![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный строй Англии накануне революции. Петиция о праве 1628 г.Стр 1 из 41Следующая ⇒
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ЧАСТЬ 2
Ответы на экзаменационные вопросы 2011 года 1 потока ЮФ МГУ
Коллектив авторов
Коллектив авторов:
o Ахметов Азат Илдарович – основные вопросы 38 – 41, 54 – 59; дополнительные вопросы 17, 19, 29, 30; o Грибкова Юлия Юрьевна – основные вопросы 16 – 22, 36, 48, 49; дополнительные вопросы 12, 13, 16, 18, 21 – 23, 25 – 28; o Зикун Илья Игоревич – основные вопросы 1 – 8; дополнительные вопросы 1 – 11; o Калайджян Офелия Гагиковна – основной вопрос 37; o Кравченко Ксения Ивановна – основные вопросы 34, 35, 60; o Садов Александр Сергеевич – основные вопросы 50 – 53; o Сорокопуд Александр Владимирович – основные вопросы 9 – 15, 42 – 47; дополнительные вопросы 14, 15, 20, 24; o Цветков Антон Сергеевич – основные вопросы 23 – 33.
Государственный строй Англии накануне революции. Петиция о праве 1628 г. 1)Государственный строй Англии имел традиционный характер. Правовой основой для него являлось общее право (common law). Согласно традиции, государство возглавлял король. Он обладал рядом прерогатив. Однако он рассматривался как часть Парламента, его власть не была абсолютной без согласия Парламента (king-in-parlament). Парламент включал в себя не только духовных и светских лордов, но и самого короля. Король созывал и распускал Парламент по своему усмотрению. Форму правления Англии этого периода называют «смешанной»: исполнительная и законодательная власть оказались соединены. Парламент нельзя отнести к органам какой-либо ветви власти: были и законодательная функция (принятие биллей), исполнительно-распорядительная (утверждение налогов), судебная (принятие билля об опале). В Парламенте формируются «комитеты всей Палаты» для предварительной выработки решения. В них не соблюдается парламентская процедура, поэтому можно было более глубоко вникнуть в суть вопроса. Король и Тайный совет мало влияли на выработку решений в этих комитетах. Тенденция к увеличению власти Парламента. 2) Петиция явилась результатом конфликта короля и Парламента. Король в очередной раз ввёл дополнительный сбор. 5 рыцарей отказались от уплаты. Их арестовали на основании, что так распорядился король. В конце 1627 король их освободил. Парламент узнал об этом, начался спор о королевских прерогативах. Начались разногласия между Палатой лордов и Палатой общин. Палата лордов, с одной стороны, выступала против произвола короля (хотела усиления власти парламента), с другой стороны, за власть короля (король – глава феодального строя, от него все привилегии). В результате была принята Петиция о праве 1628 года. Произвол короля ограничивался:
2. Законодательная деятельность «Долгого парламента» в 1641- 1642 г. «Великая Ремонстрация» 1641 г. « Долгий Парламент»: начало сессии 3 ноября 1640 года, окончание – 1642 год. Трёхгодичный акт 1641 года. Положения: 1. Парламент собирается минимум 1 раз в 3 года; 2. если Парламент не созывают, он собирается самостоятельно; 3. Лорд-канцлер или лорд – хранитель печати обязаны издать указ о созыве Парламента; 4. Парламент не может быть распущен иначе как по согласию короля и Парламента. Акт о потонном и пофунтовом сборе. 1. Король получал субсидии с шерсти, ввозимой и вывозимой иностранцами. 2. Субсидии расходовались Королём на цели, установленные Парламентом. 3. Парламент определял сумму сборов с товаров (нарушение королевской прерогативы). Акт об упразднении Звёздной Палаты. Звёздная Палата – судебное отделение Тайного совета, орган, обеспечивающий исполнение прокламаций короля. Вместе с ним упразднили Суд президента и совета Уэльса, Суд казначейства, Суд президента и совета северных районов. Акт о ликвидации Высокой комиссии при Тайном совете. Это был судебный орган по церковным делам. Упразднена как орган произвола. Акт об отмене корабельных сборов. Корабельные деньги – сборы, которые шли на строительство кораблей. Акт о королевских лесах. При Карле I площадь таких лесов увеличилась. Парламент вернул границы в состояние, которое они принимали при Якове I. Акт об отмене сборов за рыцарское звание. Когда рыцарь умирал, его наследник платил деньги за принятие рыцарского звания. Это институт феодального права. Он отменялся. Парламент лишил лиц духовного сана избирательного права. Акты имели положительное значение. Звёздная палата не будет восстановлена даже в период реставрации Стюартов. Укореняют изменения. Однако создалась ситуация для гражданской войны. Королевская власть лишилась способ пополнять казну в обход Парламента. Великая Ремонстрация. Положения: 1. взять под заботу хозяйство короля; 2. уничтожение монополий; 3. ограничение произвола Тайного совета; 4. упраздняются суды епископов; 5. Король назначает чиновников с согласия Парламента. Документ был опубликован в газетах специально. Считалось, что документ станет «воззванием к нации». Томсинов: документ назван «великим» только из-за того, что очень большой (204 статьи). Депутаты сознательно вышли за рамки прерогатив парламента и вторглись в прерогативы короля. 3. Аграрное законодательство английской революции 1640 – 1660 гг. С начала гражданской войны парламент, стремясь покрыть большие расходы, связанные с ведением военных действий и содержанием армии, издал ряд актов о конфискации с последующей распродажей земель и иного имущества своих политических противников, сторонников короля - роялистов. Последние в этих парламентских актах рассматривались как " злоумышленники" (делинквенты). Формально эти меры трактовались как военно-финансовые. Так, например, постановление палаты общин, принятое в сентябре 1642 г., именовалось " О возложении расходов по ведению войны на сторонников короля". Но по существу социальное значение этих актов было значительно более глубоким. Они подрывали позиции старого дворянства, вели к уничтожению многих феодальных поместий, к превращению большой массы земель в собственность буржуазного типа. В октябре 1646 г. в разгар гражданской войны парламент издал Ордонанс о конфискации земель архиепископов. Он положил начало секуляризации церковных земель. Конфискованные в соответствии с этим Ордонансом земли затем (Ордонансом от 17 ноября 1646 г.) были пущены в распродажу, причем по очень высоким ценам. Покупатели земельных участков должны были уплатить за них сумму, составляющую не менее десятикратного размepa дохода с этих земель, исчисленного на 1641 г. (т. е. до начала войны). Это привело к тому, что распродаваемые земли оказались в руках джентри и предпринимателей, в частности тех крупных ростовщиков, которые давали парламенту деньги взаймы. В последующем (1649 и 1650 гг.) были приняты новые акты, которые распространили указанную выше процедуру на более широкий круг церковных земель (приходские маноры и т. д.). С провозглашением республики парламент издал в июле 1649 г. " Акт о продаже владений, маноров и земель, ранее принадлежавших бывшему королю, королеве и наследному принцу". В этом акте указывалось, что цена на распродаваемые имения должна устанавливаться с учетом дохода за 13 лет. Преимущественное право покупки (в течение 30 дней) предоставлялось держателям недвижимостей, а затем (в течение 10 дней) - кредиторам. После истечения указанного срока королевское имущество поступало в свободную распродажу. Приобретенная таким образом недвижимость закреплялась за покупателями актами парламента или выдачей им соответствующих патентов. Указанные выше законодательные акты революции о распродаже конфискованных земель отвечали интересам влиятельных кругов английского государства. В результате этого законодательства земля становилась достоянием богатой верхушки общества и не могла практически попасть в руки основной части крестьянства и тем более городской и сельской бедноты. Об этом свидетельствуют, например, итоги распродажи епископских земель: 50 % оказались в руках джентри, 29 % - у лондонских купцов и торговцев и только 9 % земель были приобретены свободными крестьянами (йоменами). Отражением непримиримости парламентской оппозиции по отношению к феодальным привилегиям короля стал акт парламента, принятый в феврале 1646 г. Согласно этому акту, был ликвидирован фискально-феодальный орган абсолютизма, созданный еще в 1541 г., - палата феодальных сборов, которая следила за выполнением повинностей и уплатой платежей в пользу короны лицами, державшими землю от короля. Этот акт упразднял также рыцарские держания (держания на оммаже), так называемые файфы, рельефы и тому подобные феодальные поземельные институты. Рыцарские держания (а в этой форме обычно владели землей и ее новые приобретатели) превратились отныне в свободный сокаж, т. е. в поземельное владение капиталистического типа. Такой же статус приобретали земли свободного крестьянства (фригольдеров, йоменов). Но акт 1646 г. не облегчил положения большинства английского крестьянства, многочисленных копигольдеров (зависимых держателей земли). Они должны были по-прежнему выполнять свои повинности и уплачивать поборы в пользу своих лендлордов. Более того, обязанности копигольдеров сохранялись и на тех землях, которые были конфискованы и пущены в распродажу. Так, например, в упомянутом выше акте 1649 г. о распродаже королевских земель прямо говорилось, что приобретатели королевских имений и имуществ, а также их наследники " будут иметь владения, пользоваться и осуществлять все те выгоды, привилегии, права, порядки и обычаи и на тех же основаниях получать все преимущества, выгоды от нарушенных условий, штрафы или возмещение за неисполнение договоров, владельческие иски или требования, как названные король, королева...". Таким образом, для копигольдеров менялись лишь хозяева, обязанности же оставались неизменными. Требования английского крестьянства о радикальной ломке старых феодальных порядков не только отвергались парламентом, но и влекли за собой жестокие репрессии. Об этом свидетельствует, в частности, подавленное Кромвелем движение диггеров (копателей), проповедовавших общие права на землю. Английская революция не затронула и многие другие поземельные институты, сложившиеся в средневековую эпоху (система майората, особый порядок распоряжения родовым имуществом и т.п.). Но она способствовала превращению земли в товар, открывала путь к дальнейшей экспроприации общинных земель у крестьян, к укреплению новых буржуазных принципов в подходе к земельной собственности. 4. Протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г. В 1649 году Оливер Кромвель набирает собственную армию, которая боготворит своего командующего (он набирал простолюдинов). Армия дисциплинированная в отличие от королевской. Происходит вооружённое столкновение. Карл I бежит в Шотландию, но там его арестовывают. 5 дней слушается дело. 30 января 1649 года Карла I казнят как государственного преступника (обвинение в государственной измене и других тяжких преступлениях). В государстве устанавливается республика во главе с лордом-протектором. Кромвель опирается на свою армию, не считается с Парламентом. Кромвель трижды разгонял Парламент. Начинаются недовольства его политикой. Тогда он направляет национальную армию в Ирландию. Выдвигается лозунг «Убить всех!». Тем самым он «выпускает революционный пар» и даёт обогатиться солдатам. Война оказывается победоносной, авторитет Кромвеля возрастает. Кромвель разгоняет движение диггеров (выступавших за обобществление земли, за утопический коммунизм). Растут противоречия между левеллерами и индепендатами. Последние обогатились и хотели прекратить революцию. Усиливается влияние левеллеров на армию, состоящую в основном из крестьян и ремесленников. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением " протектората". Принимается «Орудие управления» 1653 года. Полномочия лорда-протектора: 1. верховная законодательная власть (вместе с Парламентом). 2. управление страной, владение населением. 3. издаёт Указы от своего имени. 4. назначает на должности, получает конфискации. 5. руководит милицией. 6. ведёт внешнюю политику. 7. утверждает все законы. Лорд-протектор избирается. Кромвель был пожизненным лордом-протектором, управлял около 10 лет. Потом было дано наследственное право передачи титула лорда-протектора. После смерти Кромвеля его место занял сын Ричард. Парламент состоит только из Палаты общин. Созывается периодично. Требования к членам Парламента: честность, богобоязненность, хорошее поведение, 21 год. Принятие закона. Палата общин передаёт законопроект лорду-протектору на одобрение. В течение 20 дней он должен его одобрить или не одобрить. Неодобрение должно аргументироваться. Если не аргументируется или вообще нет реагирования, то проект становится законом. Нет указания, что делать, если не одобряется с аргументацией.
|