Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация государственно-правовой истории античного мира.






1 этап: царский, формирование протогосударства, раннемонархическая форма правления.

2 этап: становление республиканской формы правления.

3 этап: кризис республиканской формы правления.

2.Государственный строй Афин и Рима: общее и особенное

Афинская демократия предполагала социально-правовое неравенство, которое выражалось в наличии сословных разграничений между отдельными слоями населения. Афинское общество периода расцвета демократии распадалось на 4 основные категории, отличавшиеся по своей правоспособности. Наиболее полной правоспособностью обладали афинские граждане. Гражданином считался афинянин, рожденный от родителей, состоявших в законном браке, каждый из которых обладал гражданством. По достижению 18-летнего возраста афинянина записывали во фратрию и филу. Правом присутствия в народном собрании обладали только прошедшие военную службу (с 18 до 20 лет). Солон ввел предоставление гражданства путем натурализации выходцев из других полисов. Однако этот порядок просуществовал недолго, так как афинский полис приобрел замкнутый характер, а гражданство превратилось во врожденную привилегию. Вхождение в гражданство сопровождалось особой процедурой – епитимией. Закон предусматривал возможность лишения гражданства (атимию) в случае совершения преступления против полиса или религиозных и семейных проступков.

Свободное, но неполноправное население было представлено метэками. В отличие от полноправных они не имели права получения земель из общественных фондов, не принимали участие в народных собраниях, полисных праздниках, не могли участвовать в спортивных состязаниях. Особую категорию населения составляли иностранцы, которые могли постоянно проживать в полисе, но не приписывались к демам. Они имели все права в коммерческом обороте, пользовались защитой властей и права, но не несли никаких гражданских обязанностей (кроме уплаты налогов). Они были полностью лишены политических прав.

На низшей ступени социальной иерархии стояли рабы. Статус раба мог приобретаться по рождению, в результате пленения, в случае приговора суда в отношении метека или вольноотпущенника. Все рабы делились на частных и государственных. Последние использовались на общественных работах.

В период расцвета демократической республики избрание архонтов путём голосования заменяется избранием посредством жребия. Право избрания на должность архонтов получают всадники. Наблюдается значительное сокращение роли архонтов и расширяется компетенция стратегов. Дальнейшая демократизация афинской государственности связана с именами Эфиальта и Перикла. В политической практике устанавливается принцип разделения властей. Законодательная власть сосредотачивается в народном собрании, исполнительная – в совете 5000, судебная – в гелиэйи, которая стала прообразом суда присяжных.

В работе народного собрания – экклезии – участвовали все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста. Для народного собрания устанавливались две численные квоты: большая – в 6 тыс. граждан и малая – в 1/10 от цензового списка. Наличие кворума (6 тыс. человек) требовалось лишь в особых случаях. Народное собрание рассматривало законопроекты и принимало законы, рассматривало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, утверждало государственный бюджет, контролировало процесс воспитания юношества, следило за сохранностью законности, проводило процедуру остракизма. Собрание являлось регулярно действующим органом власти, который созывался 10 раз в год, а с 5 в. до н.э. – не менее 40 раз в год. Наиболее значимые вопросы, касавшиеся организации власти и законодательства, решались на первых 10 собраниях. Специальные собрания посвящались религиозным, административным, международным вопросам. Для решения военных дел могли созываться чрезвычайные собрания.

Однако полномочия народного собрания не были безграничными. Проекты законов поступали для рассмотрения в народное собрание только из Булэ. Экклезия не обладала судебными полномочиями.

Совет 500 – Булэ – являлся рабочим органом народного собрания. Он избирался по жребию из числа полноправных мужчин старше 30 лет по 50 человек от филы. Один состав совета функционировал в течение одного года. Здесь были представлены все разряды афинского населения. Совет занимался подготовкой предварительных заключений по вопросам, которые рассматривались на заседаниях народного собрания, заслушивал отчёты высших должностных лиц, осуществлял контроль за соблюдением решений народного собрания, курировал деятельность администрации и финансового аппарата. В полномочия булэ входила вся правительственная деятельность, подготовка предварительных законопроектов, контроль за финансами государства.

Исполнительная власть была сосредоточена в коллегиях стратегов и пританов. Первая включала в свой состав известных и состоятельных граждан. Вторая ведала вопросами религии и нравственности.

Высшей судебной инстанцией являлась гелиэйя, рассматривавшая вопросы о гражданстве, утверждавшая международные договоры и участвовавшая в процессе принятия законов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал