Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки формирования режима консульства и империи во Франции. Его легитимация






Самым насущным вопросом этого периода стал вопрос о вос­становлении конституционного строя. Формально в силе остава­лась Конституция 1793 г., хотя практически она не применялась. Новый конституционный документ был принят Конвентом в ав­густе 1795 г. и получил название Конституции III года республи­ки.

Ее отличали умеренный характер и утрата революционного па­фоса. О таких правах народа, как право на восстание и сопротив­ление угнетению, не упоминалось. Документ сделал ставку на за­крепление экономических, моральных и правовых устоев буржу­азного общества в целях стабилизации его развития.

Конституция отменяла всеобщее мужское избирательное пра­во и восстанавливала цензовую систему. Был восстановлен и прин­цип разделения властей, где приоритет отдавался законодательной ветви, представленной двухпалатным законодательным корпусом.

Он состоял из Совета старейшин (250 человек, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот, формировавшегося из лиц не моложе 30 лет. Правом законодательной инициативы обладал только Совет пятисот, но вступал закон в силу лишь после одоб­рения Советом старейшин. Отклоненный законопроект мог сно­ва быть вынесенным на обсуждение спустя год. Таким образом, в статусе законодательного корпуса закладывались противоречия, обусловившие нежизнеспособность системы в целом.

Аналогичные тенденции характеризовали и статус исполни­тельной власти, которая сосредоточивалась в руках Директории.

19 ноября 1799 г. группа противников термидорианского прав­ления, объединившихся вокруг генерала Бонапарта, упразднила Директорию и другие конституционные органы. Власть в респуб­лике перешла к коллегии трех консулов — самого Бонапарта и двух членов упраздненной Директории.

В результате переворота была создана новая форма политичес­кого правления, основанная на антидемократическом режиме.

За переворотом последовали радикальные изменения в систе­ме французской государственности, вызванные политикой бона­партизма. Они закреплялись Конституцией VIII года республики (1799 г.). Эта республиканская конституция не была ратифициро­вана законодательным органом власти, а утверждалась по итогам плебисцита, проходившего под жестким государственным контро­лем. При внешнем сохранении республиканского строя она за­крепила диктатуру генерала Бонапарта. С принятием Конституции 1799 г. начинается период консульства и империи в истории фран­цузской государственности, который продлился до 1814 г., когда произошло восстановление монархии (т.е. Реставрация).

Основным стержнем новой конституционной системы стано­вилось правительство в виде коллегии трех консулов. Однако оно не являлось коллегиальным органом, так как первый консул об­ладал исключительными полномочиями. Консулы избирались на 10 лет и имели право на повторное избрание. Эти должности за­креплялись за конкретными лицами: первого консула — за Бона­партом, второго — за Комбасересом (бывшим министром юсти­ции), третьего — за Лебреном (бывшим членом комиссии Совета старейшин).

Законодательный процесс теперь осуществлялся рядом органов, что способствовало ослаблению потенциальной оппозиции со сто­роны законодательной власти.

Выборность как важнейший элемент демократической полити­ческой системы была ликвидирована как в центре, так и на мес­тах. Выборные местные муниципальные, общинные и генеральные советы имели лишь совещательные функции, а их решения под­лежали утверждению соответствующей администрацией.

В тексте конституции отсутствовал раздел о политических пра­вах граждан и упоминалось лишь о праве индивидуальных пети­ций, адресованных всем органам власти.

Таким образом, номинально Франция продолжала оставаться республикой, что было закреплено в первой статье Конституции, а фактически ликвидировались республиканские принципы орга­низации власти и органы управления.

Однако режим единоличной власти складывался постепенно, пройдя несколько этапов в процессе своего становления и леги­тимного закрепления. После Амьенского мира Наполеон стал до­биваться пожизненного консульства. Тогда Сенат не одобрил это предложение. Сенатус-консультом от 8 мая 1802 г. Наполеон был избран первым консулом еще на 10 лет после окончания первого срока избрания (то есть до конца 1819 г.). Тогда по решению трех консулов был проведен плебисцит, на который вынесли вопрос: «Следует ли Наполеону Бонапарту быть пожизненным консу­лом?». По итогам плебисцита Наполеон был объявлен пожизнен­ным консулом, а согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. он становится императором. Первый раздел этого докумен­та вводил в оборот титул «император», хотя здесь же говорилось о республиканской форме правления. Второй раздел провозгласил принцип наследования императорского титула и должности в по­рядке первородства с постоянным исключением женщин.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал