Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регулирование гражданско-правовых отношений в Риме.
Значительная часть статей источника посвящалась отношениям собственности, которые являются определяющими в любой системе частного права. Важнейшей тенденцией, отраженной в законах, стало закрепление частной собственности и постепенное признание её неприкосновенности. Однако община в течение длительного времени продолжала сохранять право верховного контроля над имущественными сделками и распределением земельного фонда. Этот пережиток наиболее отчетливо проявлялся в описанном в источнике обряде манципации. Все предметы собственности делились на манципируемые и неманципируемые. Обязательной манципации подлежали рабы, скот и земля. Торжественный обряд совершался в присутствии пяти свидетелей и весовщика с медью. Так совершались сделки купли-продажи, дарения, мены. Покупатель " накладывал руку" на приобретаемую им вещь, в результате чего получал неоспоримое право собственности. Наличие пяти свидетелей символизировало былой контроль общины над имущественными сделками, а использовании меди подтверждало то обстоятельство, что обряд этот возник в глубокой древности, когда общество ещё не знало чеканной монеты. Остальные вещи переходили путем простой традиции. Частная собственность охранялась законом, и преступления против неё жестоко наказывались. Особой разновидностью вещного права были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой собственностью. Древние сервитуты были связаны с поземельными отношениями и принимали форму разрешения проводить воду через землю соседа, прогонять скот и т.д. В архаический период в Риме не было выработано юридической категории для обозначения собственности. Тогда применялся термин dominium, что означало господство. Этим термином характеризовалась ситуация, когда какая-либо вещь находилась в чьей-либо власти. В то время индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам. Существовала значительная категория вещей, которые не могли находиться ни в родовом, ни в семейном, ни в индивидуальном обладании: например, предметы божественного права. Основное богатство – пашня – считалась общественным достоянием. В архаический период сложилась квиритская собственность, которая распространялась только на римских граждан. Следствием развития частнособственнических отношений стала разработка обязательственного права. Источником возникновения обязательств могли служить договора и правонарушения (деликты). В архаический период договора носили односторонний характер, то есть правом требования по выполнению условий сделки наделялась только одна сторона (например, кредитор). Особой разновидностью договоров был нексум (договор самозаклада). Согласно условиям договора должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой. При неуплате долга он превращался в раба кредитора. В течение 60 дней его три раза выводили на рыночную площадь и выкрикивали сумму долга. Задолженность могли погасить сородичи должника. Иначе он окончательно утрачивал статус свободного гражданина, превращаясь в настоящего раба. Долговое рабство превратилось в предмет острой политической борьбы. В 326 г. до н.э. оно было запрещено законом Петелия. Теперь ответственность должника ограничивалась только его имуществом. Законы 12 Таблиц регулировали договора займа, купли-продажи, аренды, найма, поклажи и др. Важное место в источнике отводилось регулированию семейно-брачных и наследственных отношений. Брак носил моногамный характер и отличался патриархальностью. Во главе семьи стоял pater familias, обладавшей практически неограниченной властью над всеми членами семьи (подвластными, которых называли агнатами). Распоряжаться имуществом мог только отец. Лишь после его смерти сыновья получали равные доли наследства и могли вест самостоятельное хозяйство. Девушки даже после смерти отца не приобретали самостоятельности, поступая под опеку брата или мужа. Отец мог продать любого члена семьи в рабство или заложить за долги. Сын, проданный отцом трижды, освобождался из-под власти pater familias. Получивший независимость сын или дочь, вышедшая замуж, становились по отношению к отцу когнатами и не могли рассчитывать на получение наследства.
|