Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы обезвоживания.






Да, всем известно, что вода «полезна», что без воды нет жизни. Однако мало кто понимает, что происходит с на­шим телом, регулярно недопо­лучающим нужное количество воды, когда организм вынужден выживать на грани своих адаптационных возможностей, что и при­водит к тому букету заболеваний, которые стали бичом современного человечества. Прежде всего, давайте уточним, что под термином «обез­воживание» я понимаю продолжитель­ное, сильное обезвоживание внутренней части кле­ток, в отличие от традиционного его понимания как уменьшения количества воды во внеклеточной среде. Используя слово «обезвоживание», я имею в виду не только нехватку воды, но и нехватку сы­рья, способную довести организм до болезни.

Что происходит при обезвоживании? В пер­вую очередь, уменьшается объем клеточной жид­кости, причем, больше чем наполовину! А ведь именно на клеточном уровне вода выполняет на­иважнейшие задачи! В нашем теле нет запасов воды, которую можно использовать в крайнем слу­чае. Если телу для выполнения какой-либо функции нужна вода, оно сначала забирает ее из клеток. Любая чистая вода, которую вы выпили, также сначала попытается проникнуть внутрь клеток, т.е. она выделяется из кро­веносной системы и постепенно поступает в клетки. Порядок преимущественного потребления воды важнейшими органами тела строго пред­определен. На первом месте находится пе­чень - вся пища и вода, поступившие в орга­низм, сначала проходят через нее. Мозг, на который приходится примерно 1/50 общего веса тела, в среднем получает 20% полностью насыщенной кислородом крови. Через легкие проходят все 100% лишенной кислорода кро­ви, в которой, однако, уже содержатся те же 100% пищи и воды, прошедших через печень. Если телу не хватает воды, кровь, проходящая через легкие, становится высококонцентриро­ванной. Органы и те анатомические части тела, ко­торые снабжены кровеносными сосудами, а значит, находятся как бы «на центральных магистралях», менее подвержены проблемам, связанным с недостатком воды. Однако по мере того, как обезвоживание становится привыч­ным состоянием организма, даже они в конце концов получают ее все меньше и меньше. Наш организм стремится во что бы то ни стало сохранить и рационально рас­пределить имеющийся запас влаги. Но то, что наше тело обладает способностью бороться с обезво­живанием, не означает, что клетки могут обхо­диться без воды. Организм человека состоит из клеток, число кото­рых может доходить до 100 триллионов. В зависимос­ти от того, какая его область сильнее всего подверга­ется обезвоживанию, клетки в этой части сморщива­ются, а их внутренние функции ослабляются. Отдельные клетки в зоне обезвоживания начинают функционировать все менее эффективно, пока утрата их функций не станет перманентной.

Вам необходимо еще раз осознать исключительное зна­чение того факта, что в условиях нехватки воды в организме самому сильному обезвоживанию под­вергается внутренняя часть клеток. При обезвожи­вании 66% воды теряется из внутриклеточной жидкости, 26% - из внеклеточной жидкости и только 8% связаны с сужени­ем сети капилляров. Про­цесс кроветворения задуман природой для поддержа­ния состава крови в пределах стандартных парамет­ров, даже если ради этого остальным тканям прихо­дится жертвовать частью собственных резервов. Од­ним из таких резервных элементов является вода, ко­торая первой реквизируется у менее активных тканей и используется для поддержания необходимой конси­стенции крови в условиях недостаточного поступле­ния воды из внешних источников, т.е. воды, которую мы пьем. При любом виде потерь свобод­ной воды 66% приходится на содержимое клеток и лишь 8% - на объем крови.

 

Такое обезвоживание напрямую вызывает структурные изменения многих белков и ферментов, а также потерю их дееспособ­ности. Одним из неопровержимых доказательств ар­хиважного статуса воды в нашем организме явля­ется открытие того факта, что белки и ферменты более эффективно «работают» в растворах пони­женной вязкости, т.е. в более жидких, насыщенных водой. Как только количе­ство клеточной жидкости уменьшается, она становится более густой, вязкой, и главные катали­заторы биохимических процессов теряют свою эффективность практически на глазах. Дело в том, что диффузные функции белков и ферментов тре­буют того, чтобы вокруг них было достаточное количество воды - потеря воды внутри клеток приводит к тому, что вся работо­способность внутриклеточной машины расщепле­ния и синтеза резко снижается - они начинают функционировать все менее эффективно и в конце концов окончательно те­ряют способность выполнять свои функции.

