Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Начало кодификационной политики. Уголовный кодекс 1791 г.
В ходе революции впервые в истории Франции была предпринята попытка кодификации норм права, которая коснулась уголовного права. Оно отличалось крайней жестокостью, начиная с Ордонанса 1263 г. и до Ордонанса 1670 г. Не отличались гуманностью и кутюмы. Суд находился в зависимости от королевской администрации, что способствовало процветанию произвола. Кодификационная политика и модернизация уголовного права были подготовлены французскими просветителями, которые сформулировали новые прогрессивные принципы уголовного права. Они базировались на антитеологической направленности и гуманистическом рационализме. 21 августа 1790 г. Учредительное собрание постановило создать гражданский, уголовный, процессуальный кодексы, согласованные с конституцией. Авторами представленного в 1791 г. проекта был граф Мишель Луи Лепелетье де Сен-Фаржо. Он назвал две основные причины преступности: нужду и праздность. Кодекс основывался на принципе законности, формальном равенстве перед законом, соответствии тяжести преступления жестокости наказания. Составители кодекса стремились реализовать в нем демократические положения Декларации 1789 г., которые способствовали бы преодолению судебного произвола. Согласно кодексу все уголовно наказуемые деяния подразделялись на совершенные против частных интересов и против общественных. К первой группе относились преступления против конституции, авторитета власти, внешней и внутренней безопасности. Преступления против частных интересов делились на совершенные против личности и против собственности. Значительно смягчались предусмотренные законом наказания. Смертная казнь применялась теперь в 48 случаях (вместо 115). Единственным способом ее осуществления признавалась гильотина. Однако многие позорящие наказания были сохранены. Источник отразил тенденцию гуманизации уголовного права, сохранив в то же время многие архаические черты старой феодальной системы. Его казуистичность обусловила низкую эффективность этого источника права. Главным по-прежнему оставалось наличие злого умысла у обвиняемого, а не объективные последствия совершенного им преступления. Кроме того, первый Карательный кодекс был документом революционного времени, отразив особенности революционного правосознания и политический радикализм. Важно учесть, что революция подорвала не только основы старой государственности, но и правовой культуры, способствуя расцвету правового нигилизма. Поэтому принятый уголовный кодекс не мог привнести в национальную правовую систему Франции стабильность. Более рационалистичным был Карательный кодекс 1795 г., заложивший многие принципы последующего уголовного кодекса 1810 г. Он стал последним из пяти французских кодексов, разработанных и принятых в начале XIX в. Кодексы должны были, с одной стороны, отразить и закрепить демократические изменения в обществе, вызванные буржуазной революцией, а с другой — восстановить преемственность в праве, нарушенную революционными событиями и последовавшей за ними политической нестабильностью.
|