Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Английская буржуазная революция 1640-1660 гг. Становление конституционной монархии в Англии
Английская буржуазная революция 1640—1660 гг. явилась одной из первых в Европе, ознаменовав собой переход от абсолютизма к конституционной монархии. Важнейшей ее особенностью стала ограниченность социально-политических требований оппозиции, а следовательно, и характера революционных преобразований в области государственности и права. Связано это было с тем, что английская буржуазия выступила против абсолютной монархии и всевластия церкви не в союзе с народом, как, например, во Франции, а с «новым дворянством». Противостояние короля и парламента, приведшее к революции, обозначилось в начале XVII в. В декабре 1641 г. парламент проголосовал за Великую ремонстрацию (осуждение), провозгласившую курс на ограничение полномочий короля и его министров. Сами составители документа полагали, что он приведет к восстановлению «законных начал управления и права». Великая ремонстрация провозгласила ликвидацию Звездной палаты, ограничила судебные полномочия короны и юрисдикцию Тайного совета. Документ устанавливал максимальный срок беспарламентского правления, который не должен был превышать 3 года. Теперь парламент нельзя было распустить ранее чем через 50 дней после его созыва. Ограничивалась «произвольная власть, претендовавшая от имени Его Величества на обложение подданных и взимание налогов с их имущества без согласия парламента». Такое положение вещей объявлялось незаконным. Таким образом, парламент постепенно превращался из королевского в общенациональный орган власти. Великая ремонстрация легитимно закрепила многие преобразования, проведенные в годы «долгого» парламента. Это обострило политическое противостояние в обществе и привело к революционным потрясениям. Важнейшим итогом революции 1640—1660 гг. явилась смена формы политического правления. На смену абсолютизму пришла сначала конституционная дуалистическая монархия, а затем парламентская. Бредская декларация 1660 г., ознаменовавшая завершение революции в Англии, восстановила монархическую традицию в стране. В этот период в парламенте сложились две противоборствующие группировки: тори, выражавшие интересы придворной аристократии и части джентри, и виги, объединившие представителей оппозиции: купцов, финансовую буржуазию, верхушку джентри, промышленную буржуазию. Характерными чертами сложившегося в годы революции типа государственности были: государственное верховенство парламента, разделение властей и подотчетность всех ветвей власти, верховенство закона. Важнейшим документом, зафиксировавшим перераспределение властных полномочий, явился «Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морями» 1679 г. Уголовно-процессуальные нормы, сформулированные в акте, являются основой уголовного судопроизводства во многих современных государствах, включая западноевропейские страны, Россию и США. Закон, ограничив всевластие короля и произвол чиновников в области уголовного права и судопроизводства, провозгласил неприкосновенность личности, а также принципы презумпции невиновности, законности, оперативности правосудия. Это позволяет считать его важнейшим конституционным документом в истории Англии наравне с Великой хартией вольности 1215 г. Значение его состоит в перечне уголовно-процессуальных гарантий от произвольных арестов и тайных расправ. Важнейшая из них заключалась в том, что акт предусматривал ответственность тюремщиков и судей за нарушение соответствующих статей закона. Однако значение документа как действующего источника юридической практики было ограничено рядом обстоятельств: 1) его действие могло быть приостановлено парламентом; 2) статьи акта не распространялись на гражданские дела; 3) размер залога, предусмотренного законом для освобождения обвиняемого на поруки, был значительным, и далеко не кажды гражданин мог его уплатить.
2. «Славная революция» 1688 г. в Англии. Билль о правах 1689 г. Исторические события, получившие в исследовательской литературе название «Славной революции», явились важным этапом в процессе эволюции английского абсолютизма в парламентскую монархию. Яков II, правивший в Англии с 1685 г., проводил политику, вызывавшую резкий протест со стороны как вигов, так и тори. Недовольные антипротестантской политикой короля, они объединили свои оппозиционные усилия и свершили фактически государственный переворот, в ходе которого монарх был смещен, а его место на престоле занял приглашенный принц Вильгельм Оранский, являвшийся зятем бежавшего из страны Якова II. «Славная революция» завершила оформление компромисса между ведущими политическими силами страны: буржуазией и аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в руках земельной аристократии в обмен на гарантии соблюдения интересов верхушки финансовой и промышленной буржуазии. Этот консенсус стал важнейшим элементом английской государственности в XVII—XIX вв., обозначив в то же время тенденцию ее эволюции от дуалистической монархии к парламентской. Важнейшими политическими документами, закрепившими начавшееся перераспределение властных полномочий между королем и парламентом, стали Билль о правах от 13 февраля 1689 г. и Акт об устроении от 12 июня 1701 г. Билль о правах стал основой английской конституционной монархии, закрепив верховенство парламента в области законодательствам финансовой политики. Цель документа, называвшегося сначала Декларацией прав, заключалась в обеспечении «восстановления и подтверждения древних прав и вольностей». Теперь объявлялось незаконным приостановление действия какого-либо законодательного акта по инициативе короны без согласия парламента и взимание сборов и налогов без санкции парламента. Ограничивались полномочия короля и в отношении руководства армией и флотом. «Набор и содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время» мог осуществляться только с согласия парламента. Билль провозглашал ряд гражданских и политических прав: свободу слова (право обращения к королю с петициями и провозглашение незаконности преследования за это) свободу волеизъявления, политический плюрализм И Др Документ формулировал принципы деятельности законодательной власти в системе государственно политических органов: свободные выборы в парламент, регулярность, его созывов, независимость от исполнительной власти и др. Впоследствии эти положения было уточнены, и срок полномочии парламента был определен сначала три года, а затем — семь лет. В VII статье Билля проводилась идея подза конности королевской власти, а XI статья подчеркивала, что власть эта устанавливается в обществе в результате достигнутого компромисса «на вечные времена... по совету и с согласия духовных и светских лордов и общин, заседающих в парламенте...». Таким образом, в реальной политической практике получили воплощение идеи Дж. Мильтона и Дж. Локка о равенстве перед законом и договопорном происхождении власти в обществе. Тенденция конституционного закрепления верховенства власти парламента отразилас ь в содержании Акта об устроении от 12 июня 1701 г. 3. «Акт об устроении» 1701 г. Эволюция принципа «ответственного правительства»
Акт о будущем ограничении Короны и 0 лучшем обеспечении прав и свобод подданных (Акт об устроении) уточнял и развивал ряд положений Билля о правах 1689 г., главным образом в области регулирования порядка престолонаследия Необходимость подобного документа была вызвана тем, что Вильгельм Оранский не оставил наследников Акт содержал ряд условий и требований, которым должен был cooтветствовать претендент на английский престол. Провозглашался запрет на занятие трона приверженцем католицизма. Теперь королем Англии мог стать только сторонник англиканской веры. Кроме того, королю запрещалось покидать страну без согласия парламента, что можно рассматривать как ограничение свободы передвижения монарха. Он лишался права помилования в отношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импичмента Помимо регулирования престолонаследия документ уделял большое внимание дальнейшему уточнению прерогатив законодательной, исполнительной и судебной властей. Ограничение королевской власти проявилось в том, что все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи королевских министров (контрассигнатуре), по совету и с согласия которых они принимались. Этот принцип стал важным условием становления института «ответственного правительства». Акт об устроении значительно менял статус законодательной и судебной власти, выводя ее из-под влияния короны. Никакое лицо, получавшее плату за должность, подчиненную королю, или пенсию от короны, не могло состоять членом палаты общин. Судьи, подчинявшиеся ранее королю и ответственные перед ним, не могли теперь быть отстранены от должности по его единоличному желанию, кроме как по представлению обеих палат парламента. Законодательное разграничение полномочий ветвей власти с целью учреждения их независимости друг от друга зафиксировано в Акте о должностях от 1707 г. В заключении документа подтверждалась незыблемость принципа подзаконности королевской власти. Таким образом, на рубеже XVII—XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие принципы и институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной инициативы, право парламента вотировать бюджет и определять военный контингент, принцип несменяемости судей, подзаконности всех ветвей государственной власти, ответственного правительства. Однако окончательного разграничения полномочий законодательной и исполнительной властей не произошло и дуализм в политической системе Англии продолжал сохраняться, что способствовало представлению о триедином парламенте (король и две палаты). В условиях дальнейшего социально-политического развития происходили окончательное утверждение парламентской монархии, признаком которой являлось становление ответственного правительства. Связанные с этим процессом изменения, как правило, не получали оформления в виде конституционных актов, а имели форму конвенциональных норм (соглашений). В этом заключается уникальная особенность английского конституционного права.
|