Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. История государства и права Древнего мира. 3 страница






В 18 г. н. э. вспыхнуло восстание, участники которого получили название «краснобровых».

 

В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основа­ла новую династию - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань. Вос­стание " краснобровых" было подавлено в конце 27 г. н. э., но страну удалось объединить только к 37 г. н. э.

Вернувшись в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьян­ству, отчасти облегчено налоговое бремя.

Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - был создан императорский совет, высший совещательный орган при импе­раторе; функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

 

Во второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результа­те мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные воо­руженные политические группировки, стали независимыми от цент­рального правительства. Это привело к политическому кризису и к раз­рушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена - она распалась на три самостоятельных цар­ства, период существования которых получил название Саньго (Трое-царствие).

 

Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы. Земля:

• в период Инь - собственность императора (вана), приближенные име­ют лишь право пользования полученными в дар землями;

• во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собствен­ность;

• период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое зем­левладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Рабы:

• в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существо­вало;

• во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные;

• период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.2

 

Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:

• договор мены;

• договор купли-продажи;

• договор дарения;

• договор займа.

В V - III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.

В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выде­лить:

- государственные - мятеж, заговор;

- религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу; против личности - убийство, нанесение телесных повреждений; против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота; воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др. Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений.

Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударствен-ном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказаний относились:

- смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);

- членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);

- штрафы, позволявшие откупиться от наказания;

- тюремное заключение.

Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение жен­щин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непос­редственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах испол­няли представители местной администрации.

Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения). Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинитель­но-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях соверше­ния преступлений рабами.

 

Тема 1.2 Государство и право Древней Греции. Государственно-правовое развитие древних Афин и Спарты.

 

План:

1. Полисный период в истории Древней Греции.

2. Общественный и государственный строй Афин.

3. Развитие аристократической республики в Спарте.

4. Право Древней Греции

 

1. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древ­ней Греции наступил так называемый полисный этап - время формиро­вания и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнооб­щинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полисный этап принято подразделять на три периода:

• гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.;

• архаический период -VIII -VI вв. дон. э.;

• классический период - V- IV вв. дон. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

 

Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную соб­ственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существует, владычествует перво­бытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции вер­ховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; перво­начально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания. К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

 

Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афин­ского государства.

Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в ре­зультате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособ­ленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное населе­ние афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

• эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных уча­стков;

• геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

• демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Наряду с рабами и свободными людьми существовал так жe промежу­точный слой - метеки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управ­лялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристокра­тов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари­стократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

 

К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древне­греческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид­ских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была уч­реждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управ­ление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех горо­дов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фак­тически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внут­риполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра­бовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистра­там, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), вы­бираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обя­занностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государ­ственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан бази­ровалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации насе­ления союзных городов.

 

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекра­тивший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз вы полнил стоявшую перед ним военную задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пе­лопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала арис­тократия.

Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

 

2. Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие оп­ределенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

• право на свободу и личную независимость от другого человека;

• право на земельный участок на полисной территории;

• право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

• право на ношение оружия и службу в ополчении;

• право на участие в делах государства;

• право на почитание и защиту отеческих богов;

• право на защиту и покровительство афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За пре­ступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражда­нин, состояли в следующем:

• беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

• приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

• защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

• повиноваться законам и избранным властям;

• принимать активное участие в общественной жизни;

• почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литур­гию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

 

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточ­ный слой - метеки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

• права гражданства;

• права приобретать недвижимость;

• права заключать браки с афинскими гражданами.

К метекам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

У каждого метека должен был быть свой простат - посредник между метеком и правительственными учреждениями. С метеков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повин­ности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метекам.

 

Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Одним из источников рабства служила долговая зависимость, посколь­ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным ли­цам, и рабов, принадлежавших государству.

Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при­обретать собственность и распоряжаться ею.

 

По своей сущности Афинское государство являлось политической ор­ганизацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок­ратическую республику, в которой афинские граждане пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

• Народное собрание;

• Совет пятисот;

• гелиэя;

• коллегия стратегов;

• коллегия архонтов.

 

Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достиг­шие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сро­ков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт " жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специ­альной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппо­нента и говорить не по существу.

 

Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).

Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представи­тель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание граждани­на было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Чле­ны Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выноси­лись на обсуждение и решение Народного собрания, составлял пред­варительное заключение для внесения в Народное собрание, без кото­рого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому воп­росу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь фи­нансовый и административный аппарат афинского государства действо­вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пяти­сот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился так­же и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

 

К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и кол­легия архонтов.

Основными функциями коллегам стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обя­занности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятель­ных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семей­ные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избирае­мых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кро­ме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называ­емую докимасию) и в гелиэе.

 

Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каж­дой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других кол­легий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

 

3. Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием.

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во­енную организацию общества. Утверждение социального и политичес­кого устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

 

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие соци­альные группы:

• спартиаты;

• гипомейены;

• периэки;

• илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча­стки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земель­ные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны­ми, то община спартиатов обычно именовалась " общиной равных". Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилет­него возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов. Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свобод­ными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремес­ло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны го­сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе­циальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину об­рок, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

 

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, со­юза с другими государствами.

Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо от­вергались. Все решения Народного собрания находились под контро­лем совета старейшин - герусии.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем кол­легией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся На­родным собранием.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью. Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследо­ванный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-лет­него возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рас­сматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

 

4. Право Древней Греции будет рассмотрено на примере Афин, имевших наиболее развитую правовую систему.

Источником права в Афинах первоначально был обычай, а в 621 г. до н. э. появилось писаное право - Законы Драконта, запись действующих норм права.

 

Афинскому праву известно деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности).

Среди вещных прав выделяются собственность и владение. Частная собственность считалась производной от государственной. Пред­ставление о правах собственника еще не сложилось.

 

Обязательственные отношения могли возникать как из письменного до­говора, так и из устного - деликта.

Афинское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:

• договор купли-продажи;

• договор найма;

• договор ссуды;

• договор подряда;

• договор займа;

• договор хранения вещей;

• договор товарищества;

• договор поручения;

• комиссионный договор.

Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры обычно заключались в письменном виде. Обязательства из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда. Средствами обеспечения договорных обязательств служили:

• задаток;

• залог;

• поручительство.

 

В Афинах брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Вступление в брак считалось обязательным, хотя безбрачие не влекло наказаний. Женщина в семье занимала подчиненное положение, по­этому развод, свободный для мужа, был затруднен для жены. Власть отца над детьми первоначально была очень широкой, но с течением времени сузилась.

Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по закону существовали наследники первой очереди - сыновья. При отсутствии сыновей наследство умершего отца могли по­лучить дочери. Если не было прямых наследников, то наследовали бо­ковые родственники. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. Наследование по завещанию признавалось, если завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому наси­лию, а также если он не имел законных детей мужского пола. Не имели права завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

 

Виды преступлений, известные афинскому праву:

• государственные преступления;

• преступления против семьи;

• преступления против личности;

• преступления против собственности.

Проводилось различие между умышленными и неосторожными пре­ступлениями, между подстрекателем и исполнителем преступления. Было известно понятие самообороны.

Целью наказания являлось причинение страданий преступнику. К видам наказаний относятся:

• смертная казнь;

• продажа в рабство;

• штраф;

• конфискация имущества;

• бесчестье, то есть лишение гражданских прав.

Наказание для рабов и свободных было различным.

 

Судебный процесс начинался после получения должностным лицом жалобы, которую могли подать только полноправные афинские граж­дане. Жалобу за женщину и несовершеннолетнего приносил глава се­мьи, за метека - его простат, за раба - его господин. Затем должностное лицо, получившее жалобу, производило предвари­тельное расследование. Если со стороны обвиняемого или ответчика не поступало письменных возражений против рассмотрения дела по суще­ству, судьи переходили к рассмотрению дела. Все необходимые доказа­тельства по делу представлялись сторонами.

По окончании предварительного расследования происходило судебное заседание, на котором решение принималось тайным голосованием. Судебные решения и приговоры могли быть обжалованы в гелиэе. Реше­ния гелиэи были безапелляционными.

 

Тема 1.3 Государство и право Древнего Рима. Законы XII таблиц, Институции Гая.

 

План:

1. Царский период Древнего Рима.

2. Римская республика

3. Римская империя.

4. Развитие римского права.

 

1. В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

• царский период - 753 - 510 гг. до н. э.;

• период республики - 509 -27 гг. дон. э.;

• период империи - 27 г. до н. э. – 476 г. н.э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом пос­ледовательно правили семь царей:

• Ромул;

• Нума Помпилий;

• Тулл Гостилий;

• Анк Марций;

• Тарквиний Приск;

• Сервий Туллий;

• Тарквиний Гордый.

 

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процесса­ми разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хо­зяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus -делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спор­ных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной каз­ни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената вхо­дило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительствен­ной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участво­вать в которых могли только патриции, члены старейших римских ро­дов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

• правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности);

• правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

• правом на получение от рода помощи и защиты;

• правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называ­лась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структу­ра общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или при­шлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в пра­вах, находились под покровительством патронов из патрициев, получа­ли от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средни­ми землевладельцами, а также ремесленниками.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал