусть. Стороны в суде дляпроизнесения речей получали одинаковое время и счита-лось особым достоинством и даже признаком правоты, еслисторона досрочно заканчивала речь, а оставшееся времяпредставляла своему противнику. Судебное расследованиезаканчивалось голосованием. Если вердикт присяжных былобвинительным, приступали к определению меры наказания.Приговор оглашался лишь на третий день. Это давало воз-можность обвиняемому покинуть Афины, избавив себя отнаказания. На судебное решение допускалась аппеляция кгелиэе.5. Государство СпартаВ IX в. до н.э. в доли-ну реки Эврот вторглись с севера дорийские племена, по-корив местное население и превратив его в угнетенноесословие - илотов. Жители горных территорий оказалисьтоже в зависимом состоянии. Они получили наименованиепериэков. Сравнительно небольшая область, захваченнаядорийцами, получила название Спарта. В VIII в. до н.э.Спарта расширяет свою территорию на запад. Овладев Мес-синией, дорийцы превратили ее земли в свою общую собс-твенность. Становление государственного строя связываютс именем легендарного законодателя Ликурга, которомуприписывают издание особого документа - ретры (догово-ра). Этот документ появился в условиях острой борьбы вспартанском обществе. Имущественное неравенство разру-шило первобытнообщинные устои и привело к образованиюклассов и государства. Спарта представляла собой такжекак и Афины государствогород (полис). ВпоследствииСпарта, благодаря своему военному могуществу, объедини-ла ряд городов южной Греции (Пелопоннеса) и образовалаПелопоннесский союз, в состав которого вошли и такжебогатые города как Коринф, Мегара и др. Общественныйстрой долгое время сохранял значительные остатки перво-бытнообщинного строя. Общинная собственность на землюсохраняется. Производство развивается слабо. Основноезанятиеземледелие. С первых же шагов своего становленияспартанское государство приобретает все черты военноголагеря. Это объясняется необходимостью удерживать в по-виновении огромную массу порабощенных людей. Спартиаты(полноправные граждане Спарты) заботились о недо-пущении раскола по имущественному принципу среди " рав-ных", как называли себя спартиаты. Были приняты суровыезаконы против роскоши, согласно которым крыши всех до-мов должны делаться одним топором, а двери только однойпилой, без помощи какого-либо другого инструмента. Ли-кург запретил спартиатам заниматься торговлей, введенатяжелая железная монета, которую перевозили на волах.Только спартиаты пользовались политическими правами.Каждый из них был наделен земельным участком вместе силотами, обрабатывающими эту землю. Все спартиаты долж-ны были участвовать в общественных трапезах (сиссити-ях). Каждый вносил для этих целей свой взнос натурой иденьгами. Те граждане, которые по своей бедности немогли участвовать в этих совместных трапезах, исключа-лись из числа " равных" и переводились в разряд " опус-тившихся" (гипомейенов). Всюду и во всем был единый по-рядок, строгая дисциплина. Воспитание молодежи было де-лом государственным. Мальчики в семилетнем возрасте от-бирались у семьи и они проходили обязательное обучениепод руководством педоменов - должностных лиц. В основеобучения было физическое воспитание. Спарте нужны былистойкие, храбрые, выносливые и дисциплинированные вои-ны. Все довольствовались простой пищей, одевались вгрубую одежду. С 20 до 60 лет каждый спартиат был воен-нообязанным. Жениться разрешалось в 30 лет, т.к. в этомвозрасте мужчина признавался совершеннолетним и приоб-ретал политические права. Периэки политическими правамине пользовались, но были людьми свободными. Они моглиприобретать собственность, совершать сделки. Главным ихзанятием были ремесло и торговля. Периэки несли воинс-кую службу в качестве тяжеловооруженных воинов. Илотыотличались от рабов античного мира, т.к. Спарта не зна-ла домашнего рабства и крепостные илоты жили обособлен-но на земельных участках, которыми владели спартиаты.Илоты находились в собственности государства, нолюбой спартнат, во владении которого _ находился илот, мог его, однако, убить, продать, наказать. Илот своейземли не имел. Он работал на участке, предоставленномспартиату государством. Однако илот имел свое хозяйствои орудия труда. Половину собранного урожая илот обязанбыл отдать своему господину. Последний мог использоватьилота в домашнем хозяйстве. Во время боевых действийилоты превращались в легковооруженных воинов и их бро-сали первыми в бой. Повиновение илотов спартиаты доби-вались методами жесткого террора. Самых смелых и силь-ных илотов убивали во время так назы-ваемых критий (массовых убийств). Ежегодно эфоры объяв-ляли войну илотам, как бы подводя под массовые убийстваправовую основу. Весьма часто илоты поднимали восста-ния. Так, в 464 г. до н.