![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СП. СП в системе научного знания. История развития представлений о предмете СП.Стр 1 из 4Следующая ⇒
СП возникла на стыке двух наук – психологии и социологии. Два дискуссионных вопроса: 1. Соотношение в науке социологического и психологического. 2. Что является предметом СП. Два подхода к решению первого вопроса: интрадисциплинарный (СП: либо часть психологии, либо социологии); интердисциплинарный (СП захватывает часть психологии и социологии, либо находиться между ними). СП: - изучает психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (межличностные; между личностью и группой; между группами). - изучает психологические явления, характеризующие индивида и группу, как субъектов социального взаимодействия. Предмет СП: - теоретическая СП – это закономерности возникновения, функционирования и проявления СП явлений на макро, среднем и микроуровне, в различных сферах. - прикладная – это закономерности психодиагностики, консультирования и т.п. Объекты изучения: - личность в группе (системе отношений), - взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель) - малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада), - в системе «личность — группа» (лидер - ведомые, руководитель — трудовой коллектив), - в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры), - большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слои). Разделы СП: · СП личности, · психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), · психология малых групп, · психология межгруппового взаимодействия, · психология больших социальных групп и массовых явлений. Задачи СП: - корректный анализ зарубежной психологии, содержащая ее теоретические концепции, методы и результаты исследования. - тщательная обработка результатов прикладного характера исследований СП. Современные задачи: - роль человека в меняющемся мире, выявление типов СП характеров. - изменение характера общения в совр мире. - выработка СП отношений на природу государства, политики, экономики и общества. - разработка теорий социальных конфликтов. - выработка теоретических основ СП диагностики, консультирования и оказание помощи нуждающимся. Место в системе научных знаний: Общая психология, Возрастная, Педагогическая, Психология труда, Социальная: Объект: психика, психические свойства, психических процесс, психическое состояние. Предмет: ОП – закономерности проявления психики; ВП – закон-ти проявл психики, обусл периодами; ПП – обусл процессом обучения и воспитания; ПТ - обусл включенностью в труд деятельность; СП - обусловленные включенностью в соц связи, в систему соц отношений. История: - Донаучный этап развития СП. Теория и практика были неразрывны. - Философский: в античности: Платон, Аристотел; в философии нового времени: Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо и т.д. Постепенное разделение СП знаний на теор и практические. - Выделение СП в самост область знания: - феноменологический этап (Х1Х). Связан с развитием языкознания; накоплением фактов в обл этнографии, антропологии, археологии; становление производства и развитие городов (Конт). - оформляется психолог направление в соц. Родоначальники: Уорд и Гиддингс. - описательная СП (1895), Штейнталь и Лазарус статья «Вводные рассуждения о П народов». Зарождаются первые СП концепции: Лазарус и Штейнтал, в трудах Вундта. П масс Тарда и Лебона. Кули первым ввел понятие первичной группы (семья, учебный класс и т. п.). - экспир период СП (1945) – программа Меде и Олпорта, с требованиями превращения СП в экспериментальную науку. - с 1950 (Андреева, Богомолова, Петровская). Выделяют четыре основные теоретические школы в 1960-х гг. ХХ в.: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм. Первые три направления представляют СП варианты психлог мысли, интеракционизм – соц.
|