Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
| Объем часов
|
|
|
|
Тема 1. Введение в теорию организации
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Сущность теории организации: Определение, функции, объект ТО, предмет ТО
|
|
2.
| Организация как социальная система: Определение Системообразующие факторы социальных систем особенности социальных организаций, формальная и неформальная организации
|
|
3.
| Классификация организаций
|
|
Практические занятия
|
|
Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1.
| Дать анализ конкретной организации: дать характеристику организации как социальной системы,, ее место по классификации организаций
|
|
Тема 2. Организация как система
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Понятие системы, определение, Элемент, компонент, свойства организации (системные признаки),
|
|
| Системный подход, теория 7-S, открытые системы.
|
|
| Формы движения системы
|
|
| Жизненный цикл организации: определение, этапы
|
|
Практические занятия
|
|
| Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы
|
|
| По конкретной ситуации (например Покупка новой прядильной машины, открытие нового филиала гостиницы и магазина,) показать применение системного подхода (планирование поездки в Исландию –(географическая карта мысли
|
|
Контрольные работы
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| По конкретной организации показать из каких элементов и компонентов она состоит
|
|
| По конкретной организации: дать характеристику организации как системы Объяснить на каком этапе жизненного цикла она находится. На конкретном примере доказать, что организации присущи все свойства системы. Доказать какой системой она является – открытой или закрытой
|
|
| Привести примеры по конкретным организациям: какие фазы жизненного цикла предприятие прошло и что характерно для каждого этапа
|
|
|
|
|
Тема 3.. Организация как процесс
| Содержание учебного материала
|
|
| Функции управления, процессный подход
|
|
1.
| Сущность и классификация процессов: Составляющие процесса, классификация процессов, элементы блока ориентации процесса, элементы блока реализации процесса,
|
|
| Бизнес-процессы коммерческой организации: определение, виды, ключевые бизнес-процессы, подпроцессы
|
|
3.
| Совершенствование бизнес-процессов: способы улучшения
|
|
Практические занятия
|
|
1.
| Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1.
| Выделить технологические стадии производства сметаны, стадии производства ткани, этапы процессе услуги реализации товаровэтапы процесса торговли, этапы процесса продажи товаров, этапы процесса закупки товаров, этапы процесса бронирования в гостинице, этапы процесса заселения клиента, этапы проведения проверки предприятия, этапы формирования ассортимента в розничной торговле
Операции информационного процесса, операции хранения товаров на складе, операции отпуска товаров со склада
|
|
2.
| Найти примеры бизнес-процессов в торговле и в гостиничном сервисе, туризме, Схема бизнес-процесса розничной торговли off-line
|
|
Тема 4. Законы организации
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Законы организации: закон синергии
Закон анализа и синтеза
|
|
2.
| Закон развития: жизненный цикл, онтогенез системы, классификация процессов по фазам жизненного цикла системы, основные фазы онтогенеза
Закон самосохранения
|
|
3.
| Закон информированности-упорядоченности (коммуникации организации, информационная система)
Закон пропорциональности
|
|
Практические занятия
|
|
1.
| . Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1.
| Нарисовать схему внешних информационных потоков торгового предприятия (уч-к «организация и управление торговым предприятием»), гостиницы, турагентсва
|
|
2.
| Оценка централизации децентрализации
|
|
| По конкретному предприятию привести пример как используются на нем инструменты самосохранения предприятия
|
|
| На примере национальной экономики показать: а) отраслевую дифференциацию и межотраслевую интеграцию производства;
б) внутриотраслевую дифференциацию и внутриотраслевую кооперацию производства.
в). На примере конкретной организации показать внутрипроизводственное разделение и кооперацию труда
|
|
| По видам синергетических объединений определить какой эффект получается от объединения предприятий
|
|
| Найти пример по конкретному предприятию какие жизненные циклы оно проходило, с характеристикой этих циклов
По конкретному предприятию показать композиционный и декомпозиционнай питии формирования новых организаций, с примерами коммуникаций, структур, целей, процессов
|
|
|
| Привести пример по конкретной организации проявления законов организации в жизнедятельности предприятия
|
|
Тема 5. Принципы организации
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Определение понятия принципа. Классификация принципов
|
|
2.
| Универсальные принципы
|
|
| Принципы структуры
|
|
| Принципы процесса
|
|
| Принципы рационализации(модернизации) структур и процессов
|
|
Практические занятия
|
|
1.
| Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы, работа с карточками
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1.
| Составить алгоритм принятия решения о включении товара в ассортимент торгового предприятия (уч-к «организация и управление торговым предприятием»), Классификация товарных складов, классификация связей, классификация структур управления, классификация товарных запасов. Классификация услуг розничной торговли
|
|
2.
| Изобразить схему внешних информационных потоков для розничного торгового предприятия, имеющего 4 поставщиков товаров, собственные транспортные средства и не пользующего услугами средств массовой информации для рекламных целей
|
|
Тема 6 Коммерческие и некоммерческие организации
| Содержание учебного материала
|
|
| Организационно-правовые формы коммерческих предприятий
|
|
| Некоммерческие организации
|
|
Практические занятия
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
|
|
Тема 7. Деловая среда организации
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Внутренняя среда организации
|
|
2.
| Факторы внешней и внутренней среды организации
|
|
| Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
|
|
| Анализ внешней среды: анализ непосредственного окружения, анализ макроокружения,
|
|
| Методы анализа внешней и внутренней среды организации
|
|
Практические занятия
|
|
| Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы
|
|
Контрольные работы
|
|
| Провести анализ конкретного предприятия по общей схеме системного анализа из САУ(характеристику, конкуренты, поставщики, покупатели и факторов среды организации0
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1.
| По конкретному предприятию дать анализ по профилю среды, SWOT-анализ, PEST- анализ
|
|
| Определить конкурентоспособность предприятия: сайта, магазина, гостиницы, турагенства
|
|
Тема 8. Цели организации
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Цели организации и их классификация, требования предъявляемые к целям, классификация целей
|
|
| Миссия как главная цель организации
|
|
| Дерево целей организации и принципы его построения
|
|
| Управление по целям
|
|
Практические занятия
|
|
| Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| Нарисовать дерево целей конкретной организации
|
|
| Проранжировать цели организации
|
|
Тема 9. Человек как основа организации
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Персонал организации: определение, Группы должностей
|
|
| Функции, выполняемые персоналом: Понятие функции, функции управления, функции подразделений
|
|
| Делегирование задач и полномочий: понятия делегирования, полномочия (линейные и функциональные)Классификация полномочий, ответственность(исполнителя и руководителя), власть
|
|
| Практические занятия
|
|
| Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы
|
|
| Работа группами – определение дел, которые можно делегировать Кибанов практикум
|
|
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| По конкретному предприятию выписать должности руководителей и определить их полномочия (Балашов с 172)
|
|
Тема 10. Структура управления организацией
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Основные понятия: определение, подразделения и звенья организации. Отношения и связи в организации:
Горизонтальные и вертикальные, линейные и вертикальные
|
|
| Линейные и функциональные структуры: преимущества и недостатки
|
|
| Дивизиональные структуры: преимущества и недостатки
|
|
| Адаптивные структуры: Разновидности(проектные, матричные, программно-целевые, командно-бригадные), преимущества и недостатки
|
|
Практические занятия
|
|
1.
| Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы. Определение видов структур в группах: из достоинства и недостатки. Типы кофигураций структур
|
|
| Функциональный анализ, ФСА,, Структурно-функциональный анализ, Оценка сложности и потенциала
|
|
Контрольные работы
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
1.
| Анализ структуры управления организацией(нарисовать схему конкретной организации, показать функции, выполняемые каждым подразделением и звеном управления. Оценить данную структуру с точки зрения ее соответствия цели организации
|
|
2.
| Функциональный анализ, ФСА,, Структурно-функциональный анализ, Оценка сложности и потенциала
|
|
| Построение функциональной модели предприятия (Малюк с Проектирование структуры управления организацией
|
|
Тема 11. Организационное проектирование
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Организационно-управленческий анализ
|
|
| Методы проектирования организационной структуры
|
|
| Методические основы разработки организационного проекта: Разделение труда в организации, обособление подразделений и координация их деятельности; распределение задач, прав и ответственности, централизация и децентрализация управления, дифференциация и интеграция, норма управляемости, количество иерархических уровней
|
|
| Преодоление сопротивления изменениям
|
|
| Практические занятия
|
|
| Проектирование структуры управления предприятием (Малюк)
|
|
| Контрольные работы
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| Проектирование структуры управления предприятием (Малюк)
|
|
Тема 12. Принятие решений в организации
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Сущность управленческих решений: Определение, Требования, предъявляемые к управленческим решениям Классификация управленческих решений
|
|
| Проблемы как предпосылки принятия решений: определение
|
|
| Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений: Определение процесса принятия решений, этапы Определение процесса принятия решений, факторы влияющие на процесс принятия решений
|
|
| Модели принятия решений
|
|
| Научные методы принятия сложных решений Методы моделирования, модели теории игр, модели управления запасами, модели линейного программирования, методы экспертных оценок, метод «мозговой атаки», метод Дельфи
|
|
|
|
|
Практические занятия
|
|
| Выбор поставщиков методом экспертных оценок
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| По выбранной проблеме, пользуясь материалами предприятия и этапами принятия управленческих решений, предложить свой вариант подготовки, принятия и выполнения решения
|
|
|
|
|
Тема 13. Контроль в системе управления
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Сущность и необходимость контроля: определение, необходимость проведения Требования, предъявляемые к контролю
|
|
| Виды контроля: внутренний внешний, предварительный текущий, заключительный
|
|
| Процесс контроля
|
|
| Контроллинг
|
|
| Практические занятия
|
|
| Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы
|
|
| Контрольные работы
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| Составить чек-лист по проверке материальных ресурсов
|
|
| Составить чек лист для тайного покупателя магазина и клиента гостиницы
|
|
Тема 14. Перспективные модели организаций
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Эдхократическая организация
|
|
| Сетевые организации
|
|
| Виртуальная организация
|
|
| Обучающая организация
|
|
| Практические занятия
|
|
| Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы
|
|
| Контрольные работы
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| Сделать сравнительный анализ обучающейся и традиционной организации
|
|
| Сделать таблицу Признаки обучающейся организации
|
|
Тема 15. Организационная культура
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Понятие и содержание организационной культуры
|
|
| Влияние национальной культуры на культуру организации
|
|
| Влияние культуры на эффективность деятельности организации
|
|
| Поддержание и развитие организационной культуры
|
|
| Практические занятия
|
|
| Опрос по теме, д/з из самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| Сделать анализ организационной культуры по любой методике (Денисон, Куинн, Семенов, Ханди, Куликов)
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
| | | | | | | |