Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Японское государство в 20-е - 40-е годы в XX в. Конституция Японии 1947 г.
Первая мировая война сопровождалась ростом японской промышленности и торговли, привела к укреплению позиций японского монополистического капитала. После русско-японской войны 1904 – 1905 гг., Япония утверждается в роли великой державы, укрепляются ее международные позиции. Внутриполитическая обстановка отличалась нестабильностью, разногласиями между парламентом и правительством. Власть, с одной стороны, пытается усилить господствующий режим, прибегая к репрессиям, с другой – идет на некоторые уступки либеральному движению, требующему политических реформ, всеобщего избирательного права и т. д. Закономерным результатом военных успехов Японии стало укрепление особого положения армии и флота, фактически не подконтрольных ни парламенту, ни правительству. После периода относительной либерализации режима, с конца 20-х – начала 30-х гг. начинается поворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы Второй мировой войны монархо-профашистской диктатуры. Характерно, что этот режим не был следствием государственного переворота, не сопровождался перестройкой государственного аппарата и созданием фашистской партии. Этот режим был введен путем создания новой политической структуры. Результаты создания новой политической структуры: · Роспуск всех партий в 1940 г. и создание политического «Движения помощи трону», базирующегося на укреплении «единства народа и императора». Эта организация также контролировала все СМИ. · Ужесточение контроля над личностью. В 1941 принят Закон об обеспечении национальной обороны, согласно которому преследовалось всякое распространение сведений наносящих вред общественному спокойствию и порядку. · Ужесточение цензуры. · Вводилась единая идеология, основанная на божественном происхождении императорской династии. Новой политической структуре соответствовала Новая экономическая структура, которая служила полному подчинению экономики задачам усиления военной мощи с целью подготовки к победоносной войне. В годы войны проявилась тенденция к сращиванию административного, полицейского и военного аппаратов. После войны: · Демократизация и демилитаризация. · Роспуск армии. · Отмена ряда репрессивных законов. · Введение свободы слова, печати. · Ликвидация министерства внутренних дел и военного министерства. · Император стал играть роль только духовного главы страны. Конституция 1947 г. Работа над проектом японской Конституции началась весной 1946 г. она была поручена оккупационными властями дворцовым кругам. Основными критериями которыми базировались при создании Конституции: · Япония уничтожает свои вооруженные силы и отказывается от войны. · Палата пэров подлежит упразднению. · Собственность императора поступает в распоряжение государства. · Народный суверенитет. Формально конституция была принята японским парламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция 1889 г. но по сути это была принципиально новая конституция. Основные положения: · В преамбуле закреплен принцип народного суверенитета. · Конституция устанавливала парламентскую монархию с принципом разделения властей. · Сохраняется династическая преемственность императорского трона, но ст.4 запрещает императору осуществлять государственную власть, однако за ним был закреплен ряд конституционных полномочий: назначать премьер министра по представлению парламента, промульгировать поправки к Конституции, созывать сессии парламента, объявлять парламентские выборы, подтверждать назначение высших должностных лиц. При совершении государственных дел император должен руководствоваться советами и получать предварительное одобрение Кабинета, который и нес за него ответственность. · Парламенту была вверена роль «высшего органа государственной власти единственного законодательного органа». Он состоял из 2 палат: Палаты представителей (переизбирается полностью каждые 4 года) и Палаты советников (срок полномочий – 6 лет с переизбранием каждые 3 года половины из них). Обе палаты создавались на основе всеобщих и прямых выборов (с 20 лет). Законопроект мог быть принят и без согласия верхней палаты. · Правительство и премьер-министр (лидер победившей на выборах партии). Премьер-министр выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти. Он назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и должен уходить в отставку в случае выдвижения недоверия. Однако премьер министр мог по собственному усмотрению распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Премьер обязан был докладывать парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений. Он также обладал и правом законодательной инициативы. · Верховный суд, стоит во главе судебной системы и состоит из Главного судьи, назначаемого императором по представлению Кабинета, и обычных судей. Устанавливался принцип независимости судей. · Права и свободы. Основные права (взятые из Декларации независимости США): жизнь, свобода и стремление к счастью. Устанавливается равноправие, свобода мысли и совести, собраний, печати, слова. Устанавливается право на разбирательство в суде, право на адвоката, запрещение произвольных арестов, обысков. Социально-экономические права: право на труд, на создание организаций трудящихся, запрещение принудительного труда. 55. Механизм фашистской диктатуры в Италии. «Корпоративное» государство. Несмотря на провозглашенную правительством задачу «привить фашизм к стволу старой легальности», в стране фактически начался процесс ликвидации многопартийности и принятия новых законов. Произошло уничтожение демократических принципов организации и деятельности государственного аппарата. Это проявилось в концентрации всех властных полномочий в руках партийного вождя. В соответствии с Законом об обязанностях и прерогативах главы правительства 1925 г. вся полнота исполнительной власти передавалась главе правительства (Бенитто Муссолини), который назначался и отзывался королем и был ответственен только перед ним, но на самом деле глава партии (дуче) стал неограниченным главой исполнительной власти и фактически главой государства. Министры назначались королем по представлению главы правительства и несли ответственность перед ним (главой правительства). Закон 1925 г. предоставил главе правительства направлять работу парламента, установив, что ни один вопрос не может быть включен в повестку дня парламента без согласия правительства. Законом о праве исполнительной власти издавать юридические нормы 1926 г. было установлено, что глава правительства может издавать постановления по всем вопросам, касающимся организации государственных органов. Постепенно руководящие органы фашистской партии превращались в ведущее звено государственного аппарата. Большой фашистский совет частично осуществлял законодательные функции, давал заключения по государственным вопросам, предлагал кандидатуры на должности министров. Остальные органы постепенно лишались своего выборного характера и реальных полномочий. В целях поддержания фашистского режима была предпринята попытка воплощения идеи «корпоративного государства», стоящего над классами, примиряющего идею «труда и капитала». Содержание: · Замена классовой борьбы межклассовым сотрудничеством. · Максимальное огосударствление всей общественной жизни. · Учреждались во всех отраслях промышленности рабочие и предпринимательские синдикаты, представлявшие интересы всех рабочих и предпринимателей данной отрасли производства. Синдикаты объединились в корпорации, которые считались государственными органами, обладавшими правом издавать обязательные для синдикатов постановления в области производства и трудовых отношений. · Выборы в парламент стали проводится по новой корпоративной системе – кандидатов выдвигали фашистские корпорации. Создаваемая фашистскими корпорациями Палата фаший и корпораций в 1938 вообще заменила собой парламент. Существовала система карательных органов, важное место в которой занимали королевская полиция и созданная в 1923 военизированная Добровольческая милиция общественной безопасности. Судебная система наряду с прежними судами (верховный, кассационный, апелляционный, областные трибуналы, мировые судьи) включала в себя чрезвычайные суды такие как: полицейские трибуналы, судившие за проявление антифашистских настроений, трибунал защиты государства, судивший за политические преступления.
|