э. началось всеобщее выступле-ние илотов против своих господ. Ввиду угрожающих разме-ров восстания Спарта вынуждена была обратиться за по-мощью к Афинам. Государственный строй. Спарта была ра-бовладельческой аристократической республикой. В нейгосподствовала небольшая, но сплоченная группа аристок-ратических семей, державшая в своих руках следующие ор-ганы власти: два царя; совет старейшин - герусия; на-родное собрание (апелла) и эфоры. Власть двух царейпроизошла из власти родоплеменных вождей гомеровскойэпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, какрезультат объединения дорийского и ахейского племен. Современем реальная власть оказалась у эфоров. Царю, выс-тупавшему в поход, принадлежала в значительной меревласть военного вождя, хотя и здесь он находился поднаблюдением двух эфоров. Царь был также верховным жре-цом и верховным судьей. Позднее царям оставлены былидела семейные и наследственные. Неугодные цари моглибыть смещены эфорами. Каждые восемь лет эфоры проводилигаданье по звездам и под предлогом неблагоприятных дляцаря расположения звезд могли сместить царей и дажепредать их суду. Цари были окружены почетом. Все должныбыли вставать перед ними, кроме эфоров. Герусия - советстарейшин в классовом обществе уже состоял из виднейшихпредставителей господствующего классов в количестве 28членов. Оба царя также входили в герусию. Члены герусии(геронты) избирались из знатных особ, достигших 60 лет-него возраста, уже свободных от обязанности нести воен-ную службу. Геронтов избирало народное собрание пос-редством крика пожизненно. Герусия предварительно расс-матривала все вопросы, выносимые в народное собрание.Она разбирала угольные дела и в том числе государствен-ные. Дела гражданские были подсудны эфорам. Народноесобрание (апелла) не играло в Спарте сколько-нибудьзначительной роли. В народном собрании участвовалиграждане с 30-летнего возраста. Выступали, как правило, должностные лица и послы других государств. Голосованиепроизводилось криком. Если трудно было определить реше-ние таким образом, то участники собрания расходились вразные стороны. К ведению народного собрания относилосьпрежде всего избрание геронтов, эфоров, начальников ар-мии и флота. Собрание решалокому из царей идти в поход, принимало новых граждан илишало отдельных граждан гражданства. Эфоры занималиособое положение в спартанском обществе. Фактическоеруководство делами государства принадлежало эфорам. Ихбыло пять, их ежегодно избирали в народном собрании.Передача реальной власти эфорам объясняется тем, чтознать Спарты не полагалась на царей, наследственно за-нимавших трон, предпочла передать власть своим прямымставленникам. Эфоры выносили решение по большинству го-лосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, егоименем и назывался год. Управление страной было в рукахколлегии эфоров, они контролировали деятельность всехдолжностных лиц. Всякое нарушение дисциплины и устано-вившихся нравов каралось весьма сурово. В своей дея-тельности эфоры отчитывались только перед преемниками.В Спарте господствовало неписаное, обычное право. Дол-гое время сохранялась общинная собственность на землю.Продажа земли и домов была запрещена. Со времени Ликур-га число земельных участков оставалось в Спарте неиз-менным и потому число граждан не должно превышать 10тысяч человек. Надел переходил старшему брату, другиебратья могли стать полноправными гражданами только втом случае, когда появится земельный участок без вла-дельца. Женщина в Спарте занимала сравнительно высокоеположение. Она обладала имущественными правами. Почет-ное положение женщины можно объяснить остатками матри-архата. Несколько столетий Спарта сохраняла черты воен-но-земледельческого государства, и перемены здесь наме-тились лишь в IV-III вв. до н.э. В 196 году до н.э.Спарта утратила свою политическую самостоятельность, попав со всеми государствами Греции под власть Рима. ГЛАВА 6 ДРЕВНИЙ РИМ 1. Образование Римской республикиЭмблемой Рима является волчица, кормящая своим молокомдвух младенцев. В одном из римских музеев находитсябронзовое изображение этой волчицы, которой уже испол-нилось две с половиной тысячи лет. В те далекие временаскульптура стояла на площади древнего Рима и напоминалакаждому римлянину о легенде, связанной с осно-ванием Рима - центра будущей великой державы, выросшейв Лации на левом берегу Тибра, в его нижнем течение.'На основании данных современной исторической науки сполной убежденностью можно говорить о возникновении иразвитии городагосударства Рим. Первые поселения появи-лись на Палатинском холме около тысячелетия до н.э.Позднее заселены Капитолийский, Авентийский и др. хол-мы. Территория Лациум представляла собой обширную низи-ну, окаймленную четырьмя холмами. Это было удобное ибезопасное место. Удобное потому, что река и близостьморя помогали развитию торговли и связывали город состранами Востока и Грецией. Долина весьма плодородна.Древнейшее население Рима жило в условиях первобытнооб-щинных отношений, организованное в 300 родов. КаждыеЮродов составляли курию, 10 курий (100 родов) составля-ли племя- трибу. Каким образом возникла такая стройнаясистема, сказать трудно, т.к. источники молчат. Некото-рые ученые считают, что одна из триб являлась объедине-нием латинских родов, другая - сабинских, а третья -этрусских. Таким образом, триста родов, объединенные вконечном счете в три трибы, составляли римский народ(populus). Значит, к римскому народу мог принадлежатьлишь тот, кто был членом рода, а через свой род - чле-ном курии и трибы. К ним могли принадлежать только ко-ренные жители Рима. Таких стали называть патрициями.Только они были полноправными гражданами Рима. Как членрода патриций являлся совладельцем общей земельнойсобственности, получал право на наследование родовогоимущества, участвовал в общих религиозных празднествах, получал от рода защиту и помощь. Через курию римскийгражданин участвовал в управлении делами всей общины, ибо высшая власть принадлежала куриат' Легенда о созда-нии Рима гласит: внуками 14 царя Нумитора, отстраненно-го от власти его братом Амулием, были Ромул и Рем.Стремясь избавиться от законных наследников на царствоАмулий приказал близнецов бросить в Тибр. Раб положилдетей в корзину и понес к реке. Он поставил корзину наберег, надеясь, что вода поднимется (она продолжалаприбывать) и унесет корзину. Однако этого не случилось.Близнецы выпали из корзины и начали кричать. На крикприбежала волчица, у которой пропали волчата. Она лас-ково облизала младенцев и напоила их своим молоком. За-тем близнецов нашел пастух Фаустул и воспитал их. Маль-чики выросли и отвоевали свое право на царский престол.Однако между братьями произошла ссора. Спор возникиз-за того, чьим именем назвать новый город, где начатьего строить. Разгневанный Ромул убил своего брата.Римские ученые уверяли, что они смогли точно вычислитьи определить дату основания Рима. Это событие, по ихсловам, произошло 21 апреля 754 г. до н.э.пым собраниям (комициям). В этих собраниях римский на-род собирался по своим куриям и каждая курия имела одинголос. Совет старейшин - сенат предварительно обсуждалвопросы, вносимые на куриатные комиции. Членов сенатабыло 300 (по количеству родов). Народ выбирал своеговождя - рекса. Он был военачаль-ником, верховным жрецом, верховным судьей. Эта долж-ность выборная. Общественный строй Рима VI века до н.э.напоминал греческий - строй военной демократии: народ-ное собрание, участниками которого были вооруженные во-ины; совет старейшин и вождь. Между тем население Римаросло, Переселялись и жили в Риме чужестранцы, жителиокрестностей и более далеких областей. Все они станови-лись постоянными жителями Рима. Они, естественно, небыли включены в структуру римского народа, но они и ра-бами не были. Это были свободные люди. Однако им доступв народное собрание был закрыт, они не занимают общест-венные должности, другими словами, они лишены полити-ческих прав. И таких людей называли плебеями. Они зани-мались земледелием, ремеслами, торговлей. Многие из нихбогатели. В момент опасности плебеи защищали отечество.Однако патриции вели себя высокомерно по отношению кплебеям. Они не вступали с ними в браки, не допускалиих к должностям. Среди плебеев росло недовольство своимположением, недовольство господством патрицианских ро-дов. Чем больше становилось плебеев тем решительнее ониначинали добиваться прав для себя. Отзвуки этой борьбы, завершившейся победой плебеев, разрушившей древний ро-довой строй, наблюдаются в знаменитой реформе, котораяприписывается рексу Сёрвию Тулию. Реформа Сервня Тулияи связанные с ней перемены заняли повидимому целую эпо-ху (VI - III века до н.э.). Эта реформа была первымэтапом борьбы плебеев с патрициями. Она удовлетворилаодно из основных требований плебеев: они были включеныв состав римского народа и получили право участвовать внародном собрании наряду с патрициями. Старые патрици-анские курии оказались оттесненными на задний план. Какэто произошло? Патриции и плебеи (мужское население)были разделены по имущественному принципу на пять раз-рядов. К первому разряду были отнесены те патриции иплебеи, у которых размер имущества составлял не менее100 тысяч ассов (асе - медная монета); ко второму раз-ряду были отнесены те, чье имущество оценивалось в 75тыс. ассов; к третьему - в 50 тыс. ассов; к четвертому- в 25 тыс. ассов; к пятому - в 11 тыс.ассов. Самые бо-гатые граждане составляли первый разряд. Беднейшее на-селение как из патрициев, так и из плебеев осталось внеразрядов. Это были люди, у которых кроме потомства ни-чего не было. Потомство по латыни - proles. Поэтому онистали называться пролетариями. Римские военное ополче-ние тоже стало строиться в зависимости от нового деле-ния на разряды. Первый разряд выставлял 18 центурий(сотен) всадников и 80 центурий пехотинцев; второй, третий и четвертый разряды - по 20 центурий пехотинцеви последний разряд - 30 центурий пехотинцев. Пролетарииформировали всего одну центурию. Было еще четыре сотнимузыкантов. И всего было 193 центурии (сотни) вооружен-ных воинов. Народное собрание теперь проходило не породовым патрицианским куриям, а по центуриям. И каждаяцентурия имела один голос. Обратите внимание на такоеобстоятельство:

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал