Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каноническое право в странах Западной Европы в эпоху средневековья
Предмет канонического права (права христианской церкви оформляется к XI веку: помимо установлений для церковной организации, выделяются нормы брачно-семейного, наследственного, гражданского, уголовного, процессуального права. На протяжении многих столетий христианские принципы семейных отношений заменяли национальное брачно-семейное право. Каноническое право базировалось на идее моногамного брака, основанного на взаимном согласии супругов. Брак рассматривался как божественная связь, таинство. Брачные узы считались нерасторжимыми и могли быть прекращены только со смертью одного из супругов. Однако церковь допустила раздельное проживание супругов в случае доказанной измены или проявления жестокости. Затем каноническое право признало возможность развода, производимого церковной властью. Каноническое право существенно улучшило положение женщины в браке, так как перед Богом оба супруга были равны. Хотя муж являлся главой дома, но руководить женой он мог в разумных пределах. Имущество жены (приданное, дары) передавалось под опеку мужа, а не в собственность. Каноническое право существенно изменило институт наследования. Запрещалось уничтожать имущество умершего, предлагалось направить его на богоугодные деда. Каноническое право внесло коррективы в институт завещания. Завещание рассматривалось как последняя воля, направленная на спасение души. Смерть без завещания рассматривалась как разновидность греха. Вводится новый порядок составления завещания: письменный документ, скрепленный свидетелями и наследодателем в присутствии священника. Впоследствии были признаны устные завещания — последняя воля, выраженная священнику или свидетелям. Священник мог распорядиться частью имущества на благо души умершего. Однако за родственниками резервировались 2/3 имущества. Наследник получал право отказаться от наследства. В сфере гражданско-правовых отношений каноническое право детально разрабатывает: — институт доверительной собственности (имущество, переданное в дар церкви, а священники — доверенные лица, использующие собственность во благо прихожан); — институт корпорации имущества или корпорации-учреждения (предполагал персонификацию целей, которым должна была служить собственность); — институт защиты владения: совершенствуется виндикационный иск — прежний владелец, лишенный собственности насильно или обманом, должен вначале восстанавливаться во владении на основании простых доказательств неправомерного лишения владения; — понятие «клятвенного заверения»: нарушение клятвы рассматривалось как нарушение религиозной морали, поэтому отсутствие письменной формы договора не служило оправданием невыполненных обязательств; — принцип эквивалентного обмена или справедливой цены, т.е. осуждалась чрезмерная, постыдная прибыль при заключении договоров, осуждалось ростовщичество. В уголовном праве первоначально не различалось понятие преступления и греха (преступления против Бога). За преступления налагались епитимий — религиозное искупление. Впоследствии стали различать грехи и мирские преступления, подсудные светской власти. Однако церковь продолжала вмешиваться в сферу уголовного права. Появилось понятие «преступного греха», т.е. наносящего вред церкви и обществу. Юрисдикции церкви подлежали преступления мирян против религии (ересь, святотатство, колдовство, ростовщичество), клевета, половые и брачные преступления. По мере укрепления королевской власти сфера действия канонического права сужается. В XVI в. принимаются королевские акты, запрещавшие церковным судам рассматривать дела в отношении светских лиц. Каноническое право детализировало понятие «вины»: было проведено различие между умыслом и небрежностью, давалась классификация умыслов. Сформировалось представление о причинной связи в уголовном праве: выделялись отдаленные и непосредственные, привходящие причины. Каноническое право разработало систему наказаний. Различались санкции против духовных лиц (разжалование, низвержение сана, обязанность совершать богоугодные дела, отлучение) и санкции против мирян (пост, возмещение вреда, совершение богоугодных дел). Одним из самых тяжелых наказаний было отлучение от церкви. Оно могло быть временным (интердикт) и вечным (анафема). Интердикт — временное запрещение совершать обряды и богослужения (в том числе на территории целого государства) — исключал человека из системы общественных связей. Подданные освобождались от присяги отлученному государю. Анафема — вечное проклятие — лишало человека всех гражданских прав и ставило его вне закона. Инквизиционное судопроизводство способствовало развитию процессуальной техники. Развивается розыскной процесс, который начинался по инициативе церковного суда, его целью было выяснение истины. Инквизиционный процесс предусматривал: — обязательное письменное делопроизводство; — показания под присягой и ответственность за лжесвидетельство; — институт представительства обвиняемого (адвокаты); — поддержание обвинения особым лицом — обвинителем. В системе доказательств на первый план выходит собственное признание (в том числе добытое под пыткой), письменные доказательства.
|