Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рабочий слой земляного полотна
7.11 Для обеспечения устойчивости и прочности рабочего слоя земляного полотна и дорожной одежды возвышение поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 сут) стоящих поверхностных вод, а также над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 сут) стоящих поверхностных вод должно соответствовать требованиям таблицы 7.2. За расчетный уровень грунтовых вод надлежит принимать максимально возможный осенний (перед промерзанием) уровень за период между восстановлениями прочности дорожных одежд (капитальными ремонтами). В районах, где наблюдаются частые продолжительные оттепели, за расчетный принимают максимально возможный весенний уровень грунтовых вод за период между капитальными ремонтами. В районах с глубиной промерзания менее толщины дорожной одежды за расчетный уровень принимают максимальный возможный уровень грунтовых вод требуемой вероятности превышения в период его сезонного максимума. Положение расчетного уровня грунтовых вод устанавливают по данным разовых краткосрочных замеров на период изысканий и прогнозов, составляемых организациями гидрогеологической службы страны. При отсутствии указанных данных, а также при наличии верховодки за расчетный допускается принимать уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов. Возвышения поверхности покрытия дорожной одежды над уровнем подземных вод или в слабо- и среднезасоленных грунтах следует увеличивать на 20 % (для суглинков и глин – 30 %), а при сильнозасоленных грунтах – 40 % – 60 %. В районах постоянного искусственного орошения возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод в зонах IV, V следует увеличивать на 0, 4 м, а в зоне III – на 0, 2 м. При невозможности или нецелесообразности обеспечения требуемого возвышения должны быть предусмотрены специальные меры по регулированию водно-теплового режима рабочего слоя (замена грунта, устройство прослоек, в том числе из геосинтетических материалов, и т. п.), обосновываемых соответствующими расчетами.
Таблица 7.2
7.12 Возвышение поверхности покрытия на участках насыпей, сооружаемых с откосами крутизной менее 1: 1, 5, а также с бермами, допускается уточнять на основании расчета. 7.13 Минимальное возвышение поверхности покрытия в дорожно-климатической зоне I устанавливают на основе теплотехнических расчетов (п. 7.49), но не менее норм для дорожно-климатической зоны II согласно приложению Б. 7.14 При наличии в рабочем слое различных грунтов возвышение следует назначать по грунту, для которого требуемое возвышение имеет наибольшее значение. 7.15 При использовании в пределах 2/3 глубины промерзания грунтов групп III-V по пучинистости (таблица В.6 и В.7 приложения В) при назначении конструкции дорожной одежды величину морозного пучения проверяют расчетом по результатам испытаний. Для дорог в зонах II и III при глубине промерзания до 1, 5 м допускается величину морозного пучения определять по таблице В.8 приложения В. В условиях дорожно-климатических зон IV и V рабочий слой должен состоять из ненабухающих и непросадочных грунтов (таблицы В.4 и В.5 приложения В) на глубину 1 и 0, 8 м от поверхности цементобетонного и асфальтобетонного покрытий соответственно. 7.16 Степень уплотнения грунта рабочего слоя, определяемая величиной коэффициента уплотнения, должна отвечать требованиям таблицы 7.3.
Таблица 7.3
В районах поливных земель при возможности увлажнения земельного полотна требования к плотности грунта для всех типов дорожных одежд принимают такими же, как указано в графах для дорожно-климатических зон II и III. Для земляного полотна, сооружаемого в районах распространения островной высокотемпературной вечной мерзлоты, коэффициенты уплотнения принимают как для дорожно-климатической зоны II. 7.17 При сохранении стабильной плотности и влажности грунтов в дорожно-климатических зонах II и III допускается при обосновании более значительное уплотнение верхней части рабочего слоя земляного полотна для использования в качестве нижнего конструктивного слоя дорожной одежды. 7.18 В зонах IV и V следует рассматривать вопрос о повышении плотности грунтов рабочего слоя земляного полотна по сравнению с таблицей 7.3 при соответствующем технико-экономическом обосновании и при условии защиты грунта, набухающего при увлажнении в процессе эксплуатации дороги. Для зоны V следует рассматривать вопрос о повышении степени уплотнения (до 1-1, 05) верхней части рабочего слоя толщиной 0, 2–0, 3 м. То же предусматривают на дорогах категории I во всех дорожно-климатических зонах. В этих случаях наличие слоя с повышенной степенью уплотнения может учитываться при расчете дорожных одежд. 7.19 Требуемую степень уплотнения крупнообломочных природных и техногенных грунтов в рабочем слое устанавливают по результатам пробного уплотнения. 7.20. Не допускается использовать в пределах рабочего слоя особые грунты (п. 7.7), атакже грунты с влажностью более нормальной (таблица В.11 приложения В) без специальных технико-экономических обоснований, учитывающих результаты их непосредственных испытаний. 7.21 При соблюдении требований 7.11-7.16, 7.18, 7.20 допускаются применение типовых конструкций дорожных одежд без морозозащитных слоев и использование табличных значений расчетной влажности (с учетом расчетной схемы увлажнения, таблица В.13 приложения В) и показателей механических свойств грунтов рабочего слоя при расчете дорожных одежд. При невозможности или нецелесообразности выполнения требований указанных пунктов предусматривают мероприятия по обеспечению прочности и устойчивости рабочего слоя или по усилению дорожной одежды: - устройство морозозащитного слоя; - регулирование водно-теплового режима земляного полотна с помощью гидроизолирующих, теплоизолирующих, дренирующих или капилляропрерывающих прослоек из геосинтетических материалов; - укрепление и улучшение грунта рабочего слоя с использованием вяжущих, гранулометрических добавок и др.; - применение армирующих прослоек из геосинтетических материалов; - понижение уровня подземных вод с помощью дренажа; - применение специальных поперечников земляного полотна в целях его защиты от поверхностной воды (уположенные откосы, бермы); - сооружение дорожных одежд с техническим перерывом или в две стадии. Указанные мероприятия назначают на основе технико-экономических расчетов. 7.22 Рабочий слой проектируют в комплексе с дорожной одеждой для получения наиболее экономических решений. Расчетные характеристики грунтов рабочего слоя определяют с учетом расчетной схемы увлажнения, устанавливаемой по таблице В.13 приложения В.
Насыпи
7.23 Для устройства насыпей ниже границы рабочего слоя разрешается без ограничений применять грунты и отходы промышленности, мало меняющие прочность и устойчивость под воздействием погодно-климатических факторов (циклов увлажнения-высушивания, промерзания-оттаивания). Грунты, а также отходы промышленного производства, изменяющие прочность и устойчивость под воздействием этих факторов и нагрузок с течением времени, в том числе особые грунты, допускается применять с ограничениями, обосновывая их применение результатами испытаний и специальных расчетов. В необходимых случаях предусматривают специальные конструктивные меры по защите неустойчивых грунтов от воздействия погодно-климатических факторов. При использовании крупнообломочных грунтов с обломками более 0, 2 м предусматривают выравнивающий слой между насыпью и дорожной одеждой толщиной не менее 0, 5 м из грунта размерами обломков не более 0, 2 м. 7.24 На сопряжении с мостами насыпи на длине поверху не менее высоты насыпи плюс 2 м (считая от устоя) и понизу не менее 2 м необходимо возводить из непучинистых дренирующих грунтов. 7.25 Насыпи возводят с учетом несущей способности основания. Основания разделяют на прочные и слабые. К слабым следует относить основания насыпей высотой до 12 м, в которых в пределах активной зоны имеются слои слабых грунтов (7.8) мощностью не менее 0, 5 м. Мощность активной зоны следует принимать ориентировочно равной ширине насыпи понизу. Если слои слабых грунтов располагаются на глубинах, больших ширины насыпи понизу, а также при насыпях высотой более 12 м, мощность активной зоны устанавливают расчетом. При насыпях высотой более 12 м, отнесение основания к прочному или слабому должно быть обосновано расчетами на устойчивость. Расчеты устойчивости основания насыпей могут быть основаны на использовании методов, обеспечивающих возможность: - анализировать напряженное состояние основания с учетом прочности грунта основания на сдвиг, с определением степени развития в основании областей пластических деформаций; - оценивать устойчивость основания при определении наиболее вероятной опасной поверхности скольжения. При высоте насыпи более 3 м в качестве расчетной нагрузки принимают нагрузку от собственной массы насыпи. При высоте насыпи менее 3 м дополнительно учитывают нагрузку от воздействия транспорта путем условного увеличения высоты насыпи. Указанные расчеты должны выполняться с использованием специальных методических документов, разрабатываемых в установленном порядке. 7.26 Крутизну откосов насыпей на прочном основании назначают в соответствии с таблицей 7.4.
Таблица 7.4
7.27 Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах категорий I-III назначают с учетом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1: 4, а для дорог остальных категорий при высоте откоса насыпи до 2 м – не круче 1: 3. На участках ценных земель допускается увеличение крутизны откосов до предельных значений, приведенных в таблице 7.4, с разработкой мероприятий по обеспечению безопасности движения (устройство ограждений и др.). 7.28 Крутизна откосов насыпей, приведенная в 7.26 и 7.27 предполагает их укрепление методом травосеяния или одерновки. При применении более капитальных методов укрепления, например с использованием геосинтетических материалов, крутизна может быть увеличена при соответствующем обосновании. 7.29 В случае слабых оснований, использования в насыпях глинистых грунтов повышенной влажности, а также в случае подтопляемых насыпей, конструкцию поперечного профиля насыпи назначают на основе расчетов или проверяют расчетом возможность применения типового поперечного профиля. 7.30 Фактический объем требуемого для насыпей из резервов грунта V ф определяют по формуле V ф = Vk 1, (7.1) где: V – объем насыпи, м3; k1 – коэффициент относительного уплотнения (отношение требуемой плотности грунта в насыпи, устанавливаемой с учетом таблицы 7.3, к его плотности в резерве или карьере, устанавливаемой при изысканиях). Ориентировочно коэффициент относительного уплотнения допускается принимать по таблице В.14 приложения В. 7.31 К насыпям на слабых основаниях предъявляются дополнительные требования: - боковое выдавливание слабого грунта в основании насыпи в период эксплуатации должно быть исключено; - интенсивная часть осадки основания должна завершиться до устройства покрытия (исключение допускается при применении сборных покрытий в условиях двухстадийного строительства); - упругие колебания насыпей на торфяных основаниях при движении транспортных средств не должны превышать величины, допустимой для данного типа дорожной одежды. Устойчивость и осадки основания насыпи, а также ее упругие колебания прогнозируют на основе расчетов. Примечание 1 За завершение интенсивной части осадки допускается принимать момент достижения 90 % -ной консолидации основания или интенсивности осадки не более 2, 0 см/год при дорожных одеждах капитального типа и 80 %-ной консолидации или интенсивности осадки не более 5, 0 см/год при дорожных одеждах облегченного типа. 2 Допустимую интенсивность осадки разрешается уточнять на основе опыта эксплуатации дорог в тех или иных природных условиях. 7.32 Для насыпей из грунтов, влажность которых превышает допустимую (таблица В.12 В), предусматривают специальные мероприятия, обеспечивающие необходимую устойчивость земляного полотна. К числу таких мероприятий относят: - осушение грунтов как естественным путем, так и за счет обработки их активными веществами типа негашеной извести, активных зол уноса и др.; - ускорение консолидации грунтов повышенной влажности в нижней части насыпи (горизонтальные дренажи из зернистых или геосинтетических материалов – нетканых геотекстилей, дренажных матов, полимерных дренажных труб и др.) и предупреждение деформаций насыпей, связанных с их расползанием (уположение откосов и защита их от размыва, устройство горизонтальных прослоек из зернистых или армирующих геосинтетических материалов и т. д.). Устройство покрытий дорожных одежд капитального и облегченного типов на таких насыпях предусматривают после завершения консолидации грунта насыпи. При влажности грунтов ниже 0, 9 оптимальной предусматривают в проекте специальные меры по их уплотнению (доувлажнение, уплотнение более тонкими слоями и т. п.). 7.33 Для насыпей с высотой откосов более 12 м в зависимости от конкретных условий в целях обеспечения устойчивости насыпи и ее откосов следует определять расчетом: - возможную осадку насыпи за счет ее доуплотнения под действием собственной массы и ход этой осадки во времени; - очертание поперечного профиля, обеспечивающее устойчивость откосов насыпи; - безопасную нагрузку на основание, исключающую процессы бокового выдавливания грунта; - величину и ход во времени осадки основания насыпи за счет его уплотнения под нагрузкой от массы насыпи. Расчеты выполняют с использованием специальных методических документов, разрабатываемых в установленном порядке. 7.34 Высоту насыпи на участках дорог, проходящих по открытой местности, по условию снегонезаносимости во время метелей определяют расчетом по формуле: h = hs + D h, (7.2) где: h – высота незаносимой насыпи, м; hs – расчетная высота снегового покрова в месте, где возводится насыпь, с вероятностью превышения 5 %, м (при отсутствии указанных данных допускается упрощенное определение hs по метеорологическим справочникам); D h – возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова, необходимое для обеспечения ее незаносимости, м.
Примечание – В случаях, когда D h оказывается меньше возвышения бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова по условиям снегоочистки D hsc (7.35), в формулу (7.2) вместо D h вводится D hsc.
Возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова необходимо назначать, м, не менее: 1, 2 – для дорог – категории I; 0, 7 – для дорог – категории II; 0, 6 – для дорог – категории III; 0, 5 – для дорог – категории IV; 0, 4 – для дорог – категории V. 7.35 В районах, где расчетная высота снегового покрова превышает 1 м, необходимо проверять достаточность возвышения бровки насыпи над снеговым покровом по условию беспрепятственного размещения снега, сбрасываемого с дороги при снегоочистке, используя формулу D hsc = 0, 375 hs B/a, (7.3) где: D hsc – возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова по условиям снегоочистки, м; B – ширина земляного полотна, м; a – расстояние отбрасывания снега с дороги снегоочистителем, м; для дорог с регулярным режимом зимнего содержания допускается принимать а = 8 м.
Выемки
7.36. Крутизну откосов выемок назначают в соответствии с таблицей 7.5.
Таблица 7.5
7.37 Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов предусматривают раскрытыми с крутизной откосов от 1: 5 до 1: 10 или разделанными под насыпь. Выемки глубиной от 1 до 5 м на снегозаносимых участках предусматривают с крутыми откосами (1: 1, 5–1: 2) и дополнительными полками или обочинами шириной не менее 4 м. 7.38 Выемки глубиной более 2 м в мелких и пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветривающихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых лессовидных и лессовых породах, а также в вечномерзлых грунтах, переходящих при оттаивании в мягкопластичное состояние, предусматривают с закюветными полками. Ширину закюветных полок принимают при мелких и пылеватых песках равной 1 м, в случае остальных указанных грунтов при высоте откоса до 6 м – 1 м, при высоте откоса до 12 м (для скальных пород – до 16 м) – 2 м. Для дорог категорий I-III при сооружении выемок в легковыветривающихся скальных грунтах допускается предусматривать кювет-траншею шириной не менее 3 м и глубиной не менее 0, 8 м. Поверхности закюветных полок придается уклон 20–40 % в сторону кювета. Уклон можно не предусматривать в случае скальных пород, а также песков в условиях засушливого климата. 7.39 Для выемок выполняют расчеты по оценке общей и местной устойчивости откосов, разрабатывают мероприятия по ее обеспечению, включая назначение соответствующего поперечного профиля, устройство дренажей, защитных слоев, укрепление откосов геосинтетическими материалами (объемные георешетки, геоматы, габионы) и т. п.
|