Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные идеи, лежащие в основе теории привязанностей и их значение для психотерапии






СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ1

Агрессия - поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Амбивалентность чувств - (от лат. ambo - оба и valentis - имеющий силу) - комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности происходит объединение чувств любви и ненависти.

Амплификация – часть юнговского метода интерпретации (в частности, сновидений). С помощью ассоциаций Юнг пытался установить личностный контекст сновидения; с помощью амплификации он связывал его с универсальными образами. Амплификация предполагает использование мифических, исторических и культурных параллелей для того, чтобы прояснить и обогатить метафорическое содержание символов сновидения. Говоря об амплификации, Юнг сравнивает ее с плетением «психологической ткани», в которую вплетен образ. Другими словами, амплификация – это процедура включения архетипического образа, продуцируемого бессознательным в общечеловеческий контекст. Пациент при этом получает возможность почувствовать, что переживания и представления, иногда кажущиеся ему устрашающими, были пережиты до него множеством людей, большинству из которых удавалось с ними справляться.

Аналитическая психология - направление глубинной психологии, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Исходит из понимания психики как автономной саморегулирующей системы, основанной на взаимной компенсации сознания и бессознательного, интеграция которых — путь к достижению целостности личности, ее индивидуации. Это учение основано на понятии коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденного образца поведения, соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является проявлением либидо. Кроме понятия коллективного бессознательного Юнг дал описание экстравертированной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок. Аналитическая психология оказала влияние на психопатологию и психотерапию, а также философскую антропологию, историю культуры, этнологию, мифологию и др. Международное общество аналитической психологии (с 1958) и ежегодник «Эранос» (с 1933 — в Цюрихе), «Журнал аналитической психологии» (с 1955 — в Лондоне).

Архетипы - общечеловеческие первообразы (например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от " Эго" (" Я") как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного - цель процесса становления личности (самореализации, индивидуации). Основная задача психотерапии - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиционных культурах, динамическое равновесие между ними осуществляется, по Юнгу, с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов.

Ассоциативный эксперимент -проективный метод, предложенный одновременно К. Г. Юнгом, М. Вертгеймером и Д. Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и аффективных комплексах испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А. Р. Лурия, который предложил так называемую сопряженную моторную методику, при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные движения двумя руками (например, нажимать двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа). При этом анализ двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики аффективных реакций испытуемого.

Ассоциация - (от лат. associatio - соединение) - связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого.

Аутоагессия - агрессивное поведение, направленное против самого себя и проявляющееся в самообвинениях, самоунижении, в нанесении себе телесных повреждений, в попытках самоубийства.

Аффекты - (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.

Бессознательное - теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З.Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного: 1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности; 3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Влечение - проявление потребности человека, имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию соответствия образу Я, а это может вести к включению психологических механизмов защиты.

Вытеснение- форма психологической защиты, которая состоит в изгнании из сознания неприемлемых для сознательного " Я" (Эго) переживаний - влечений и импульсов, а также их производных - эмоций, воспоминаний и др. Понятие вытеснения - одно из основных в психоанализе. Вытесненное из сознания забывается субъектом, но сохраняет в бессознательном присущую ему энергию влечения. Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психологические комплексы. Фрейд различал первичное вытеснение, с помощью которого предотвращается первоначальное появление инстинктивного импульса, и вторичное вытеснение, с помощью которого производные и скрытые проявления импульса удерживаются в бессознательном.

Глубинная психология - ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает: психоанализ З. Фрейда, «аналитическую психологию» К. Г. Юнга, «индивидуальную психологию» А. Адлера, неофрейдизм, эгопсихологию и др.).

Границы Я- психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию внешних по отношению к нему воздействий. При этом " внутренние границы Я" разделяют сознание и бессознательное, препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного. При гипнозе эти границы оказываются разрушенными. " Внешние границы Я" выполняют функцию контроля за поступающей через органы чувств информации из внешнего мира, позволяя оценивать ее в соответствии с принципом реальности. При разрушении этой границы предметы в восприятии принимают черты нереального и причудливого, что характерно состоянию дереализации.

Индивидуальная психология - направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает неделимый, выражается его кредо - исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное. В отличие от психоанализа считала основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании; у невротиков и асоциальных элементов (наркоманы и т. п.) это чувство отсутствует и заменяется стремлением к неосознанным фиктивным целям, выявление которых — задача психотерапии. Во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 - 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания. На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов власти и могущества. В дальнейшем движущей силой развития стал рассматриваться социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений.

Индивидуация - (лат. individuatio), выделение единичного и индивидуального из всеобщего. Принцип индивидуализации (лат. principium individuationis) — понятие философии Аристотеля, воспринятое томизмом; «первая материя» как основа пространственно-временного разделения, множественности вещей. В «аналитической психологии» К. Г. Юнга — процесс становления личности, ее созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного.

Иррациональное - (от лат. irrationalis — неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему. Противоположность иррациональному — рациональное.

Истерия - патохарактерологическое нарушение, связанное с чрезмерной склонностью к внушению и самовнушению, а также слабостью сознательного контроля за поведением. При истерии наблюдается явно демонстративное поведение: при слабой интенсивности переживаний их внешнее выражение имеет чрезмерное утрирование (крики, плач, обмороки), что ориентировано на привлечение к себе внимания других людей.

Истерический невроз - форма невроза, который характеризуется наличием различной клинической симптоматики, часто проявляющейся в виде судорожных припадков, астазии- абазии, истерической глухоты, слепоты, мутизма и вегетативно-висцеральных расстройств. При этом наиболее характерным является такая особенность переживаний, как их небольшая глубина, демонстративность и ситуативная обусловленность.

Катарсис - (от греч. catharsis - очищение) - сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии, в «Поэтике» Аристотеля он означал очищение духа при помощи «страха и сострадания». Понятие катарсиса имело многочисленные толкования.

Комплекс - в психологии — соединение отдельных психических процессов в некое целое. В узком смысле — группа разнородных психических элементов, связанных единым аффектом; одно из основных понятий глубинной психологии. Согласно психоанализу З. Фрейда, комплекс формируется вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в область бессознательного (напр., т. н. Эдипов комплекс как результат вытеснения в раннем детстве враждебных импульсов по отношению к отцу). В «индивидуальной психологии» А. Адлера главная роль отводится т. н. комплексу неполноценности — ощущению индивидом своих органических или психических недостатков.

Комплекс неполноценности - теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Вытеснение этого чувства придает ему характер постоянной ненасыщаемости. Стремление к компенсации (гиперкомпенсации) чувства неполноценности (недостаточности) может стимулировать различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.

Либидо - теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З. Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидинозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека - к удовольствию и жизни (Эрос), с одной стороны, и к разрушению и смерти (Танатос), с другой. У К. Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.

Мазохизм - понятие, введеное в научный оборот Р. фон Крафт-Эбингом по имени австрийского писателя Захер-Мазоха, обозначающее половую перверсию, которая характеризуется связью полового удовлетворения с обязательным переживанием физических или моральных страданий. Для возникновения мазохистских переживаний иногда бывает достаточно воображения (мысленное представление себя жертвой унизительных сцен, побоев) или внешних нейтральных действия, в отношении которых окружающие могут не знать об их истинной мотивации. Часто выступает в сочетании с другими перверсиями, например, эксгибиционизмом.

Навязчивые состояния - психические содержания, личностно неконтролируемое воспроизведение которых приводит к нарушению деятельности. Могут проявляться в виде постоянных мыслей, воспоминаний, сомнений, влечений, внешних действий. Часто связаны с болезненными переживаниями принуждения к подобному воспроизведению. При этом реализация навязчивых психических содержаний субъективно часто связывается с устранением определенной опасности. Наиболее распространены навязчивые страхи, или фобии, такие, как агорафобия, клаустрофобия, канцерофобия и др.

Нарциссизм - характеризуется эротическим влечением к своему собственному образу. Название дано по имени героя древнегреческой мифологии Нарцисса, влюбившегося в свое отражение в воде.

Невроз навязчивых состояний - форма невроза, вероятность возникновения которого наиболее велика у людей с тревожным, ригидным, мнительным характером. Характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, страхов (фобий), к которым относятся кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения.

Неврозы -(от греч. neuron - жила, нерв) - пограничные нервно-психические расстройства, которые не обусловлены психотическими состояниями. Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и болезненные субъективные переживания. Среди неврозов принято выделять неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Для лечения неврозов наряду с медикаментозными воздействиями используют различные формы психотерапии.

Неофрейдизм - направление в психологии, возникшее в 20-30-е гг., в котором ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни, Г. С. Салливан и Э. Фромм.

Образование компромиссное - форма, в которой вытесненное получает – через симптом, сновидение, другие проявления бессознательного – доступ к сознанию; при этом механизмы защиты искажают вытесненные представления до неузнаваемости. При образовании одного и того же компромисса могут одновременно выполняться и бессознательные желания, и требования защиты.

Объект - то, на что направлено действие и желание; то, с чем соотносит себя субъект. В психоанализе объектом почти всегда является человек, части человека либо символы того или другого. Объект внешний осознается субъектом как внешний по отношению к себе. Объект внутренний (объектное представление) – объект, который приобрел значимость внешнего объекта. Внутренние объекты – фантомы, То есть встречающиеся в фантазиях образы (чаще бессознательные), на которые человек реагирует, как на реальные. Внутренние объекты возникают из внешних путем интроекции и локализуются во внутренней психической реальности.

Перенос – особый вид отношений с личностью, особый вид объектных отношений, главной характеристикой которого является переживание некоторых чувств по отношению к личности, которые не подходят к ней и которые в действительности обращены к другой личности. В сущности, на личность в настоящем реагируют так, как будто это личность из прошлого. Перенос есть повторение, новое «издание» старых объектных отношений.

Проекция - (от лат. projectio - бросание вперед) - психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом, работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик.

Психоанализ - метод психотерапии и психологическое учение, созданное З. Фрейдом в конце XIX — начале XX в., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В основе психотерапии — анализ бессознательного, то есть вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. Бессознательное проявляется в поведении и психике человека - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов. В дальнейшем на основе этого метода была создана общепсихологическая теория. Психическая структура личности в психоанализе: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Психоанализ послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З.Фрейд, первый приступивший к проблеме психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. В дальнейшем в результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься.

Рационализация - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, которые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы.

Реактивное образование - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на противоположное.

Регрессия - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития.

Садизм - половая перверсия, при которой сексуальное удовлетворение достигается при причинении физических страданий или унижений своему партнеру. Сам термин был предложен Р. фон Крафт-Эббингом. Действия садиста могут включать в себя: оскорбления, брань, запугивание, побои, бичевание, нанесение ран, убийство. Часто садистические наклонности реализуются в плане фантазии. Получила название по имени французского писателя маркиза де Сада.

Садомазохизм - половое поведение, включающее в себя в качестве элементов мазохистские и садистические эмоциональные переживания. Сосуществующие в одном человеке садистические и мазохистские тенденции могут обусловливать как чередование реализуемых им самим ролей, так и - при однозначном выполнении ролей - тесноту связи со своим партнером, который выполняет противоположную роль. Часто садист и мазохист образовывают достаточно гармоничные сексуальные пары.

Симптом - (греч. symptoma - совпадение, признак) - телесные или психические признаки, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма. В психоанализе симптомом называется любое проявление психического, как в норме, так и в патологии.

Сопротивление – все силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию пациента, его попыткам достижения и принятия инсайта. Эти силы действуют против конструктивного Я пациента и его стремления к излечению.

Сублимация - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений, противоположный вытеснению.

Уроборос - архаический образ, часто встречающийся в алхимических трактатах и представляющий собой змею, заглатывающую свой хвост. В рамках глубинной психологии, например у Э.Нойманна (Neumann E. " Die Grosse Mutter", Zurich, 1956) трактуется как базовый архетип, символизирующий доисторическое - служащее началом человеческой индивидуальности - единство мужского и женского, положительного и отрицательного, когда " Я" погружено в бессознательное, из которого еще не отдифференцирован сознательный опыт.

Фрустрация - (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т. п.и т. д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди архетипов К. Г. Юнг отводил архетипу " самости".

 

1Словарь составлен по материалам «Словаря Мультимедиа», компьютерной версии «Словаря Кирилла и Мефодия 2000», банка данных «Яндекс» (Интернет), а также «Словаря по психоанализу» Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса (1996), «Критического словаря психоанализа» Ч. Райкрофта (1995), «Критического словаря аналитической психологии К. Юнга» Э. Сэмьюэлза, Б. Шортера, Ф. Плота (1994).

 

Список литературы по курсу " Основы Глубинной Психологии"

I. Обязательная литература.

 

1. Дадун Роже. Фрейд / Пер. с фр. Д.Т.Федорова. Предисловие канд. филос. наук А.М.Руткевича / М.: Издательство АО «Х.Г.С.», 1994.

2. Зарубежный психоанализ / Сост. и общ. редакция В.М.Лейбина. – СПб.: ПИТЕР, 2001. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

3. Куттер Петер. Современный психоанализ. Перевод с немецкого С.С.Панкова под общей редакцией В.В.Зеленского. – СПб.: «Б.С.К.», 1997.

4. Нойманн Эрих. Леонардо да Винчи и архетип матери / К. Юнг, Э.Нойманн. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. – М.: REFL – book, К.Ваклер, 1996. – 304 с. Серия «Актуальная психология».

5. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера, учебное пособие, СПб., 1993.

6. Фрейд Зигмунд. Введение в психоанализ. СПб.: Издательство «Азбука»; Книжный клуб «Терра», 1997. – 479 с.

7. Фрейд Зигмунд. О психоанализе (пять лекций). Методика и техника психоанализа. СПб.: «Алетейя СПб», 1997. – 224 с.

8. Фрейд Зигмунд. Детская фантазия Леонардо да Винчи / Фрейд З. Художник и фантазирование. Пер. с нем. / Под ред. Р.Ф.Додельцева, К.М.Долгова. – М.: Республика, 1995. – 400 с., илл. Серия «Прошлое и настоящее».

9. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. / Составл., предисл. и перевод с англ. В.Менжулина. – Киев: СИНТО, 1995. – 236 с.

II. Дополнительная литература.

 

1. Адлер Альфред. Понять природу человека. – СПб.: «Академический проект», 1997.

5. Гринсон Р.Ральф. Техника и практика пситхоанализа. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994. – 491 с.

6. Куттер Петер. Любовь, ненависть, зависть. Ревность. Психоанализ страстей. Пер. с нем. С.С.Панкова. – СПб.: Б.С.К., 1998. – 115 с.

7. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. / Пер. с англ. Л.В.Топоровой, С.В.Воронина и И.Н.Гвоздева под ред. канд. филос. наук С.М.Черкасова. – ВЕИП, 1995. – 288 с.

8. Франц, Мария-Луиза фон. Прорицание и синхрония. Психология значимого случая. Пер. с англ. З.А.Кривулиной под общей редакцией В.В.Зеленского. – СПб.: Б.С.К., 1998. – 107 с., 16 илл.

9. Фрейд Зигмунд. Толкование сновидений. / Ереван, 1991. (Репринтное воспроизведение издания 1913 года.) – 448 с.

10. Фрейд Зигмунд. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Пер. с нем. Тбилиси: «Мерани», 1991. / В 2-х томах.

12. Холл Джеймс. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство. Пер. с англ. В.Зеленского. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 168 с.

13. Хорни Карен. Женская психология. Пер. с англ. Е.И.Замфир. – СПб.: ВЕИП, 1993. – 222 с.

14. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. Пер. с нем. – СПб.: ВЕИП, 1994. – 415 с.

15. Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. / Под общ. ред. В.Зеленского. М.: «Университетская книга» АСТ, 1996. – 716 с.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал