![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общ и межл отнош. Общ как коммуникация, интеракция и соц перцепция. Фор и нефор общ.
Отношения – это взаиморасполож объектов и их свойств. Общественные отношения – это взаимосвязи между соц общностями или их представителями, возникающие в процессе совместной деятельности (кооперация, конкуренция). Межличностные отношения – это отношения между субъектами взаимодействия или совместной деятельности, с учетом их формальных социальных характеристик и психологически-личностных особенностей. Социальная роль – это то поведение, которое ожидается от человека, партнерами по общению, в порядке выполнения им его социальных функций в определенном месте, при определенных обстоятельствах. Межличностная роль – это то поведение, которое ожидается от человека партнером общения, согласно установившимся между ними отношениями. Внутригрупповые роли – это то поведение, которое ожидается членами группы, в которую он входит, в соответствии с репутацией, приобретенной в этой группе. Общение - способ связи (обмена инфо) между взаимодействующими индивидами, стремящихся к достижению взаимопонимания (воспринимающих друг друга определённым образом). Это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов, между людьми, порождаемый потребностями во взаимодействии и включает в себя: - восприятие и понимание партнерами друг друга; - обмен инфо; - реализация взаимодействия. Структура общения: 1. Коммуникативный аспект - обмен инфо между общающимися людьми. 2. Интерактивный аспект - организация взаимодействия между общающимися людьми, т.е. обмен действиями. 3. Перцептивный аспект - восприятие и познание др. др. партнёрами по общению и установление взаимопонимания. Перцептивный аспект общ (восприятие). Соц перцепция – термин ввел Брунер. Суть концепции: соц детерминированность, процесс восприятие субъектом соц объектов. В качестве субъектов могут выступать, как отдельные личности, так и социальные группы. Механизмы социальной перцепции: - идентификация – рациональная (отожествление и понимание); - эмоциональная понимание других, на основе сочувствия к ним. Эффекты социальной перцепции: - галоэффект (эффект ареола) – при восприятии незнакомого человека, его образ вытраивается в некую предшествующую инфо окружающего его ареола. - эффект стериотипизации – это построение образа воспринимаемого объекта на основе уже существующего устойчивого представления у какой-либо социальной категории, к которой мы причисляем данный объект. Содержание социальной перцепции: - казуальная атрибуция – приписывание воспринимаем субъектом причин поведения другого, как объекта, в условиях недостаточности инфо о нем. - межличностная аттракция – обмен инфо, между субъектами общения. Коммуникативное общение: Характеристики человеческой коммуникации: 1. В коммуникативном процессе происходит не просто обмен инфо, а активный обмен, каждый участник коммуникации предполагает активность в своём партнёре (ориентируется на его мотивы, установки, цели). 2.Обмен инфо предполагает воздействие на поведение партнёра – это критерий успешности коммуникации. 3.Коммуникативное влияние возможно только когда человек, направляющий инфо, и человек, получающий её, имеют сходную систему кодификации и декодификации. 4.В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Схема коммуникативного общения: ШУМ – в центре (отношение между двумя индивидами; партнеры могут влиять друг на друга; общий язык; могут возникать барьеры). Средства коммуникации: речь (передача инфо по средством знаков) – вербальная (речь) и невербальное (оптико-кинетическое; пара и экстралингвистическое; организация пространства и времени коммуникативного процесса; визуальный контакт) общение. Интерактивное общение: Итеракция - это взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог. В СП Дж. Мида, интеракция — непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа). Коммуникация Дж. Мида: фаза взаимонаправленности; взаимоотражения; взаимоинформирование; взаимоотключение. Стили взаимодействия - ритуальный – чаще всего задается культурой - манипулятивный – партнер рассматривается только как средство удовлетворения потребностей - гуманистический – партнеры ориентированы на сближение целей, рассматривают друг друга как субъекты. Типы взаимодействия: - кооперация – организация совместных действий, которая является позитивной для обоих участников. - конкуренция – удовлетворение интересов одного участника за счет проигрыша другого. Стили взаимодействия по К.Томасу - определяется тем, насколько субъект (действуя активно или пассивно) стремится удовлетворить собственные интересы и насколько он (действуя индивидуально или совместно) стремится удовлетворить интересы другого. Виды общения: - формальное - общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное по содержанию и по форме. - неформальное - наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.
|