Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейно-брачные отношения по Гражданскому кодексу Франции 1804 г.






 

Сфера семейно брачных отношений, которой посвящалось зна­чительное количество статей кодекса, претерпела существенную демократизацию. Она отражала победу светских начал как в облас­ти политики и государственного строительства, так и в социокуль­турной сфере. Закон закрепил гражданский брак, который заклю­чался государственными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Религиозные обряды не запрещались, но могли проводиться только после светской церемонии. Брачный воз­раст устанавливался с 18 лет для мужчин и с 15 лет для женщин. До достижения брачного возраста необходимо было специальное раз­решение главы государства для вступления в брак. До достижения женщинами 21 года, а мужчинами — 25 лет браки могли заключаться только при согласии родителей или попечительского совета.

Наибольшая демократизация коснулась практики разводов. Закон закрепил провозглашенное во время революции право на развод. Он допускался в случае супружеской неверности* грубого обращения или взаимных оскорблений, а также в случае приговора одного из супругов к позорящему наказанию. Основанием для развода служило взаимное согласие супругов, проживших в браке от двух до двадцати лет.

Однако брак по-прежнему оставался патриархальным, где со­хранились традиции, восходившие к институту pater familias в рим­ском праве. Глава семейства должен был оказывать покровитель­ство всем членам семьи в обмен на их послушание. Он обладал правом распоряжения имуществом несовершеннолетних детей и супруги. Власть отца могла приобретать и административный ха­рактер. В случае непослушания жена и дети могли подвергнуться тюремному заключению или заточению в исправительный дом. В случае полного лишения или ограничения дееспособности жены опекуном всегда назначали мужа.

В области семейного права, как и в других сферах, прослежи­валась преемственность с французским кутюмным правом. Граж­данский кодекс воспринял институт семейного совета. Решение семейного совета требовалось при рассмотрении вопросов о -за­ключении брака, воспитании, наказании жены и детей.

Закон зафиксировал изменения в наследственном праве. По-прежнему сохранялось признанное до этого деление на наследо­вание по закону и по завещанию. В целях защиты интересов закон­ной семьи закон ограничивал права завещателя при распоряжении своим имуществом. В зависимости от состава семьи он мог распо­ряжаться от 1/2 до 3/4 принадлежавшей ему собственности. Источ­ник не устранил имущественное неравенство законных и внебрач­ных детей. Признанные при жизни отца получали лишь неболь­шую часть наследства, а непризнанные полностью устранялись от прав наследования.

Несмотря на ряд противоречий и несовершенств, которые со­держались в источнике, Гражданский кодекс 1804 г. имел исклю­чительное значение. Исследователи считают его второй граждан­ской конституцией нового правопорядка, отстаивавшей частную и экономическую свободу. Основная часть кодекса до сих пор ос­тается действующей.

 

16. Уголовный кодекс Франции 1810 г.: история создания и общие принципы

 

Уголовный кодекс 1810 г. стал последним из пяти французских кодексов, разработанных и принятых в начале XIX в. Они стали результатом реализации кодификационной тенденции в нацио­нальном правоведении.

Подготовительные работы по созданию уголовного кодекса были начаты одновременно с гражданским кодексом. Первый про­ект комиссии, которую возглавлял Тарже, был представлен на рас­смотрение Государственного совета в 1804 г. Из-за существенных разногласий обсуждение было приостановлено и возобновилось только в 1808 г. Тогда было принято решение о создании двух ко­дексов: уголовного и уголовно-процессуального. Последний был утвержден уже в 1808 г., но введению его в юридическую практи­ку препятствовало отсутствие кодекса о преступлениях и наказа­ниях. Последний был одобрен в феврале 1810 г. и вступил в силу с первого января 1811 г. одновременно с процессуальным.

Кодекс предусматривал строгое следование принципу формаль­ной законности. Преступление, которое не предусматривалось за­коном на момент его совершения, не подлежало наказанию. Это правило стало одним из основополагающих в новой уголовной доктрине, направленной на максимальное ограничение судейского произвола. Уголовно-правовая концепция содержала представле­ние о преступлении как проявлении вредной направленности че­ловеческой воли. Поэтому соучастие наказывалось одинаково с самим преступлением, но без применения смертной казни.

Субъектом преступления признавалось любое лицо. Ссылки на ограничения социального, возрастного и полового характера от­сутствовали. Для преступников моложе 16 лет предусматривалось смягчение меры наказания, если было доказано, что у преступни­ка отсутствовало четкое представление о последствиях содеянно­го. В этом случае их выдавали родителям для исправления или же заключали в исправительный дом до достижения ими 20-летнего возраста. Смягчение наказания предусматривалось законом и для лиц преклонного возраста (старше 70 лет). В случае доказанной в ходе судебного разбирательства необходимости самообороны ко­декс устанавливал полное освобождение от ответственности. Оно могло быть применено и в случае невменяемости обвиняемого в момент совершения преступления.

Кодекс 1810 г. содержал принципиально новую классифика­цию преступлений, предполагающую конкретные критерии на­казуемости.

На первое место выдвигались проступки и преступления про­тив общественных интересов, что говорило о приоритете социальных интересов над частными. Преступления этой разновидно­сти наказывались смертной казнью. Подразделялись они на три группы: преступления против внешней безопасности государства, преступления и проступки против конституции, преступления и проступки против публичного мира. К первому разряду закон от­носил поднятие оружия против государства и отношения с враж­дебными Франции государствами, способные повлечь вооружен­ные конфликты. Ко второй группе общественных преступлений относились посягательства на избирательные права граждан, дол­жностные преступления, пренебрежение административными и судейскими обязанностями. Карались они в основном позорящи­ми наказаниями, преследовавшими цель общественного обсужде­ния и порицания преступников. К разряду преступлений против общественного мира относились фальшивомонетничество, под­делка госпечати и знаков оплаты, подделка частных бумаг и взя­точничество.

Вторую основную группу уголовных преступлений составляли преступления против частных интересов, подразделявшиеся на преступления против собственности и против личности. Особое внимание уделялось кодификации различных видов краж.

Наказания, предусмотренные кодексом, подразделялись на две группы: полагавшиеся за проступки (исправительные) и за пре­ступления (уголовные). Уголовные наказания могли быть мучи­тельными и позорящими. К первым относились смертная казнь, пожизненная каторга, депортация, срочная каторга и заключение в тюрьме. К позорящим относились поражения в правах, изгнание и выставление у позорного столба. Телесные и некоторые члено­вредительские наказания отменялись. Единственной формой осу­ществления смертной казни оставалось отсечение головы. Назна­чалась она в 30 предусмотренных кодексом случаях.

Каторжные работы назначались пожизненно или на срок от 5 до 20 лет. Бессрочная каторга предусматривалась в основном за преступления против безопасности государства. Депортация счи­талась одним из наиболее тяжелых наказаний. Места для высыл­ки преступников выбирались в отдаленных колониальных землях: в Новой Каледонии, в Гвиане и на Мадагаскаре. Это наказание было пожизненным, а самовольное возвращение влекло осужде­ние к каторге. Приговор к каторге или депортации сопровождал­ся полным поражением в правах (избирательных, юридических, семейных). Назначение позорящих наказаний влекло временное ограничение политических и гражданских прав.

К исправительным наказаниям относились временное заклю­чение в исправительном доме на срок от 6 дней до 5 лет, запрет на пользование некоторыми гражданскими и политическими права­ми (быть присяжным, участвовать в выборах, носить оружие, быть опекуном и др.), а также штрафы.

В качестве дополнительного наказания закон предусматривал конфискацию имущества, к которой прибегали в случае соверше­ния особо тяжкого преступления.

 

ТЕМА 12. ЭПОХА БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ: РЕВОЛЮЦИИ 19 В. В ЕВРОПЕ. (1 час)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал