![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть первая. Древний мир - эпоха в истории чело-
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ПРЕДИСЛОВИЕ Древний мир - эпоха в истории чело- вечества, доминирующей линией развития которой в конеч- ном итоге стало утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и государств. Эта ведущая тенденция исторического процес- са реализовывалась в условиях многообразия конкретных путей и форм общественного развития географически пол- ностью или частично разобщенных народностей. Неодноз- начность природно-климатических условий во многом опре- деляла дифференцированность этого процесса. Не все страны проходили все его стадии одновременно и одинако- во. Древние государства окружал обширный мир племен, да и сами государства, общества их обусловившие, были не- однозначны. Поэтому история государства и права Древне- го мира условно, в интересах изучения, делится на исто- рию государства и права Древнего Востока и историю го- сударства и права Античного мира. Понятие " Древний Вос- ток" традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки. Стра- ны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие ми- ровой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впос- ледствии были восприняты и творчески развиты, став дос- тоянием, всего человечества. Важнейшим аспектом изуче- ния их истории является проблема взаимодействия природы и общества в условиях относительно низкого уровня раз- вития производительных сил и соответственно высокой степени зависимости человека от окружающей среды. Не менее значима проблема причинно-следственных связей, обусловивших воз- никновение государства и права. Поэтому особое внимание уделяется ряду областей Древнего Востока и прежде всего долинам Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе, ока- завшимися особенно благоприятными для обитания челове- ка. Здесь раньше, чем в других регионах, получило раз- витие оседлое, основанное на ирригационной системе зем- леделие с относительно устойчивыми урожаями. Появление во многом в связи с этим прибавочного продукта и прис- воение значительной его части родоплеменной знатью сти- мулировало наиболее раннее в истории разложение перво- бытно-общинного строя, зарождение классового общества и государства. При этом выявились важные тенденции об- щественного и государственно-правового развития значи- тельной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общины, ос- нованной на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном под- держивались и развивались оросительные системы. Консер- вация общинных структур в свою очередь в немалой степе- ни сдерживала (замедляла) развитие частной собственнос- ти на землю. При таких условиях долго преобладали полу- патриархальные, но от этого не менее тяжелые формы экс- плуатации, главным образом посредством внеэкономическо- го принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т.д.), а также эксплуатация покоренных племен. Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествля- емому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обо- жествлявшая личность и власть главы государства. Имела место определенная закономерность в становлении деспо- тической формы правления. Первоначальные государствен- ные структуры обычно возникали на основе и в территори- альных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно-общинного строя. Эти небольшие по территории, так называемые " номовые" государства возглавлялись правителями, нередко потомка- ми племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда даже монархические, постепенно составлялись, путем сою- зов и особенно завоеваний, в большие относительно цент- рализованные государства. Их образование в немалой сте- пени обусловливалось необходимостью поддержания в долж- ном порядке единой для большей части речной долины ир- ригационной системы. По мере усложнения классовых и об- щенациональных задач государства, и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин, монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии. Истори- чески было обусловлено и право стран Древнего Востока. Отражая тенденцию, присущую праву всех народов, нахо- дившихся на первоначальной ступени развития юридической мысли, оно долго оставалось обычным и лишь постепенно становилось писаным. Право состояло в основном из запи- сей наиболее часто повторяющихся случаев из судебной практики. Выражая четко классовую направленность, оно сохраняло вместе с тем и общенациональное предназначе- ние. Важнейшие дошедшие до наших дней памятники права Древнего Востока - законы Хаммурапи (Вавилон) и законы Ману (Древняя Индия) - подтверждают как первое, так и второе. При этом законы Ману особенно отчетливо фикси- руют один из первых в истории юриспруденции подходов к проблеме совмещения права и морали, права и религии. Нарушение правовой нормы рассматривалось и как наруше- ние морально-религиозных предписаний. Вместе с тем пра- ву стран Древнего Востока была присуща высокая степень национальной обособленности и соответственно своеобра- зия и исключительности. Причиной тому во многом стала их относительная географическая разобщенность. Это учи- тывается в учебнике: государство и право каждой страны рассматривается объединенно в отдельных главах.
|