Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каноническое право в странах Западной Европы в эпоху средневековья






Предмет канонического права (права христианской церкви оформляется к XI веку: помимо установлений для церковной организации, выделяются нормы брачно-семейного, наследственного, гражданского, уголовного, процессуального права.

На протяжении многих столетий христианские принципы се­мейных отношений заменяли национальное брачно-семейное пра­во. Каноническое право базировалось на идее моногамного брака, основанного на взаимном согласии супругов. Брак рассматривал­ся как божественная связь, таинство. Брачные узы считались не­расторжимыми и могли быть прекращены только со смертью од­ного из супругов. Однако церковь допустила раздельное прожива­ние супругов в случае доказанной измены или проявления жестокости. Затем каноническое право признало возможность раз­вода, производимого церковной властью. Каноническое право су­щественно улучшило положение женщины в браке, так как перед Богом оба супруга были равны. Хотя муж являлся главой дома, но руководить женой он мог в разумных пределах. Имущество жены (приданное, дары) передавалось под опеку мужа, а не в собствен­ность.

Каноническое право существенно изменило институт наследо­вания. Запрещалось уничтожать имущество умершего, предлага­лось направить его на богоугодные деда. Каноническое право вне­сло коррективы в институт завещания. Завещание рассматривалось как последняя воля, направленная на спасение души. Смерть без завещания рассматривалась как разновидность греха. Вводится новый порядок составления завещания: письменный документ, скрепленный свидетелями и наследодателем в присутствии свя­щенника. Впоследствии были признаны устные завещания — пос­ледняя воля, выраженная священнику или свидетелям. Священник мог распорядиться частью имущества на благо души умершего. Однако за родственниками резервировались 2/3 имущества. На­следник получал право отказаться от наследства.

В сфере гражданско-правовых отношений каноническое право детально разрабатывает:

— институт доверительной собственности (имущество, пере­данное в дар церкви, а священники — доверенные лица, ис­пользующие собственность во благо прихожан);

— институт корпорации имущества или корпорации-учрежде­ния (предполагал персонификацию целей, которым должна была служить собственность);

— институт защиты владения: совершенствуется виндикационный иск — прежний владелец, лишенный собственности

насильно или обманом, должен вначале восстанавливаться во владении на основании простых доказательств неправо­мерного лишения владения;

— понятие «клятвенного заверения»: нарушение клятвы рас­сматривалось как нарушение религиозной морали, поэтому отсутствие письменной формы договора не служило оправ­данием невыполненных обязательств;

— принцип эквивалентного обмена или справедливой цены, т.е. осуждалась чрезмерная, постыдная прибыль при заклю­чении договоров, осуждалось ростовщичество.

В уголовном праве первоначально не различалось понятие пре­ступления и греха (преступления против Бога). За преступления налагались епитимий — религиозное искупление. Впоследствии стали различать грехи и мирские преступления, подсудные светс­кой власти. Однако церковь продолжала вмешиваться в сферу уго­ловного права. Появилось понятие «преступного греха», т.е. нано­сящего вред церкви и обществу. Юрисдикции церкви подлежали преступления мирян против религии (ересь, святотатство, колдов­ство, ростовщичество), клевета, половые и брачные преступления. По мере укрепления королевской власти сфера действия канони­ческого права сужается. В XVI в. принимаются королевские акты, запрещавшие церковным судам рассматривать дела в отношении светских лиц. Каноническое право детализировало понятие «вины»: было проведено различие между умыслом и небрежнос­тью, давалась классификация умыслов. Сформировалось представ­ление о причинной связи в уголовном праве: выделялись отдален­ные и непосредственные, привходящие причины. Каноническое право разработало систему наказаний. Различались санкции про­тив духовных лиц (разжалование, низвержение сана, обязанность совершать богоугодные дела, отлучение) и санкции против мирян (пост, возмещение вреда, совершение богоугодных дел). Одним из самых тяжелых наказаний было отлучение от церкви. Оно могло быть временным (интердикт) и вечным (анафема). Интердикт — временное запрещение совершать обряды и богослужения (в том числе на территории целого государства) — исключал человека из системы общественных связей. Подданные освобождались от при­сяги отлученному государю. Анафема — вечное проклятие — ли­шало человека всех гражданских прав и ставило его вне закона.

Инквизиционное судопроизводство способствовало развитию процессуальной техники. Развивается розыскной процесс, который начинался по инициативе церковного суда, его целью было выяснение истины. Инквизиционный процесс предусматривал:

— обязательное письменное делопроизводство;

— показания под присягой и ответственность за лжесвиде­тельство;

— институт представительства обвиняемого (адвокаты);

— поддержание обвинения особым лицом — обвинителем.

В системе доказательств на первый план выходит собственное признание (в том числе добытое под пыткой), письменные дока­зательства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал