Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Сущность инвестиций и их роль в современной экономикеСтр 1 из 6Следующая ⇒
БАЗОВЫЕ ЛЕКЦИИ
В соответствии с Федеральным законом " Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под инвестициями (следует понимать " денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта". Держать деньги, не вкладывая их во что-либо - значит терять их реальную стоимость в прямой пропорциональной зависимости от времени. Неизбежное удорожание товаров, работ, услуг обесценят первоначальную стоимость денег независимо от того в какой " банке" вы их будете хранить. Осуществляя инвестиции, вы по сути делаете попытку застраховаться от возможных материальных потерь, а в лучшем варианте надеетесь получить доход. В любом случае это будет более благоразумным, нежели хранить деньги " про черный день", копя их " на старость", на учебу детей, на приобретение недвижимости и т.п. Деньги должны делать деньги. Пущенные в оборот они становятся инвестициями и могут приносить их владельцам доход, что несомненно лучше " баночного" хранения. В отечественной экономической литературе наряду с понятием " инвестиции" часто употребляется понятие " капиталовложение". По сути оба эти термины тождественны, тем не менее понятие " капиталовложение" применяют обычно в том случае, когда речь идет о каких-либо вложениях, направляемых на воспроизводство основных фондов, то есть это понятие рассматривается лишь в качестве составной части инвестиций. Как правило, инвестиции характеризуются долгосрочными (в редких случаях краткосрочными) вложениями определенных ценностей в активы предприятий с целью получения определенного социально-экономического эффекта, выражающегося прежде всего в извлечении прибыли и росте материального благосостояния инвесторов. Являясь экономической категорией, прибыль на уровне предприятия представляет собой чистый доход, полученный в результате продажи продукции и получения выручки, значительно превышающей затраты организации на производство и реализацию данной продукции, Достичь увеличения этого дохода можно, в числе прочих факторов, благодаря росту как отечественных, так и зарубежных инвестиций в разные сферы российской экономики. Понятие " инвестиции" не следует путать с понятием " кредиты". При осуществлении капиталовложений инвестор рискует своими денежными или материальными средствами. Он может рассчитывать на компенсацию этих средств лишь в виде части полученной прибыли. Если инвестор в результате своей финансово-хозяйственной деятельности не получил доход, способный возместить понесенные затраты, то он либо прекращает свою предпринимательскую деятельность в данном направлении и, соответственно, осуществляет перелив своего капитала в другое более прибыльное инвестиционное мероприятие, либо будет стремиться делать инвестиции под гарантии того государства, на территории которого он осуществляет капиталовложение. В последнем случае эти инвестиции будут приобретать фактически форму займа или кредита, который государство обязано вернуть с процентами вне зависимости от прибыльности или убыточности инвестиционного проекта. Общеизвестные принципы кредитования (возвратность, срочность, дифференцированность, обеспеченность ссуд и платность с помощью механизма банковского процента) еще никто не отменял. Кредиты, полученные от зарубежных инвесторов, можно рассматривать как инвестиции с определенной долей условности. Взятые, как правило, под гарантии государства, они (наряду с положительными моментами) увеличивают внешний государственный долг России и при этом тормозят процессы формирования благоприятного инвестиционного климата для российских инвесторов. Участвуя в инвестиционных российских проектах, зарубежные инвесторы должны быть объективно заинтересованы в росте прибыли предприятия, в которое они вложат деньги, или какие-либо другие ценности. Получать они должны только часть прибыли от инвестиций, а не гарантированный процент по кредитам. Экономическая сущность инвестиций проявляется в конкретных экономических результатах финансово-хозяйственной деятельности организаций: - увеличивается объем выпускаемой продукции; - осуществляется расширенное воспроизводство, растет объем основных производственных фондов, создаются новые предприятия; - формируются предпосылки увеличения денежных средств от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг; - увеличивается (в абсолютном исчислении) объем налоговых платежей в бюджеты разных уровней; - растут возможности диверсификации финансовых вложений; - повышается уровень долевого участия; - расширяется объем кредитных услуг другим предприятиям и получение прибыли от данной финансовой деятельности и т.п. Экономическую (как впрочем и социальную) сущность инвестиций можно рассматривать на уровне не только микро, но и макроэкономики. В конечном итоге, эта сущность проявляется в развитии материально-технической базы страны, росте общего объема производства, увеличения ВВП и др. В зависимости от тех или иных специфических признаков (критериев) следует различать отдельные группы инвестиций: 1. По содержанию инвестируемого по объектам вложения капитала: - реальные, - финансовые (или портфельные) К реальным инвестициям (инвестициям в нефинансовые активы) относятся вложения частных и государственных организаций в реальные активы, связанные с производством каких-либо товаров и услуг: а) вложения средств в создание новых производств, предназначенных для удовлетворения постоянно меняющихся возрастающих общественных потребностей; б) инвестиции в объекты производственного и непроизводственного назначения, в расширение уже существующего производства и поддержание тем самым процесса расширенного воспроизводства материальных благ и услуг, что в конечном итоге, может привести к увеличению прибыли организаций, росту рыночной стоимости ценных бумаг, повышению материального благосостояния инвесторов, а также к росту доходов бюджетов различных уровней, увеличению объема социально-бытовых услуг населению, развитию социальной сферы и др.; в) вложения средств государственных структур в создание благоприятной инвестиционной атмосферы в конкретном регионе, отрасли: сюда могут относиться затраты государства на поддержание экологического равновесия и формирование условий труда, соответствующих нормативным требованиям. При этом государство может выполнять важную функцию по обеспечению " стартовых" предпосылок развития малого бизнеса. Именно государство должно брать на себя " пусковые" риски - затраты в виде капиталовложений по обеспечению производственной инфраструктуры: строительству дорог, линий связи, тепло-, водо, энерго- и газоснабжения и т.п. особенно важно в процессе вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Чтобы выдержать конкуренцию на внешнеэкономическом уровне следует уже сейчас разрабатывать конкретные мероприятия по активизации инвестиционной деятельности, направленной на существенное удешевление производства той продукции и тех отраслей экономики, которые мы намерены сделать ведущими в нашей торговле с другими странами; д) вложения средств в реконструкцию и техническое перевооружение уже действующих предприятий, но отстающих по технологическому уровню и не способных конкурировать с аналогичными зарубежными фирмами. Это вызывает необходимость провести своевременно замену и модернизацию оборудования. Не вызывает сомнений тот факт, что преодолеть отставание от передовых зарубежных технологий будет невозможным без существенных капиталовложений в различные отрасли экономики; е) вложения средств организаций в приобретение нематериальных активов: лицензий, торговых марок, программных продуктов и др.; ж) инвестиции в приобретение земельных участков и объектов природопользования. К финансовыминвестициям относятся вложения средств организаций в приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, золота и т.п. в целях извлечения прибыли, получения другой финансовой отдачи: в виде дивидендов, роста рыночной стоимости ценных бумаг, увеличения капитала. 2. По продолжительности срока окупаемости: - краткосрочные (до 1 года); - среднесрочные (от 1 до 3 лет); - долгосрочные (более 3 лет). Как правило, инвестиции планируются на долгосрочную перспективу и отвечают долговременным социально-экономическим целям предприятий и государства. 3. В зависимости от формы собственности: - государственные(вложения средств государственныхпредприятий и учреждений); - частные (вложения средств юридических и физических лиц, занятых в частном секторе экономики; - смешанные, представляющие собой совокупность вложений средств организаций, относящихся как к частному, так и государственному секторам экономики; - иностранные; - совместные (субъектов РФ и иностранных инвесторов). 4. По характеру участия в инвестиционном процессе: - прямые (по сути реальные инвестиции); - портфельные, предполагающие использование в качестве вкладов в проекты ценных бумаг; - прочие (в основном осуществляются при помощи таких организаций как: коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и т.п.). Названные инвестиции могут осуществляться представителями либо частного, либо государственного сектора экономики. В последние годы в РФ начинают приобретать все больший размах коллективные инвестиции. Первым ярким примером участия инвесторов в коллективных инвестициях были Чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Они были созданы для эффективного управления такими финансовыми активами акционеров как в а у ч е р ы и размещались в реальный сектор экономики, преимущественно в разные отрасли производственной сферы. Предполагалось быстрыми темпами сформировать класс собственников и тем самым форсировать переход к рыночной экономике. Приватизация объектов государственной собственности при помощи массовой " ваучеризации" оказалась не совсем удачной и к 1999 г. необходимость в ЧИФах отпала, они прекратили свое существование. Более " живучими" оказались ПИФы - Паевые инвестиционные фонды. На российском фондовом рынке они появились в конце 1996 г., выполняя функции по аккумулированию денежных сбережений населения и свободных денежных ресурсов юридических лиц для передачи коллективных активов в управление профессиональным компаниям. Пай обладает в рамках соответствующего ПИФа определенной ликвидностью. Это дает возможность владельцу пая принимать решение о целесообразности продолжения инвестиционной деятельности. Собирая средства от физических и юридических лиц, ПИФ инвестирует их в акции, облигации, опционы и другие ценные бумаги на товарном и денежном рынках. Инвестируя свои средства в Паевой фонд, инвестор становится совладельцем (пайщиком) этой по сути инвестиционной компании. Благодаря участию в ПИФе инвестор может рассчитывать на более эффективное использование вложенных средств, так как компания может принимать на достаточно высоком профессиональном уровне решения: о диверсификации финансовых вложений, своевременной ротации ценных бумаг; о защите прав инвесторов, сохранении их вкладов и т.п. Хотя паевой инвестиционный фонд не является сам юридическим лицом, однако он имеет собственный счет в коммерческом банке и в его инфраструктуре находятся такие независимые юридические лица как управляющий компанией (учредитель ПИФа) и специализированный депозитарий. Особенностью ПИФА является то, что прирост его вкладов, дивиденды и проценты не облагаются налогом на прибыль. При этом все организации, составляющие инфраструктуру ПИФа (обслуживающие его) лицензируются и регулируются ФКЦБ России - Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (см.сайт ФКЦБ www.fedcom.ru). Важно также отметить " прозрачность" осуществляемых финансовых операций: управляющие компании паевых фондов обязаны регулярно публиковать информацию о деятельности управляемых фондов. На результативность происходящих в РФ инвестиционных процессов определенное влияние оказывает система законов, принимаемых на уровне регионов Законодательным собранием, а в масштабе страны - нижней и верхней палатами Государственной думы. Правовая база России за последние годы существенно укрепилась и стала определенным гарантом стабильного развития инвестиционных процессов в стране. Принятые гражданский и налоговый кодексы РФ юридически закрепили возможности неуклонного роста инвестиционной деятельности. Одновременно этим процессам способствовало принятие специальных законов, защищающих права отечественных и зарубежных инвесторов. Различные аспекты проблемы инвестиций в стране регулируются Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ " Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред.от 18.12.2006 г.). В данном Федеральном законе дана краткая характеристика объекта и субъекта капитальных вложений. Под объектом понимаются " находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами". Субъектами же инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. В рассматриваемом законе определены права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности, источников ее финансирования. Значительное место в законе уделено вопросам государственного регулирования инвестиционных процессов, осуществляемых в форме капитальных вложений. Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата РФ, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. При этом контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами РФ органы. Регулирование инвестиционных процессов, в которых участвуют иностранные инвесторы, осуществляет Федеральный закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ " Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.). Данный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы, условия предпринимательской деятельности этих инвесторов на территории России. Закон направлен на привлечение и эффективное использование зарубежных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта и т.п. В законе дано четкое определение прямой иностранной инвестиции, которая представляет собой " приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли (долей) вклада в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования…таможенной стоимостью не менее 1 млн.рублей". Правовое регулирование инвестиционных и других социально-экономических процессов является одной из основных функций любого государства. Взаимоотношения различных субъектов управления инвестициями регулируются прежде всего законодательными и нормативными документами, которые разрабатывают и предлагают к неукоснительному соблюдению те или иные государственные структуры, При этом должны учитываться в первую очередь интересы отечественных инвесторов.
|