Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция французской государственности от легитимной монархии до Второй республики (1814-1848 гг.)






Период империи просуществовал во Франции до 1814 г. Крах империи Наполеона был вызван военными поражениями его ар­мии, что повлекло спад промышленного производства, инфляцию, товарный дефицит, многочисленные появления социального не­довольства и в конечном счете падение авторитета власти.

Монархия, восстановленная во Франции в 1814 г., существен­но отличалась от предреволюционной. Она получила название «легитимной» монархии, основы которой закреплялись в королев­ской Хартии 1814 г. Согласно этому документу в стране устанав­ливался конституционно-монархический строй. Конституцион­ные основы провозглашались октроированными (дарованными) французскому народу монархом, превращая его, а не народ, как это было по Конституции 1791 г., в источник власти. Таким образом, отвергнув принцип национального суверенитета, Хартия провоз­гласила королевский суверенитет. Поэтому она рассматривалась не как соглашение между королем и народом, а как одностороннее волеизъявление монарха.

Королевская хартия 1814 г. имела компромиссный характер. С одной стороны, она провозглашала ряд либеральных идей (ра­венство французов, гарантии личной свободы, свободу слова и пе­чати), а с другой — возвращала титулы старому дворянству. Тем не менее, этот документ носил более либеральный характер, чем пос­ледняя конституция страны, а режим легитимной монархии ори­ентировался на закон, а не на единоличную власть.

Хартия 1814 г. предусматривала сильную исполнительную власть в лице короля. Он являлся главой государства и вооружен­ных сил, имел право заключать международные договоры, объяв­лять войну, издавать постановления и ордонансы. Он обладал пра­вом верховного помилования и роспуска обоих палат парламента. Право назначения на высшие должностные посты и формирова­ния правительства принадлежало королю. Документ не предусмат­ривал ответственности правительства перед представительным органом. Министры могли быть членами парламента.

Законодательная власть осуществлялась совместно королем и парламентом. Он состоял из двух палат. Верхняя — палата пэров — назначалась королем. Ее члены должны были соответствовать высокому имущественному и возрастному цензу. Эта палата обла­дала законодательными, судебными, контролирующими функци­ями. Нижняя палата парламента — палата депутатов — избиралась населением. Но выборы были не прямыми, а двухстепенными. Избирались депутаты на 5 лет, но 1/5 часть переизбиралась еже­годно.

Легитимная монархия сохранила в общих чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись вто­ростепенными реформами.

Несмотря на то что созданная система допускала в минималь­ных пределах существование конституционных элементов, все же она тяготела к дореволюционным порядкам, что обусловило нара­стание консервативных реакционных тенденций в общественно-политической жизни. Они пришли в противоречие с потребнос­тями развивающегося гражданского общества.

В 1824 г. к власти приходит Карл X, которого исследователи считают вдохновителем ультрароялистов. Его политика носила реакционный характер и была направлена на восстановление ос­нов абсолютистского правления. Новое консервативное аграрное законодательство (аграрная реформа) вызвало волнения мелких и средних земельных собственников. В 1827 г. разразился крупный политический кризис, поводом к которому стало обсуждение в парламенте нового закона о печати. Проект предполагал значи­тельное ужесточение цензуры, что вызвало резкое недовольство либеральной оппозиции. В 1830 г. Карл распустил парламент и объявил об отмене ряда гражданских прав и свобод. Католицизм был объявлен государственной религией, восстановлен орден иезу­итов, что предусматривало смертную казнь за преступления про­тив веры и церкви. Французское общество расценило эти события как нарушение Конституционной хартии 1814 года, и в июле 1830 г. было поднято Парижское восстание. Новым монархом был провозглашен Луи Филипп. 2 августа Карл X официально отрекся от престола.

В ходе революции королевская власть была сохранена, но пе­решла в руки Луи Филиппа — представителя Орлеанской динас­тии. Изданная им конституционная Хартия (1830 г.) подтвержда­ла конституционно-монархическое устройство Франции, но в большей степени соответствовала потребностям капиталистичес­кого развития. Она провозгласила Народную монархию, отмени­ла официальный католицизм, ограничила законодательную ини­циативу короля, снизила имущественный и возрастной ценз для участия в выборах, сократила Палату пэров, устранила ее влияние на правительство, которое было теперь ответственно не перед мо­нархом, а перед парламентом. Правительство стало формировать­ся по воле большинства его депутатов. Хартия 1830 г. включала Декларацию прав. Важным дополнением к хартии стала статья 69, которая предоставила активное избирательное право гражданам, уплатившим в год 200 франков прямых налогов.

Однако относительная политическая стабильность, возникшая в результате Июльской революции 1830 г., носила временный ха­рактер. Режим Июльской монархии перестал существовать в результате революционных событий 1847—1848 гг. Их участники потребовали не только восстановления республики, но и проведе­ния социальных реформ.

В 1848 г. во Франции разразился экономический кризис, кото­рый способствовал росту политической оппозиции. Все слои об­щества понесли потери от кризиса, поэтому были настроены оп­позиционно по отношению к монархии. Средние слои общества значительно окрепли по сравнению с 1830 и особенно с 1814 гг и требовали либерализации существующего режима. Влияние на радикализацию политических требований оказали революции, прошедшие почти во всех европейских странах.

 

7. Конституция Франции 1848 г.: политические и социальные права, реализация принципа разделения властей

После Парижского восстания 25 февраля 1848 г. управление страной перешло в руки Временного правительства во главе с Ла-мартином. Первые декреты новой власти носили социальный ха­рактер. Было закреплено право на труд, гарантирована организа­ция труда, сокращен рабочий день до 10—11 часов. Было введено новое избирательное право (всеобщее с 21 года). На основании нового закона прошли выборы в Учредительное собрание, кото­рое должно было выработать новую конституцию. Большинство мест в парламенте получили умеренные республиканцы, выбран­ные в основном крестьянами.

В результате революции во Франции установилась Вторая рес­публика, легитимно закрепленная в Конституции 4 ноября 1848 г. В отличие от Первой республики Вторая носила более умеренный характер. Доктрина народного суверенитета совмещалась с догма­тами о божественном предопределении. Конституция открывалась словами: «В присутствии Бога и от имени французского народа собрание объявляет...». Акцент на естественные права не делался, но зато документ попытался дать новую трактовку республики, подчеркнув социальное значение государственной власти.

Конституция 1848 г. состояла из введения и 12 глав. Она осно­вывалась на принципах народного суверенитета, естественного права и разделения властей. Ее авторы признавали необходимость социального законодательства, но делали это декларативно.

Во введении провозглашались задачи дальнейшего государ­ственно-политического развития страны, которые заключались в стремлении Франции «без новых потрясений, лишь последова­тельным и постепенным действием законов и учреждений, под­нять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и

благосостояния».

Первая глава содержала перечень прав и свобод граждан фран­цузской республики. Здесь декларировались неприкосновенность личности (п. 2), жилища и собственности (п. 3, 11, 12), право на справедливое правосудие (п. 4), свободу совести (п. 7), слова и печати, митингов и собраний (п. 8), здесь же запрещалась цензура и оговаривались пределы гражданских свобод. Они могли ограни­чиваться только соображениями общественной безопасности. Да­лее декларировалась свобода образования (п. 9), равный доступ ко всем общественным и государственным должностям (п. 10).

Конституция восстанавливала принцип разделения властей, отдавая приоритет исполнительной власти. Власть эта делегиро­валась президенту от имени французского народа. Статус прези­дента оговаривался в главе 5 — «Об исполнительной власти». Гла­ва исполнительной власти избирался населением на четыре года и обладал обширными полномочиями: правом внесения законо­проектов, отлагательного вето, правом помилования, а также на­значения и смещения министров и других должностных лиц. В то же время он не мог быть переизбран на второй срок и не имел пра­ва роспуска парламента.

Законодательная власть вручалась по Конституции Националь­ному собранию, в распоряжении которого не было механизмов воздействия на исполнительную власть. Статус Законодательного собрания рассматривался в главе 4 — «О законодательной власти». Оно избиралось населением путем тайной подачи голосов и состо­яло из 750 депутатов. Позиции Национального собрания ослабля­лись и Государственным советом, предусмотренным Конституци­ей для предварительного рассмотрения законопроектов. Ему при­надлежали и функции административной юстиции. Госсовет избирался Национальным собранием на 6 лет, но 1/2 состава об­новлялась с выборами в Собрание.

Статус судебной власти и ее полномочия не регулировались подробно Конституцией. Глава 8 документа провозглашала равен­ство всех перед законом, а также гласное публичное правосудие. Предусматривалось и существование суда присяжных.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал