Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Английская буржуазная революция 1640-1660 гг. Становление конституционной монархии в Англии






Английская буржуазная революция 1640—1660 гг. явилась одной из первых в Европе, ознаменовав собой переход от абсолютизма к конституционной монархии. Важнейшей ее особенностью стала ограниченность социально-политических требований оппозиции, а следовательно, и характера революционных преобразований в области государственности и права. Связано это было с тем, что английская буржуазия выступила против абсолютной монархии и всевластия церкви не в союзе с народом, как, например, во Фран­ции, а с «новым дворянством».

Противостояние короля и парламента, приведшее к революции, обозначилось в начале XVII в.

В декабре 1641 г. парламент проголосовал за Великую ремон­страцию (осуждение), провозгласившую курс на ограничение пол­номочий короля и его министров. Сами составители документа полагали, что он приведет к восстановлению «законных начал уп­равления и права». Великая ремонстрация провозгласила ликви­дацию Звездной палаты, ограничила судебные полномочия коро­ны и юрисдикцию Тайного совета.

Документ устанавливал максимальный срок беспарламентско­го правления, который не должен был превышать 3 года. Теперь парламент нельзя было распустить ранее чем через 50 дней после его созыва. Ограничивалась «произвольная власть, претендовавшая от имени Его Величества на обложение подданных и взимание на­логов с их имущества без согласия парламента». Такое положение вещей объявлялось незаконным. Таким образом, парламент посте­пенно превращался из королевского в общенациональный орган власти. Великая ремонстрация легитимно закрепила многие пре­образования, проведенные в годы «долгого» парламента. Это обо­стрило политическое противостояние в обществе и привело к ре­волюционным потрясениям.

Важнейшим итогом революции 1640—1660 гг. явилась смена формы политического правления. На смену абсолютизму пришла сначала конституционная дуалистическая монархия, а затем пар­ламентская. Бредская декларация 1660 г., ознаменовавшая завер­шение революции в Англии, восстановила монархическую тради­цию в стране. В этот период в парламенте сложились две проти­воборствующие группировки: тори, выражавшие интересы придворной аристократии и части джентри, и виги, объединившие представителей оппозиции: купцов, финансовую буржуазию, вер­хушку джентри, промышленную буржуазию.

Характерными чертами сложившегося в годы революции типа государственности были: государственное верховенство парламен­та, разделение властей и подотчетность всех ветвей власти, верхо­венство закона.

Важнейшим документом, зафиксировавшим перераспределе­ние властных полномочий, явился «Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морями» 1679 г.

Уголовно-процессуальные нормы, сформулированные в акте, являются основой уголовного судопроизводства во многих совре­менных государствах, включая западноевропейские страны, Рос­сию и США. Закон, ограничив всевластие короля и произвол чи­новников в области уголовного права и судопроизводства, про­возгласил неприкосновенность личности, а также принципы презумпции невиновности, законности, оперативности правосу­дия. Это позволяет считать его важнейшим конституционным до­кументом в истории Англии наравне с Великой хартией вольно­сти 1215 г. Значение его состоит в перечне уголовно-процессуаль­ных гарантий от произвольных арестов и тайных расправ. Важнейшая из них заключалась в том, что акт предусматривал от­ветственность тюремщиков и судей за нарушение соответствую­щих статей закона.

Однако значение документа как действующего источника юри­дической практики было ограничено рядом обстоятельств:

1) его действие могло быть приостановлено парламентом;

2) статьи акта не распространялись на гражданские дела;

3) размер залога, предусмотренного законом для освобождения обвиняемого на поруки, был значительным, и далеко не кажды гражданин мог его уплатить.

 

2. «Славная революция» 1688 г. в Англии. Билль о правах 1689 г.

Исторические события, получившие в исследовательской лите­ратуре название «Славной революции», явились важным этапом в процессе эволюции английского абсолютизма в парламентскую монархию.

Яков II, правивший в Англии с 1685 г., проводил политику, вызывавшую резкий протест со стороны как вигов, так и тори. Недовольные антипротестантской политикой короля, они объеди­нили свои оппозиционные усилия и свершили фактически госу­дарственный переворот, в ходе которого монарх был смещен, а его место на престоле занял приглашенный принц Вильгельм Оранс­кий, являвшийся зятем бежавшего из страны Якова II.

«Славная революция» завершила оформление компромисса меж­ду ведущими политическими силами страны: буржуазией и аристо­кратией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в ру­ках земельной аристократии в обмен на гарантии соблюдения ин­тересов верхушки финансовой и промышленной буржуазии. Этот консенсус стал важнейшим элементом английской государственно­сти в XVII—XIX вв., обозначив в то же время тенденцию ее эволю­ции от дуалистической монархии к парламентской.

Важнейшими политическими документами, закрепившими начавшееся перераспределение властных полномочий между ко­ролем и парламентом, стали Билль о правах от 13 февраля 1689 г. и Акт об устроении от 12 июня 1701 г.

Билль о правах стал основой английской конституционной мо­нархии, закрепив верховенство парламента в области законода­тельствам финансовой политики. Цель документа, называвшего­ся сначала Декларацией прав, заключалась в обеспечении «восста­новления и подтверждения древних прав и вольностей».

Теперь объявлялось незаконным приостановление действия какого-либо законодательного акта по инициативе короны без согласия парламента и взимание сборов и налогов без санкции парламента. Ограничивались полномочия короля и в отношении руководства армией и флотом. «Набор и содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время» мог осуществлять­ся только с согласия парламента.

Билль провозглашал ряд гражданских и политических прав: свободу слова (право обращения к королю с петициями и провозглашение незаконности преследования за это) свободу волеизъ­явления, политический плюрализм И Др

Документ формулировал принципы деятельности законода­тельной власти в системе государственно политических органов: свободные выборы в парламент, регулярность, его созывов, неза­висимость от исполнительной власти и др. Впоследствии эти по­ложения было уточнены, и срок полномочии парламента был оп­ределен сначала три года, а затем — семь лет.

В VII статье Билля проводилась идея подза конности королевс­кой власти, а XI статья подчеркивала, что власть эта устанавлива­ется в обществе в результате достигнутого компромисса «на веч­ные времена... по совету и с согласия духовных и светских лордов и общин, заседающих в парламенте...». Таким образом, в реальной политической практике получили воплощение идеи Дж. Мильто­на и Дж. Локка о равенстве перед законом и договопорном происхождении власти в обществе. Тенденция конституционного закрепления верховенства власти парламента отразилас ь в содержании Акта об устроении от 12 июня 1701 г.

3. «Акт об устроении» 1701 г. Эволюция принципа «ответственного правительства»

 

Акт о будущем ограничении Короны и 0 лучшем обеспечении прав и свобод подданных (Акт об устроении) уточнял и развивал ряд положений Билля о правах 1689 г., главным образом в облас­ти регулирования порядка престолонаследия

Необходимость подобного документа была вызвана тем, что Вильгельм Оранский не оставил наследников Акт содержал ряд условий и требований, которым должен был cooтветствовать пре­тендент на английский престол. Провозглашался запрет на заня­тие трона приверженцем католицизма. Теперь королем Англии мог стать только сторонник англиканской веры. Кроме того, королю запрещалось покидать страну без согласия парламента, что мож­но рассматривать как ограничение свободы передвижения монар­ха. Он лишался права помилования в отношении лиц, привлечен­ных к ответственности в порядке импичмента

Помимо регулирования престолонаследия документ уделял большое внимание дальнейшему уточнению прерогатив законода­тельной, исполнительной и судебной властей. Ограничение коро­левской власти проявилось в том, что все акты исполнительной

власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи королевс­ких министров (контрассигнатуре), по совету и с согласия которых они принимались. Этот принцип стал важным условием станов­ления института «ответственного правительства».

Акт об устроении значительно менял статус законодательной и судебной власти, выводя ее из-под влияния короны. Никакое лицо, получавшее плату за должность, подчиненную королю, или пенсию от короны, не могло состоять членом палаты общин. Су­дьи, подчинявшиеся ранее королю и ответственные перед ним, не могли теперь быть отстранены от должности по его единолично­му желанию, кроме как по представлению обеих палат парламен­та. Законодательное разграничение полномочий ветвей власти с целью учреждения их независимости друг от друга зафиксирова­но в Акте о должностях от 1707 г.

В заключении документа подтверждалась незыблемость прин­ципа подзаконности королевской власти.

Таким образом, на рубеже XVII—XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие принципы и институты буржуазного го­сударственного права: верховенство парламента в области законо­дательной инициативы, право парламента вотировать бюджет и определять военный контингент, принцип несменяемости судей, подзаконности всех ветвей государственной власти, ответственно­го правительства. Однако окончательного разграничения полно­мочий законодательной и исполнительной властей не произошло и дуализм в политической системе Англии продолжал сохранять­ся, что способствовало представлению о триедином парламенте (король и две палаты).

В условиях дальнейшего социально-политического развития происходили окончательное утверждение парламентской монар­хии, признаком которой являлось становление ответственного правительства. Связанные с этим процессом изменения, как пра­вило, не получали оформления в виде конституционных актов, а имели форму конвенциональных норм (соглашений). В этом зак­лючается уникальная особенность английского конституцион­ного права.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал