Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция Франции 1791 г. как закрепление итогов первого этапа революции
Революционные преобразования в области права и государственности, произошедшие во Франции в первый период Великой Французской революции, были закреплены в тексте Конституции 1791 г. Это была первая в истории страны конституция, ознаменовавшая переход от абсолютной монархии к конституционной. Она закрепила сложившееся в эти годы перераспределение властных полномочий и приход к власти буржуазных предпринимательских кругов. Особа короля провозглашалась священной и неприкосновенной. Вместе с тем пункт 3 провозгласил подзаконность королевской власти, что являлось принципиальным новшеством по сравнению с эпохой абсолютизма. Монарх был главой исполнительной власти, главнокомандующим армией и флотом, назначал министров, послов и других высших должностных лиц. Но власть его была условной, так как все высшие должностные лица были подотчетны Национальному собранию, а не королю. Единственным реальным властным полномочием короля было право отлагательного вето. Конституция 1791 г. закрепляла правило контрассигнации: каждый документ, подписанный королем, должен был быть подписанным и соответствующим министром. Только в этом случае он вступал в юридическую силу. Конституция предусматривала конкретные случаи, в которых король считался отрекшимся от престола. Полномочиям Национального собрания посвящалась глава 3, отдел 1. Таким образом, реальные политические полномочия были сосредоточены не в руках короля, а у Законодательного корпуса. Судебной власти посвящалась глава 5. Уже пункт 1 провозгласил ее независимость и самостоятельность от других ветвей власти. Пункт 2 закрепил выборность судей и их несменяемость, что должно было стать гарантиями дальнейшей демократизации судебной системы страны. Но никаких конституционно-контролирующих полномочий за юстицией не предусматривалось. Законодательной власти принадлежало право устанавливать численность мировых судей в городах и кантонах, а также границы судебных округов. Для разбирательства уголовных дел вводился суд присяжных из 12 человек. При Национальном законодательном собрании учреждался Кассационный суд, который не рассматривал дела по существу, а в случае нарушения правил судопроизводства направлял дело на пересмотр. Местные органы власти были выборными. По новому административному устройству страна делилась на 83 департамента, департаменты — на дистрикты, дистрикты — на кантоны. Выборы чиновников департаментов и дистриктов были двухстепенными. Избирательная система предусматривала небольшой имущественный ценз в размере 10-дневного жалования рабочего.
|