 

Человеческий организм - это комплексная конст­рукция, которая состоит из множества различных си­стем, нормальное функционирование которых во многом зави­сит от воды. Когда организм обезвожен, система рационализа­ции и распределения воды приводится в действие в соответствии с заранее установленной программой приоритетов. Управление имеющимися ресур­сами осуществляется крайне сложной системой - этот многоуровневый механизм остается включенным до тех пор, пока организм не получает однозначных сигналово том, что он получил доступ к достаточным водным запасам.

 

Итак, когда организм испытывает ост­рую нехватку воды, мозг прибегает к тактике «кризис­ного управления», регулируя распределение воды так, что ееполучают только самые важные органы, от работы которых зависит сама жизнь человека. Кровеносная система активизи­руется и доставляет воду в нужную зону. Из этого естественным образом следует, что те органы, которые не играют в нашем теле жизненно важной роли, например мышцы и суставы, снабжаются водой в минимальном количестве либо не получают вообще. Происходит ослабление притока циркулирую­щей крови и отдельные зоны будут получать минимум воды, необходимый для выживания. Эту ситуа­цию можно сравнить с положением дел в нуждающейся семье, где при недостатке еды первыми ею наделяются дети и работники. Почему? Первые наиболее уязвимы, а вторые - наиболее полезны. Другим же приходится довольствоваться остатками. Другой способ понять ситуацию - это сравнить эффект обезвоживания с нехваткой денежного пото­ка в экономике любого общества. В период экономи­ческого спада, когда люди не тратят деньги, от этого в той или иной степени страдают все сферы экономи­ки - одни больше, другие меньше. Люди не могут жить без еды, поэтому производители продуктов питания выживут, но процветать не будут. Жилищное строи­тельство сойдет на нет, банковская индустрия постра­дает от множества банкротств, автомобильная промышленность понесет убытки, индустрия туризма и путешествий потерпит крах и т.д.

 

Что значит «организм функционирует на грани возможного»? Когда организм едва справ­ляется с повседневными задачами, а потом еще и воз­никает экстренная ситуация, причем как раз в тот момент, когда необходимо действовать, то как ему рас­пределить свои возможности? Орга­низм и так поддержи­вает равновесие из последних сил, но, откуда ни возьмись, на него наваливаются новые обязанности, которые выводят уровень насы­щенности водой за допустимые пределы. Как организм справится с неожиданной необходимостью действо­вать в чрезвычайных ситуациях, требующих реакций, для которых нужна вода, а он и так уже до преде­ла обезвожен? Естественно, в случае возникнове­ния экстренной ситуации отлаженная система, и так вынужденная работать на пределе своих возможностей, может дать сбой, организм может просто отказаться выдержи­вать авральные ситуации. Однако обезвоживание еще больше набирает обороты...

 

Все это происходит на фоне того, что органы и системы постоянно сигналят о недостатке воды - в зави­симости от степени потребности каждый орган начи­нает подавать свои собственные сигналы тревоги. При недостаточном количестве воды значитель­ная часть органов начинает снабжаться жидкостью по остаточному принципу: клетки, расположенные в «неприоритетных» частях тела, естественно, те­ряют влагу и перестают нормально функциониро­вать. Вряд ли нужно объяснять, что вследствие это­го возникают сбои в работе тех органов, которые состоят из ссохшихся клеток. Наши легкие, желудок, кишечник, печень, стра­дающие от жажды, начинают подавать сигналы бедствия - заявляют о себе болью, а в конечном ито­ге становятся причиной дегенеративных болезненных состояний.

 

Но по мере того как степень обезвоживания возрастает, организм прибли­жается к порогу, за которым система регулирования уже не может выполнять определенные функции. Обычно регуляцией кислотно-щелочного балан­са биологических жидкостей в организме занимаются почки - при условии получения ими достаточ­ного количества воды для производства большого количества мочи. Нормальным уровнем рН внутри­клеточной среды считается 7, 4 - легкая щелочная реакция. Когда организм все больше и больше обез­воживается, а выработка мочи уменьшается, меха­низм кислотно-щелочного баланса становится неэффективным. Кислота не вымывается из тех тка­ней, которые не входят в зону действия программ аварийного распределения воды; она остается в клетках и разъедает их. В таких случаях, самыми ес­тественными (увы, естественными!) проявлениями обезвоживания являются различные виды боли. У болевых ощущений есть простое «химическое» объяснение: организму не хватает воды, чтобы вымывать из клеток кислотные отходы их жизнедеятельности. А поскольку нормальным для нашего тела является щелочное состояние, раздражение нервных окончаний кислотой переходит в болевые ощущения. Чем выше уровень кислотности, тем выше риск повреждения ядра клетки – именно в таких ситуациях часто и происходит повреждение ДНК со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Постепенно хроническое обез­воживание приводит к постоянным изменениям сначала в физиологии, а затем - в химическом составе организма. Ведь обезвоживание имеет ко всему прочему еще и метаболический аспект - потеря ряда незаменимых аминокислот, невозможность усвоения жизненно важных мик­роэлементов и витаминов, постоянная потреб­ность в жирных кислотах и т.д. Когда недостаток воды становится постоянным, измененный химический состав тела окончательно стабилизируется, вызывая уже стойкие нарушения физиологических функций, причем эти нарушения способны закреп­ляться генетически, вызывая злокачественные опухоли, аутоиммунные и де­генеративные заболевания.

Когда степень обезвоживания усиливается на­столько, что жизненно важным клеткам перестает хватать сырьевых материалов, организму приходится высвобождать часть запасенных элементов и ис­пользовать их в аварийном порядке для выполне­ния своих функций. Так устойчивое обезвоживание вызывает непропорциональную потерю отдельных ве­ществ, которые должны храниться в резервных запасах организма в достаточном количестве - это явление множественного дефицита, вызванного обезвоживанием, лежит в корне многих дегенеративных заболеваний. Самым значительным и серь­езным осложнением обезвоживания является потеря важных аминокислот, которые используются для про­изводства нейротрансмиттеров. В определенных обстоятельствах аминокислоты, которым нужно попасть в клетки мозга, чтобы послужить материалом для изго­товления химических курьеров, доходят до места на­значения в недостаточных количествах или недоста­точно быстро. Происходит это по двум причинам: 1) обезвоживание, которое создает проблемы с их проникновением через гематоэнцефалический барьер, и 2) чрезмерное использование этих амино­кислот в других целях. Обычно, когда организм обезвоживается и не может производить достаточно мочи, чтобы из­бавиться от токсичных отходов, это приводит к повышению кислотности в клетках. В таких си­туациях организм жертвует отдельными амино­кислотами, чтобы нейтрализовать эту кислот­ность и повысить щелочность внутренней среды организма. Для обозначения этой функции ис­пользуется специальный термин «антиоксидант». В попытке удержать кислотно-щелочной баланс организма в пределах нормального диапазона приносятся в жертву триптофан, тирозин, цистеин, метионин и некоторые другие аминокислоты. Из трипто­фана, вырабатывается как минимум четыре нейротрансмиттера: серотонин, триптамин, индоламин и мелатонии. Помимо этого, при рас­щеплении триптофана печень высвобождает местный «кислород», который необходим для работы ее клеток в условиях недостаточного снабжения водой!

 

Одной из неизбежных особенностей процесса ра­ционирования воды является безжалостность, с кото­рой организм распоряжается своими функциями. В состоянии обезвоживания орга­низм сначала начинает сдерживать некоторые функ­ции, а затем переходит к «демонтажу» своих струк­тур. Мы не должны забывать, что человеческий орга­низм - это конгломерат химических систем, который способен построить новую ткань или разломать уже сформированные структуры, чтобы использовать их в качестве сырья для переработки. Ни одна часть орга­низма, кроме мозга, не является неприкосновенной - даже мышечная ткань расщепляется, чтобы пополнить запасы аминокислот. Частью этого процесса стано­вится расщепление белков на аминокислоты, кото­рые перерабатываются и используются не по своему прямому назначению. Обезвоживание может привести к использованию некоторых важных для жизни элементов в качестве антиоксидантов, нейтрализующих токсичные отходы, которые не могут быть выведены из организма по при­чине малого количества производимой мочи. В таких ситуациях наступает момент, когда в организме оста­ется слишком мало отдельных важных элементов - однако некоторые менее важные компоненты содер­жат эти элементы в ассимилированных формах и этим тканям приходится отдавать часть своих драгоценных элементов для использования другими частями орга­низма. В таких условиях организм вынужден переключать свою физиологию в режим каннибализма. Чтобы компенсировать недостаток необходимых ор­ганизму - и особенно мозгу - элементов, химические регуляторы начинают разрушать отдельные ткани. В качестве примера можно рассмотреть два типа диабета. При диабете II типа прекращается производ­ство и высвобождение инсулина. При диабете I типа производящие инсулин бета-клетки разрушаются изнутри - это повысит уровень са­хара в крови, направляемой в мозг. Таков механизм и многих ауто­иммунных заболеваний.

 

Срочная необходимость доставить со­держащуюся в крови воду жизненно важному органу, который находится в состоянии прогрессирующего обезвоживания, может порой приводить к микроско­пическому истечению крови в окружающие кровенос­ные сосуды ткани. Такой способ получения свежей воды, составляющей 94% объема крови и ее красных клеток, называется васкулитом. Этот аварийный способ гидратации чувствитель­ных областей тела может использоваться в различных органах и тканях. Когда процесс происходит под кожей, в частности у детей, его именуют багряницей. Такой про­цесс наблюдается при волчанке (туберкулезе кожи) - одном из аутоиммунных заболеваний. Когда этот процесс происходит в желудке, медики именуют его гастритом. Подобное кро­вотечение происходит в кишечном тракте и при язвен­ном колите. Часто такое происходит в почках, которые в резуль­тате начинают терять белок и другие важные вещества, выделяя их в мочу (это заболевание носит название нефроз). Аналогичный процесс может протекать в лег­ких и в мышечных тканях. Логическое обоснование подобного типа микроскопического кро­вотечения в почках и легких состоит в том, что оба эти органа нуждаются в большом количестве свежей воды, чтобы снова начать работать как положено. На микроскопическом уровне процесс кровотече­ния в легких и почках имеет вполне определенное на­звание - легочно-почечный синдром. Твер­дые частицы, остающиеся в тканях после таких мик­роскопических кровотечений из кровеносных сосудов, не причиняют большинству органов никакого вреда - этот «осадок» постепенно вовлекается в процесс об­мена веществ. Но когда такое происходит внутри моз­га, кровеносная система которого является замкнутой, то осадок «спекается» и начинает образовывать бляш­ки. Образование таких бляшек наблюдается при бо­лезни Альцгеймера, болезни Паркинсона и рассеян­ном склерозе, данный процесс имеет место и при мигренях.

 

Когда организм только начинает подвергаться обез­воживанию, до какого-то момента нарушения его функ­ций не происходит, наш организм продолжает работать бесперебойно и не посылает совершенно никаких сигна­лов жажды - у каждого из нас есть так называемый «резерв выживания». Поэтому между проявлением болезни и началом действия факторов, инициирующих ее, всегда проходит какое-то время (при остеопорозе до 1-3 десятилетий). Разни­ца заключается и в «химических проектах» организмов - у разных людей ранние симптомы обезвожива­ния проявляются по-разному, это приводит к то­му, что одно и то же состояние (обезвоживание) у них проявляется разными заболеваниями. Но при устойчивом обезвоживании, когда ощущение жажды заглушается приемом лекарств, один за другим начинают про­являться все прочие признаки, и человек становит­ся жертвой многочисленных проблем, называемых «болезнями».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал