![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Младший школьный возрастСтр 1 из 5Следующая ⇒
Вопрос 1. Особенности общения Ребенок, который посещает начальную школу, переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Суть изменений состоит в том, что живя среди близких он начинает чувствовать что на него легли обязательства ежедневно посещать школу и подчиняться требованиям учебной деятельности. Таким образом, свобода дошкольного детства заменяется отношениями зависимости и подчинения правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка: строго организовать режим дня, следить за выполнением домашнего задания и т.п. Первоначально эти требования вызывают у ребенка чувства одиночества, отчужденности себя от близких, так как он несет ответственность за организацию собственной жизни. Естественно, что взрослые озабочены учебными проблемами ребенка. Именно они пытаются организовать правильное отношение к учебной деятельности (берут отпуск в сентябре, организуют рабочее пространство и т.п.) Таким образом, семья научает младшего школьника откладывать развлечения в учебное время, брать ответственность на себя и тем самым управлять волей ребенка. Основная роль семьи в начале младшего школьного возраста состоит в том, что бы помочь ребенку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять их как неизбежное и необходимое. В условиях изменения социального статуса ребенка происходит обретение нового места внутри семейных отношений.
ВОПРОС 2. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет от 500 слов и более слов, то шестилетний от 3000 до 7000 слов. Словарь ребенка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Развитие речи идет за счет того, что ребенок прислушивается к звучанию слов и дает оценку этому звучанию. В этом возрасте ребенок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие являются плохими. Усвоение языка зависит от активности самого ребенка. Эта активность выражается в умении подобрать нужное слово в соответствии с условием. Если ребенок посещал детский сад, то он должен быть обучен навыка осознанного анализа речи. Он может расчленять слова на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. 6 – 7 летний ребенок способен общаться на уровне контекстной речи, той, которая точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому понятна без непосредственного восприятия обсуждаемой ситуации. Ситуативный способ речевого общения постепенно замещается контекстным. В начальной школе ребенок осваивает письменную речь. Естественно, ему еще трудно соотносить контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей.
ВОПРОС 3. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Ребенок, пришедший в школу, способен не только различать цвета, формы, величину предметов, их положение в пространстве, но так же может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Ребенок так же способен изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Очень важным качеством ребенка младшего школьного возраста является способность устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Нормально развивающийся ребенок к школьному возрасту хорошо понимает, что рисунок есть отображение действительности. Поэтому он пытается соотнести картины и рисунки с действительностью. Ребенок младшего школьного возраста уже умеет правильно оценивать перспективные изображения. Ему известно, что один и тот же предмет, расположенный далеко, выглядит на рисунке маленьким, а близко – большим.
Вопрос 4. Развитие мышления Основным признаком здоровой психики ребенка является познавательная активность, направленная на познание окружающего мира и построение картины этого мира. Ребенок постоянно стремиться к знаниям, усвоение которых происходит через задавание многочисленных вопросов. И чем больше он задает вопросов, чем они разнообразнее, тем более развитым становится ребенок в умственном отношении. В младшем школьном возрасте дети вынуждены оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможные пути для ответов на вопросы. Ребенок этого возраста как бы представляет себе реальную ситуацию и действует в ней в своем воображении. Такой вид мышления, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами называется наглядно-образным. Этот вид мышления является основным в младшем школьном возрасте. Конечно, при этом развивается и логическое мышление, но этот возраст является сензитивным к обучению, опирающемуся на наглядность. В начале обучения в школе мышление ребенка характеризуется эгоцентризмом – особой умственной позицией обусловленной отсутствием знаний необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так ребенок не допускает такой возможности, как сохранение свойств предметов (длина, объём, вес и т.д.) при меняющихся в условиях восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды как равное, когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда. Мышление ребенка зависит от того, что он видит в каждый новый момент. Мышление ребенка 6-7 лет характеризуется восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка позиции. Ему трудно представить, что его видение мира не совпадает с тем как воспринимают этот мир другие люди.
Вопрос 5. Развитие внимания, памяти, воображения Учебная деятельность требует развития произвольности таких познавательных процессов как внимание, память, воображение. В младшем школьном возрасте эти процессы приобретают самостоятельность – ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное и услышанное. Если в дошкольном возрасте игровая деятельность сама способствовала количественным изменениям в развитии произвольности, то в младшем школьном возрасте учебная деятельность требует от ребенка выполнения и усвоения специальных действий, благодаря которым внимание, память и воображение приобретают произвольный характер. Однако произвольность познавательных процессов у младших школьников возникает лишь на пике волевого усилия или когда ребенок специально организует себя в силу обстоятельств или по собственному желанию. В обычных условиях ему еще трудно организовать свои психические функции.
|