Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семейно-брачные отношения по Гражданскому кодексу Франции 1804 г.
Сфера семейно брачных отношений, которой посвящалось значительное количество статей кодекса, претерпела существенную демократизацию. Она отражала победу светских начал как в области политики и государственного строительства, так и в социокультурной сфере. Закон закрепил гражданский брак, который заключался государственными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Религиозные обряды не запрещались, но могли проводиться только после светской церемонии. Брачный возраст устанавливался с 18 лет для мужчин и с 15 лет для женщин. До достижения брачного возраста необходимо было специальное разрешение главы государства для вступления в брак. До достижения женщинами 21 года, а мужчинами — 25 лет браки могли заключаться только при согласии родителей или попечительского совета. Наибольшая демократизация коснулась практики разводов. Закон закрепил провозглашенное во время революции право на развод. Он допускался в случае супружеской неверности* грубого обращения или взаимных оскорблений, а также в случае приговора одного из супругов к позорящему наказанию. Основанием для развода служило взаимное согласие супругов, проживших в браке от двух до двадцати лет. Однако брак по-прежнему оставался патриархальным, где сохранились традиции, восходившие к институту pater familias в римском праве. Глава семейства должен был оказывать покровительство всем членам семьи в обмен на их послушание. Он обладал правом распоряжения имуществом несовершеннолетних детей и супруги. Власть отца могла приобретать и административный характер. В случае непослушания жена и дети могли подвергнуться тюремному заключению или заточению в исправительный дом. В случае полного лишения или ограничения дееспособности жены опекуном всегда назначали мужа. В области семейного права, как и в других сферах, прослеживалась преемственность с французским кутюмным правом. Гражданский кодекс воспринял институт семейного совета. Решение семейного совета требовалось при рассмотрении вопросов о -заключении брака, воспитании, наказании жены и детей. Закон зафиксировал изменения в наследственном праве. По-прежнему сохранялось признанное до этого деление на наследование по закону и по завещанию. В целях защиты интересов законной семьи закон ограничивал права завещателя при распоряжении своим имуществом. В зависимости от состава семьи он мог распоряжаться от 1/2 до 3/4 принадлежавшей ему собственности. Источник не устранил имущественное неравенство законных и внебрачных детей. Признанные при жизни отца получали лишь небольшую часть наследства, а непризнанные полностью устранялись от прав наследования. Несмотря на ряд противоречий и несовершенств, которые содержались в источнике, Гражданский кодекс 1804 г. имел исключительное значение. Исследователи считают его второй гражданской конституцией нового правопорядка, отстаивавшей частную и экономическую свободу. Основная часть кодекса до сих пор остается действующей.
16. Уголовный кодекс Франции 1810 г.: история создания и общие принципы
Уголовный кодекс 1810 г. стал последним из пяти французских кодексов, разработанных и принятых в начале XIX в. Они стали результатом реализации кодификационной тенденции в национальном правоведении. Подготовительные работы по созданию уголовного кодекса были начаты одновременно с гражданским кодексом. Первый проект комиссии, которую возглавлял Тарже, был представлен на рассмотрение Государственного совета в 1804 г. Из-за существенных разногласий обсуждение было приостановлено и возобновилось только в 1808 г. Тогда было принято решение о создании двух кодексов: уголовного и уголовно-процессуального. Последний был утвержден уже в 1808 г., но введению его в юридическую практику препятствовало отсутствие кодекса о преступлениях и наказаниях. Последний был одобрен в феврале 1810 г. и вступил в силу с первого января 1811 г. одновременно с процессуальным. Кодекс предусматривал строгое следование принципу формальной законности. Преступление, которое не предусматривалось законом на момент его совершения, не подлежало наказанию. Это правило стало одним из основополагающих в новой уголовной доктрине, направленной на максимальное ограничение судейского произвола. Уголовно-правовая концепция содержала представление о преступлении как проявлении вредной направленности человеческой воли. Поэтому соучастие наказывалось одинаково с самим преступлением, но без применения смертной казни. Субъектом преступления признавалось любое лицо. Ссылки на ограничения социального, возрастного и полового характера отсутствовали. Для преступников моложе 16 лет предусматривалось смягчение меры наказания, если было доказано, что у преступника отсутствовало четкое представление о последствиях содеянного. В этом случае их выдавали родителям для исправления или же заключали в исправительный дом до достижения ими 20-летнего возраста. Смягчение наказания предусматривалось законом и для лиц преклонного возраста (старше 70 лет). В случае доказанной в ходе судебного разбирательства необходимости самообороны кодекс устанавливал полное освобождение от ответственности. Оно могло быть применено и в случае невменяемости обвиняемого в момент совершения преступления. Кодекс 1810 г. содержал принципиально новую классификацию преступлений, предполагающую конкретные критерии наказуемости. На первое место выдвигались проступки и преступления против общественных интересов, что говорило о приоритете социальных интересов над частными. Преступления этой разновидности наказывались смертной казнью. Подразделялись они на три группы: преступления против внешней безопасности государства, преступления и проступки против конституции, преступления и проступки против публичного мира. К первому разряду закон относил поднятие оружия против государства и отношения с враждебными Франции государствами, способные повлечь вооруженные конфликты. Ко второй группе общественных преступлений относились посягательства на избирательные права граждан, должностные преступления, пренебрежение административными и судейскими обязанностями. Карались они в основном позорящими наказаниями, преследовавшими цель общественного обсуждения и порицания преступников. К разряду преступлений против общественного мира относились фальшивомонетничество, подделка госпечати и знаков оплаты, подделка частных бумаг и взяточничество. Вторую основную группу уголовных преступлений составляли преступления против частных интересов, подразделявшиеся на преступления против собственности и против личности. Особое внимание уделялось кодификации различных видов краж. Наказания, предусмотренные кодексом, подразделялись на две группы: полагавшиеся за проступки (исправительные) и за преступления (уголовные). Уголовные наказания могли быть мучительными и позорящими. К первым относились смертная казнь, пожизненная каторга, депортация, срочная каторга и заключение в тюрьме. К позорящим относились поражения в правах, изгнание и выставление у позорного столба. Телесные и некоторые членовредительские наказания отменялись. Единственной формой осуществления смертной казни оставалось отсечение головы. Назначалась она в 30 предусмотренных кодексом случаях. Каторжные работы назначались пожизненно или на срок от 5 до 20 лет. Бессрочная каторга предусматривалась в основном за преступления против безопасности государства. Депортация считалась одним из наиболее тяжелых наказаний. Места для высылки преступников выбирались в отдаленных колониальных землях: в Новой Каледонии, в Гвиане и на Мадагаскаре. Это наказание было пожизненным, а самовольное возвращение влекло осуждение к каторге. Приговор к каторге или депортации сопровождался полным поражением в правах (избирательных, юридических, семейных). Назначение позорящих наказаний влекло временное ограничение политических и гражданских прав. К исправительным наказаниям относились временное заключение в исправительном доме на срок от 6 дней до 5 лет, запрет на пользование некоторыми гражданскими и политическими правами (быть присяжным, участвовать в выборах, носить оружие, быть опекуном и др.), а также штрафы. В качестве дополнительного наказания закон предусматривал конфискацию имущества, к которой прибегали в случае совершения особо тяжкого преступления.
ТЕМА 12. ЭПОХА БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ: РЕВОЛЮЦИИ 19 В. В ЕВРОПЕ. (1 час)
|