![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СПЛ. Личность в группе. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
СП, человек - это личность, пребывающая в постоянном общении и взаимод с др субъектами. Особенности СП подхода к пониманию личности: 1) рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной; 2) объясняет механизмы социализации личности; 3) раскрывает СП структуру личности; 4) позволяет диагностировать и влиять на СП структуру личности. СП характеристики личности: - мировосприятие и мироотношение – понимание и отношение личности к окр миру, ценности своей жизни, восприятие окр бытия, необходимости самореализации и самоутверждения в обществе. - цивилизованность – отношение личности к достижениям и ценностям человеческой культуры. - гражданственность –характеристика личности как члена общества, который знает и уважает историю своей Родины, традиции, культуру, соблюдает и уважает его нормы морали и права и др. - групповая интегрированность - идентификация своей личности с конкретной общностью, совпадение ее намерений и действий с групповой динамикой, понимание единства с людьми, входящими в них. - коммуникативность – построение отношений с людьми на основе открытости, доброжелательности, способности к пониманию, сопереживанию (эмпатийности) и бескорыстной помощи (альтруистичности), демократичности, справедливости, порядочности и честности. - социальная активность – личность возлагает ответственность за свои поступки, успехи и неудачи, общественное положение на самого себя. - самореализованность – уровень фактической реализованности психолог возможностей личности. - жизнестойкость – способность переносить трудности, неудачи в жизни, делать выводы и не повторять ошибок. - самосознание – это осознание и оценка своего «Я-образа» в обществе, умение мысленно смотреть на себя со стороны. СП типологии личности. Типология А.Ф. Лазурского, включает три уровня: Низкий уровень: рассудочный тип; аффективные типы; активные типы; Средний уровень: непрактичные теоретики-идеалисты (ученые, художники и религиозные созерцатели); практики-реалисты (альтруисты, общественники, властные, хозяйственные); Высший уровень – наличие высших человеческих идеалов (альтруизм, знание, красота, религия, общество и др. Типология личности Э. Шпрангера: 1) теоретический человек – страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению; 2) экономический – главным является мотив достижений в своей деятельности; 3) эстетический – собственное миропонимание; 4) социальный – стремлением к контактам с другими людьми; 5) политический – преобладание власти как основной ценности; 6) религиозный – высшие ценности души. Типология Э. Фромма основана на доминирующих установках в социальной среде: 1) личности с рецептивной (берущей) установкой; 2) личн с эксплуататорской (овладевей) устан-й; 3) личн со стяжательской (сберегающей) устан-й; 4) личн с рыночной (обменивающей) установкой. Типология по «социометрическому статусу» в гр: 1) «звезда» – личность, обладающая наибольшей популярностью; 2) «предпочтимый» – личность, получившая более чем среднее число социометрических выборов; 3) «ведомый» – индивид, получивший среднее число выборов; 4) «пренебрегаемый» – получивший очень мало социометрических выборов других членов группы; 5) «изолированный» – не получивший ни одного социометрического выбора; 6) «отвергаемый» – получивший отклонения (члены группы не хотели бы иметь с ним дел). Личность в группе. Социализация и социальные установки — раскрывают две стороны существования личности в социальном контексте: усвоение ею социального опыта и его реализация. Процессы, в кот развертывается межличностное оценивание: 1) интериоризация (усвоение личностью оценок со стороны других членов группы); 2) социальное сравнение (другими членами группы); 3) самоатрибуция (приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов); 4) смысловая интерпретация жизненного переживания. Принятие или непринятие личностью такой формы группового контроля зависит и от степени ее включенности в группу. В группе две стороны взаимодействия — совместная деятельность и общение. СП качества: к ачества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Категория «эффективность деятельности» обычно используется для характеристики группы. Вклад личности определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д. Положит влияние гр на форм и развит личности: 1. В гр индивид встречается с людьми, кот явл для него основным источником дух культуры. 2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений. 3. Гр явл таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки. 4. От участников группы индивид получает инфо, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. 5. Гр снабжает индивида системой положит эмоц подкреплений, необходимых для его развития. Отрицательное влияние: Г.Лебон. - средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. - в толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален.
|