Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика источников права и принципов правового регулирования






Древний восток стал первым регионом в мировой истории, где появились письменные источники права. Раннее появление царского законодательства было обусловлено непрочностью возникавших территориально-политических объединений, появлением и развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Первые царские законы не представляли собой юридические памятники в чистом виде и содержали помимо непосредственно правовых норм и другую информацию: о правящей династии, военных походах, знаменательных исторических событиях, реформах, религиозно-идеологическое обоснование принципов правления и т.д. Тем не менее, значение таких источников огромно. Они знаменовали собой переход человечества от примитивных наративных правовых норм, основанных на архаическом обычае, к более цивилизованному способу регулирования правоотношений в человеческом коллективе.

Первые письменные памятники права отразили процесс становления государственности в этом регионе, пришедшей на смену родоплеменным отношениям. Первобытный эгалитаризм уступил дорогу частнособственническим отношениям и социальной иерархии. К древнейшим письменным источникам можно отнести законы Уруинимгины (24 в. до н.э.), шумерского царя Ур-Намму (конец 3 тыс. до н.э.), законы Липид-Иштара (начало 2 тыс. до н.э.) и законодательство Эшнуны (18 в. до н.э.).

Наибольшую известность получили законы древневавилонского царя Хаммурапи, политика которого рассматривалась выше. Законы царя Хаммурапи были высечены на большом каменном столбе и сохранились почти полностью. Судебник, обнаруженный в 1901 г. при раскопках древнего города Сузы, регулировал имущественные отношения, обязательственное право, семейно-брачные отношения и процедуру наследования. Значительное внимание законодатель уделил преступлениям и наказаниям. Вопросы внутриобщинных отношений не затрагивались, как и взаимоотношений общины с царской властью. Несмотря на значительные изменения в вавилонском обществе, сознание вавилонян по-прежнему оставалось традиционалистским. В их глазах легитимными были только те нормы, которые вели свой происхождение от воли богов. В этом смысле законодательная инициатива правителя была ограничена традицией. Поэтому основным источником законов Хаммурапи стало обычное право, адаптированное к условиям классового общества и рабовладельческого государства.

Источник включал 282 статьи, из которых сохранилось 247. В основу судебника также были положены судебные решения самого Хаммурапи и высших судов государства. Так как важнейшим элементов восточной духовной культуры был религиозный характер сознания, то и законы несли печать сакральности.

Характерными чертами древневавилонского права стали низкая правовая техника, казуистичная форма изложения норм права, формализм и символизм. Несмотря на казуистический характер источника, система правовых норм первого Вавилонского царства по сравнению с более древним египетским правом смогла подняться на более высокий уровень правовой техники.

Как считают исследователи, законы Хаммурапи представляли собой законодательство реформационного периода, так и не дошедшее до всех регионов Вавилонского государства. Они не представляли собой исчерпывающую кодификацию, поэтому значительное количество обычных правовых институтов на подверглось обработке. Издревле известные и имевшие силу законы не нуждались ни в поправках, ни в закреплении в письменной форме.

Законы Хаммурапи регулировали правоотношения в обществе, знавшем частную собственность, но на землю институт частной собственности не распространялся. Поземельные отношения рассматривались в категориях владения и пользования. В Древнем Вавилоне существовали царские, храмовые и общинные земли. Свободные общинники могли сдать землю в аренду, заложить, передать по наследству, но передать надел за пределы общины и семьи было практически невозможно. Преступления против земельной собственности жестоко наказывались.

Развитие частнособственнических отношений в Древнем Вавилоне сдерживалось общинными традициями и всевластием государства, которое выступало как верховный собственник. Право собственности относительно движимого имущества было более развитым, что нашло отражении в обязательственном праве. Все сделки с имуществом подразделялись на две группы: с отчуждением имущества и без такового. При отчуждении необходимо было наличие письменного договора и свидетелей. Подобным образом оформлялась купля-продажа, дарение, раздел наследства.

Законы Хаммурапи регламентировали договоры займа, аренды, найма, хранения, поклажи, мены и др. Законодатель ограничивал ростовщический процент при заключении договора займа: 20% серебром и 33, 5% зерном. Эта мера способствовала ослаблению социальной напряженности в обществе и приостановила массовый процесс разорения рядовых общинников. Долговое рабство ограничивалось тремя годами, после чего бывший должник освобождался от ответственности.

Наследование происходило по закону и по завещанию. Первоначально имущество оставалось в роде, а с распадом рода – в семье. Прообразом завещания был институт дарения, когда подарки, оформленные специальным договором, считались неоспоримыми и не подлежали наследственному переделу. Завещание появилось гораздо позже, только с легитимным закреплением частнособственнических отношений. Отец был вправе отказать сыну в наследстве, но только с разрешения судей. Дети наследовали в равных долях. Долю умершего сына получали его дети.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал