Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Развитие государства и права стран Европы и Америки в Новое время.






 

Тема 3.1 Государство и право Великобритании в Новое время. Законодательство Английской революции и правовое оформление конституционной монархии в Англии.

 

План:

1. Английская буржуазная революция XVII в.

2. Утверждение конституционной монархии в Англии XVIII в.

3. Право Англии в XVII - XIX вв.

 

1. Королевская власть в Англии уже к началу XVII в. стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков, а экономически и соци­ально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились само­стоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществления своих целей. Борьба между короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску пар­ламента (1629 г.), а в 1640 г. - к буржуазной революции, получившей название " Великий мятеж".

Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:

• конституционный этап (1640 - 1642 гг.);

• первая гражданская война (1642 - 1646 гг.);

• борьба за углубление демократического содержания революции и вто­рая гражданская война (1646 - 1649 гг.);

• индепендентская республика (1649 - 1653 гг.).

 

Идеологическим оружием оппозиции абсолютизму явилось широкое общественное религиозно-политическое движение - пуританизм. Слож­ность социально-политического состава и религиозных воззрений пури­танского движения привела к тому, что внутри их лагеря в преддверии и ходе революции сложились три главных политических течения:

• пресвитериан, к которым относились крупная буржуазия и земельная аристократия. Их требованием было ограничение королевского произ­вола и установление конституционной монархии с сильной властью короля;

• индепендентов - представителей среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались установления ограниченной конституционной монархии, признания и провозглашения неотъ­емлемых прав и свобод подданных;

• левеллеров, выделившихся из индепендентского течения и пользовавшихся наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. Левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требо­вали провозглашения республики, установления всеобщего избиратель­ного права (для мужчин), возврата огороженных земель в руки общин, реформы системы общего права.

 

Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландс­кой войне 1639 г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент. С момента созыва этого парламента, названного Долгим и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции. Долгий парламент в 1641 г. принял три важных акта:

• " трехгодичный акт", предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;

• билль о нераспускаемости существующего парламента без его согла­сия;

• Великая Ремонстрация, содержавшая обширный (204 статьи) перечень злоупотреблений короны и отражавшая интересы буржуазии и нового дворянства. Ее основу составляли вопросы об обеспечении собственно­сти на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекраще­нии религиозных преследований и финансового произвола, о полити­ческой ответственности должностные лиц перед парламентом; выдви­гались также требования произвести реформацию церкви.

Долгий парламент разрушил основные орудия абсолютизма:

• ликвидировал чрезвычайные королевские суды - " Звездную палату" и " Высокую комиссию";

• уничтожил все монопольные патенты и привилегии, а их обладателей удалил из парламента;

• привлек к суду и казнил ближайших советников короля.

Принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Од­нако пресвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие гос­подствующее положение в парламенте, опасались углубления револю­ции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный.

 

В конце лета 1642 г. король объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война - между роялистами (" кавалерами") и сторонника­ми парламента (" круглоголовыми"). Были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламен­тская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кром­велем. Зимой 1645 г. в соответствии с " Ордонансом о новой модели", принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхож­дения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война заверши­лась победой парламента.

Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их уст­раивала идея политического строя по типу конституционной монархии - верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войска­ми сочли революцию в основном законченной. Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года:

- уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны;

- с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности час­тично возобладал принцип свободной конкуренции;

- было приостановлено действие законодательства против огораживаний. Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры (" уравнители") стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парла­мент от пресвитерианского большинства.

После казни короля в 1649 г. Англия была объявлена республикой, вер­ховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (па­лата лордов была упразднена).

Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 года.

Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. В его задачи входило:

противодействие восстановлению монархии;

управление вооруженными силами страны;

установление налогов;

управление торговлей и внешней политикой страны. Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и " кавалеров", новая республика, оказавшаяся индепендентской олигар­хией, обогатила буржуазию и новое дворянство.

После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубле­ние преобразований.

В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую вер­хушку, установили режим военной диктатуры - протекторат Кромвеля (1653 - 1658 гг.). Вожди левеллеров были брошены в тюрьмы, а левеллерские восстания в армии подавлены.

 

Режим диктатуры потерпел крушение после смерти Кромвеля. В 1659 г. в Англии была формально восстановлена республика, однако напуган­ные усилением демократического движения буржуазия и джентри ста­ли склоняться к " традиционной монархии". В 1660 г. совершилась рестав­рация Стюартов, которые санкционировали основные экономические завоевания буржуазной революции. " Славная революция" (переворот 1688 - 1689 гг.) оформила компромисс между буржуазией, получившей с этих пор доступ к государственной власти, и земельной аристократией.

 

2. Утверждение в Англии конституционной монархии получило закрепление в следующих актах парламента:

• Хабеас корпус акт (" Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем") - 1679 г.;

• Билль о правах - 1689 г.;

• Акт об устроении - 1701 г.

 

Принятый в 1679 г. Хабеас корпус акт (" Акт о лучшем обеспечении сво­боды подданных и о предупреждении заточений за морем") приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, пре­доставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежа­щей судебной процедурой и по месту совершения проступка.

Его название происходит от латинской начальной строки приказа суда о доставке арестованного.

 

Билль о правах 1689 г. резко ограничил прерогативы короны и гаранти­ровал права парламента. Он устанавливал свободу слова и прений в парла­менте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в З года, впоследствии был увеличен до 7 лет.

Утверждалось верховенство парламента в области законодательной вла­сти и финансовой политики. Без согласия парламента король не имел права:

- приостанавливать действие законов или их исполнение;

- взимать налоги и сборы в пользу короны;

- набирать и содержать постоянную армию в мирное время.

Король продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето.

 

Акт об устроении, или " Закон о престолонаследии", принятый в 1701 г., устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти. Для развития конституционного строя Англии важное значение имели следующие положения этого документа:

• установление принципа контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, были действительны только при наличии подпи­си соответствующего министра;

• установление принципа несменяемости судей - отстранить их от должно­сти можно было только по решению парламента. Это правило провозг­лашало отделение судебной власти от исполнительной.

 

Важную часть английской конституции составляют неписаные правила, установление которых определяет дальнейшее развитие английской конституции. Эти правила утвердились в XVIII в. и стали называться кон­ституционным прецедентом. К основным из них относятся:

• непосещение королем заседаний кабинета министров;

• формирование правительства из членов партии, победившей на выбо­рах;

• коллегиальная ответственность кабинета министров;

• отказ короля от права вето.

 

Парламент Англии после " Славной революции" вновь стал двухпалат­ным:

• палата лордов - верхняя палата, состояла из лиц, занимающих места по наследству, по должности или по назначению короля;

• палата общин - нижняя палата, формировалась на основе избирательного права.

В силу действовавшего в XVIII в. избирательного закона нижняя палата по социальному составу почти не отличалась от верхней, что обуслов­ливало господство аристократии в парламенте.

 

В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти - кабинет министров, возглавляемый премьер-министром.

К середине XVIII в. кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно от­ветственным перед палатой общин.

Самостоятельность кабинета министров обеспечивалась таким неписа­ным правилом (конституционным прецедентом), как непосещение королем заседаний кабинета министров.

Ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки палаты общин.

 

3. Особенность Англии - то, что в ней нет кодифицированного законодательства. Хотя одним из основных источников права в Англии является закон и с XIII в. в Англии было издано множество законов, тем не менее они не сведены в какую-либо систему. Многие старые законы действуют до настоящего времени, но с помощью судов их содержание коренным образом изменилось, а некоторые законы не отменены, но не применяются, так как не соответствуют потребностям жизни. Частное право Англии в значительной мере развивалось в форме судеб­ного прецедентного права. Прецедентное право не имело и не имеет для судьи безусловно обязательной силы. В некоторых случаях судья может отклониться от прецедентов и вынести новое по своему содержанию решение.

Прецедентное право состоит из двух частей: общего права и права спра­ведливости.

 

Одним из основных разделов гражданского права является вещное право. В XVII - XIX вв. английское вещное право не знало деления вещей на движимые и недвижимые - еще в средние века здесь сложилось деление вещей на:

• реальные вещи, к которым относились земля, растения, здания, а также документы, устанавливающие права на земельные участки и предме­ты, связанные с землей;

• персональные вещи - все прочие предметы.

Все вещные права в Англии рассматриваются как разновидности права собственности.

Среди видов вещных прав можно также выделить:

- вещное право аренды недвижимости;

- сервитута, в том числе личные;

- доверительную собственность;

- обеспечительные вещные права.

Отдельными подотраслями гражданского права являются договорное право и обязательства, возникающие из правонарушения. Общего по­нятия обязательства в Великобритании нет. Характерными чертами английского договорного права являются:

- требование точного определения прав и обязанностей сторон;

- требование от должника полного и добросовестного выполнения обяза­тельств.

 

В английском семейном праве долгое время сохранялась церковная форма брака, гражданский брак стал возможен только с 1836 г.

Форма брака выбиралась будущими супругами.

Личные отношения супругов были основаны на главенстве мужа: пра­во управления и распоряжения супружеским имуществом принадлежа­ло мужу, жена могла совершать самостоятельно только сделки повсед­невной жизни. Лишь в 1882 г. законом была установлена самостоятель­ность замужней женщины в распоряжении своей собственностью. Развод получил признание только в 1857 г.

До достижения 21 года сыновья и дочери находились под отцовской вла­стью, мать осуществляла родительскую власть лишь при отсутствии отца. Признание внебрачных детей допускалось в исключительных случаях и только на основании парламентского акта. В 1908 г. была установлена ответственность родителей в случаях дурного обращения с детьми.

 

Английскому наследственному праву известно как наследование по зако­ну, так и наследование по завещанию:

• наследование по закону регламентируется рядом правил для наследова­ния земельной собственности и для наследования прочего имущества;

• при наследовании по завещанию характерным отличием является полная свобода завещания - всякое лицо, достигшее 21 года, могло завещать свое имущество кому угодно, и ближайшие родственники при наличии завещания не имели права на получение какой-либо доли имущества.

 

Уголовное право Англии было систематизировано лишь к середине XVIII в.

В этой отрасли права феодальные институты медленно уступали свое место новым уголовно-правовым институтам.

Консервативный характер английского уголовного права обусловлен тем, что оно развивалось, как и частное право, на основе использова­ния прецедентного права, а не законов.

Особенно консервативным уголовное право Англии оказалось в вопросе о видах наказаний. Распространенным видом наказаний являлась смер­тная казнь в различных вариантах: колесование, четвертование, извле­чение внутренностей из живого тела и т. д.

Характер уголовного процесса в Англии отличается тем, что обвини­тельный процесс являлся в то же время процессом состязательным. В 1907 г. в английское уголовное право были введены понятия условного осуждения и превентивного заключения. Превентивному заключению под­вергались лица после отбытия наложенного на них наказания, осуж­денные не менее трех раз за серьезные преступления и ведущие пре­ступный образ жизни, если суд признавал их привычными преступни­ками.

 

 

Тема 3.2 Государство и право США в Новое время. Конституция США

 

План:

1.Образование США.

2. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

3. Государство США в XIX - начале XX вв.

 

1. Первые постоянные английские поселения были основаны в 1607 г. на территории современного штата Вирджиния, а к середине XVIII в. в Северной Америке было уже 13 английских колоний. Важной особенностью социально-экономического развития североа­мериканских колоний было наличие рабства. Широкое применение раб­ского труда в колониях вызывалось прежде всего тем, что колонисты сравнительно легко приобретали здесь землю. Источниками " белой" рабской силы были иммигранты, лица, осужденные по политическим мотивам, уголовные преступники, несостоятельные должники. Посте­пенно " белое рабство" было вытеснено более дешевым " черным раб­ством". Однако элементов феодализма в социально-экономическом строе было мало, и быстро начали возникать элементы капиталистического строя.

В южной группе колоний, где выращивались сахарный тростник, хло­пок, табак, экономика основывалась на рабовладении. Экономика се­верной группы колоний, где начали развиваться фермерские хозяйства и мануфактуры, стала быстро приобретать капиталистический характер. С развитием капитализма, постепенным складыванием в колониях еди­ного рынка и усилением экономических связей между колониями фор­мировалась североамериканская нация.

По мере экономического развития колоний возрастали противоречия между ними и метрополией. Правительство Англии рассматривало коло­нии как источник сырья и рынок сбыта для английской промышлен­ности и проводило политику сдерживания их промышленного развития. Колонисты считали себя свободными подданными английской коро­ны, на которых распространялось действие права метрополии: Великая хартия вольностей, Билль о правах, общее право, право справедливости и т.д

Непосредственной причиной, вызвавшей массовое движение против метрополии, явились меры, принятые английским правительством в 60-х гг. XVIII в.: запрет на переселение колонистов за Аллеганские горы, принятие закона о гербовом сборе, ужесточение борьбы с контрабан­дной торговлей, что ущемило интересы почти всех американских куп­цов. В 1765 г. в колониях собрался конгресс, отказавшийся признать за метрополией право на обложение налогами колоний, не имевших сво­их представителей в английском парламенте.

 

Американская революция началась как национально-освободительное движение, переросшее затем в войну за независимость. Особенность этой революции в том, что она была одновременно национально-освободительным, национально-объединительным и антифеодальным движением. В 1774 г. в Филадельфии собрался Первый континентальный конгресс представителей колоний, который призвал к бойкоту английских това­ров и в то же время попытался добиться компромисса с метрополией, составив петицию к королю, в которой колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к разрыву с короной. В ответ английское правительство начало военные действия.

В мае 1775 г. открылся Второй континентальный конгресс. Он предло­жил всем колониям создать новые правительства взамен колониальных властей, констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании регулярных вооруженных сил. Главнокомандующим амери­канской армией был назначен Дж. Вашингтон.

Каждая колония объявила себя независимой республикой - штатом. Началась борьба за независимость.

4 июля 1776 г. Третий континентальный конгресс принял носившую революционный характер Декларацию независимости. Декларация объявляла об окончательном прекращении государ­ственной зависимости от метрополии и образовании независимых Со­единенных Штатов Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское правительство нарушало права американцев. В декларации было сказа­но: " Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создате­лем неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства не обес­печивает основных прав, то народ имеет право изменить или уничто­жить ее и учредить новое правительство".

Это был первый в истории государственно-правовой документ, фор­мально провозгласивший принцип национального суверенитета и при­знавший за народом право на революцию.

 

2. В войне за независимость стала очевидной необходимость консолида­ции штатов, и в 1781 г. конгрессом из представителей штатов были ут­верждены " Статьи о конфедерации".

Согласно данному документу штаты вступали в " вечный союз" - кон­федерацию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый штат сохранял свою независимость и все права, за исключением тех, кото­рые передавались конфедерации в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Их граждане наделялись торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, правом свободного выезда и въезда.

Для ведения общих дел Соединенных Штатов формировался Конгресс. состоящий из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате числом 2-7 человек. Конгрессу предоставлялось право заключать международ­ные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться сред­ствами, собранными штатами, для военных расходов, утверждать на­значения командного состава армии. Большинство решений по этим вопросам приобретало законную силу только после одобрения их не менее чем девятью штатами.

При решении вопросов в Конгрессе каждый штат имел один голос. Предусматривались свобода слова и прений в Конгрессе, а также не­прикосновенность депутатов.

Учреждение конфедерации содействовало объединению сил страны в войне за независимость и обеспечило ее победоносное завершение. Полная независимость США была признана Великобританией в 1783 г. подписанием Версальского мирного договора.

 

1. Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., дей­ствует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, со­циальными и идеологическими обстоятельствами: экономические труд­ности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, не­обходимость сплочения штатов и централизации власти - все это тре­бовало создания единого государства.

Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А.Га­мильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон. Конституция США построена по принципу разделения властей на зако­нодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, мно­гие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США.

 

Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту - Конгрессу, который состоит из двух палат: сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоя­щее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первона­чально избирался законодательными собраниями штатов - ле­гислатурами; палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой па­латы именуется спикером.

Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет ис­ключительное право ратифицировать международные договоры и ут­верждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие:

- первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета;

- регулирование торговли с иностранными государствами и между та­тами;

- осуществление внешней и внутренней политики - он имеет право объяв­лять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д.

 

Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства.

Первоначально президент избирался косвенным путем - коллегией вы­борщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в пря­мые. Как глава государства и правительства президент:

- имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, приня­тых парламентом;

- направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодатель­ную программу;

- разрабатывает проект бюджета;

- является верховным главнокомандующим вооруженными силами; заключает международные договоры и исполнительные соглашения (со­глашения - без согласия и одобрения парламента); принимает решение о начале фактических военных действий; руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряже­ния;

- назначает на высшие должности;

- имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д.

 

Судебная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит Верховно­му суду.

Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одоб­рения сената.

По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют также специальные суды - тамо­женный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т. д.

 

В США Биллем о правах называются первые десять поправок к Кон­ституции 1787 г.:

• первая поправка - о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с пе­тициями;

• вторая поправка - о праве народа хранить и носить оружие;

• третья поправка - о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;

• четвертая поправка - о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;

• пятая поправка - о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о зап­рете безвозмездного изъятия частной собственности;

• шестая, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным прин­ципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных за­седателей. Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;

• девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией.

Десятая поправка не касалась гражданских прав.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Кон­ституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.

 

3. С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе " индейских войн" происходил захват земель коренного населения - индейцев.

В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану - территорию к западу от реки Миссисипи, почти удвоив первоначальную территорию США.

По договору 1819 г. Испания вынуждена была уступить США Флориду, фактически присоединенную к США еще раньше. В результате американо-мексиканской войны 1846 - 1848 гг. Мексика ус­тупила США Техас, Калифорнию, Аризону, Нью-Мексико, Неваду, Юту и часть Колорадо.

В 1846 г. США приобрели у Великобритании большую часть Орегона. В 1867 г. царь Александр II продал американцам Аляску за 7, 2 млн. долларов.

В результате испано-американской войны 1898 г. США захватили Пуэр­то-Рико, о. Гуам, Филиппины, оккупировали Кубу. Порядок создания новых штатов определялся Ордонансом 1787 г. Когда население вновь осваиваемой территории достигало определенной чис­ленности, Конгресс США объявлял ее автономной. Через некоторое время автономия получала право на реорганизацию в штат при условии введения республиканской формы правления, признания Конституции и других конституционных законов США. Выбирался конвент, который составлял конституцию штата, утверждавшуюся голосованием. Созда­вались соответствующие органы власти и управления. Конгресс США принимал постановление о приеме в союз нового штата. К началу XX в. число штатов достигло 48.

 

В процессе острой политической борьбы в Соединенных Штатах Аме­рики образовались партии федералистов и республиканцев (80-е гг. XVIII в.). Федералисты (политическая группировка, возглавляемая А. Гамильто­ном) выражали интересы промышленного Севера - крупной торговой буржуазии, банкиров, крупных землевладельцев. Они выступали за прин­цип усиления централизованной власти и ограничения буржуазно-де­мократических свобод. Во внешней политике ориентировались на Вели­кобританию.

Республиканцы (они же демократические республиканцы, или антифе­дералисты, во главе с Т. Джефферсоном) опирались на рабовладельческие штаты Юга - на плантаторов, фермеров, сельских предпринимате­лей, городскую мелкую буржуазию. Требовали облегчить фермерам до­ступ к земле, демократизировать конституцию, предоставить штатам более широкие права. Во внешней политике ориентировались на под­держку революционной Франции.

После англо-американской войны 1812 - 1814 гг. партия федералистов практически перестала существовать; власть находилась в руках респуб­ликанцев. Их правительства частично осуществили аграрную реформу и приняли ряд важных мер по развитию промышленности. В 1828 г. на смену республиканцам пришла Демократическая партия, в создании которой решающую роль сыграл президент Э. Джексон (1829 -1837 гг.). К 40-м гг. она из партии, первоначально объединявшей планта­торов, фермеров и часть буржуазии, полностью превратилась в партию рабовладельцев и связанной с ними банковской и торговой буржуазии. В 1854 г. от этой партии откололось " северное крыло". В 30-х гг. на основе партии федералистов возникает новая политическая организация буржуазии Севера - виги. Впоследствии она распалась, и в 1854 г. была создана Республиканская партия. Вскоре в ней образовалось два течения: правое и либерально-демократическое.

 

В 1820 г. между промышленными северными штатами и рабовладельчес­кими южными был достигнут Миссурийский компромисс, сущность ко­торого сводилась к тому, что впредь рабовладельческие штаты не мог­ли создаваться к северу от 36 градусов 30 минут северной широты. Географическое ограничение рабства не устранило противоречий, а лишь отсрочило столкновение Севера и Юга.

С начала 30-х гг. в США развернулось массовое общенациональное дви­жение аболиционизма - движение за немедленную отмену рабства. В 1860 г. президентом США был избран представитель либерально-де­мократического крыла республиканской партии А. Линкольн - выходец I из простой фермерской семьи, известный аболиционист. В феврале 1861 г. рабовладельцы южных штатов объявили сецессию - отделение южных штатов и образование самостоятельного государства, Конфедеративных штатов Америки, в состав которого вошло 11 штатов. Конституция Конфедеративных штатов Америки провозгласила рабство краеугольным камнем всего государственного здания. В апреле 1861г. конфедераты развязали Гражданскую войну.

На первом этапе войны (1861 - 1862 гг.) северяне потерпели ряд тяжелых поражений ввиду плохой вооруженности и обученности армии. Затем их командование направило основное внимание на формирование большой армии и оборонительных сооружений. Перелом наступил ле­том 1863 г. Боевые действия северян в 1864 -1865 гг. носили решительный и маневренный характер. К лету 1865 г. войска южан были разгромлены, и Конфедерация южных штатов прекратила свое существование. В феврале 1865 г. Конгресс принял Тринадцатую поправку к Конститу­ции, отменявшую рабство по всей стране.

 

Гражданская война 1861 - 1865 гг. и последовавший за ней период Рекон­струкции Юга 1865 - 1877 гг. привели к завершению буржуазно-демократи­ческих преобразований в стране. На большей части территории США окон­чательно победил фермерский путь развития капитализма в сельском хозяйстве; вся полнота власти перешла в руки буржуазии. Важное значение для правовой и политической системы США имела принятая в 1868 г. Четырнадцатая поправка к Конституции, которая запретила штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США, а также лишать кого-либо свободы или соб­ственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов. Эта по­правка создала юридические условия для освобождения негров и урав­нения их в правах с белыми гражданами.

Последствием Гражданской войны было усиление президентской власти при А. Линкольне, что оказало влияние на развитие этого института в течение всей дальнейшей истории США.

В последней четверти XIX в. страна превратилась из аграрной республи­ки, какой она была в 60-х гг., в мощную индустриальную державу. Про­изошли изменения во всех сферах жизни общества. Быстрыми темпами росли крупные промышленные города: Нью-Йорк, Чикаго, Питсбург, Кливленд, Детройт. В состав союза было принято 12 новых штатов. Эко­номический процесс концентрации производства и капитала сопровож­дался консолидацией политической власти в руках складывавшейся финансовой олигархии, внутри которой играли главную роль предста­вители буржуазии Севера.

 

Тема 3.3 Государство и право Франции в Новое время. Законодательство Французской революции

План:

1. Французская революция 1789 - 1794 гг.

2. Государственный строй Франции по Конституции 1791 г.

3. Жирондистская республика (Первая республика).

4. Якобинская республика.

5. Франция в период Империи.

6. Вторая республика во Франции.

7. Третья республика во Франции.

8. Гражданский кодекс Франции 1804 г.

 

1. Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанесла Фран­цузская революция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических прин­ципов организации государственной власти.

Французская революция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-полити­ческого строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилиза­ции. Революция 1789 - 1794 гг. явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя и ставшей главной помехой на пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем, что абсолютизм:

• перестал выражать общенациональные интересы;

• защищал средневековые сословные привилегии;

• защищал исключительные права дворянства на землю;

• поддерживал цеховой строй;

• установил торговые монополии и др.

В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный не­урожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались крестьянские волнения, перекинувши­еся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки -. 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собирав­шихся с 1614 г.

17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание при­вела к восстанию в Париже 13 -14 июля.

 

Ход Французской революции 1789 - 1794 гг. условно делится на следую­щие этапы:

• первый этап - создание конституционной монархии (14 июля 1789 года - 10 августа 1792 года);

• второй этап - установление Жирондистской республики (10 августа 1792года - 2 июня 1793 года);

• третий этап - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27июля 1794 года).

 

Началом первого этапа революции считается день 14 июля 1789 года, когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла боль­шая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках. В последующие недели революция распространилась по всей стране. Народ смещал королевскую администрацию и заменял ее новыми выборны­ми органами - муниципалитетами, в которые вошли наиболее автори­тетные представители третьего сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруженные силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - усло­вие, которое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии:

- власть во Франции оказалась в руках политической группировки, пред­ставлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стре­мившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась

- конституционная монархия, поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В основе их политической де­ятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

 

26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программ­ный документ революции - Декларация прав человека и гражданина.

Декларация провозглашала принципы демократического государствен­но-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъем­лемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.

Ст. 1 Декларации заявляла: " Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах".

В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались:

- свобода;

- собственность;

- безопасность;

- сопротивление угнетению.

Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст. 4). Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати. Ст. 9 провозглашала принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их винов­ность не будет доказана в установленном законом порядке. Идея о суверенитете была закреплена ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Ст. 6 декларировала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образова­нии закона, который объявлялся выражением общей воли. Статьи 13 и 14 устанавливали порядок, размеры налогов, а также про­должительность их взимания.

Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого долж­ностного лица по вверенной ему части управления. Ст. 17, последняя, объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

 

Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработке конституции.

Окончательный текст конституции был составлен на основе много­численных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного де­ления страны, об упразднении цехов и т. д.

Конституцией утверждались основные принципы, определяющие ста­тус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

 

2. Согласно Конституции 1791 г. высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депу­таты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания.

Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный характер. В компетенцию Национального собрания входили следующие вопросы:

• в области финансов - ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств;

• в области административного управления - учреждение и упразднение государственных должностей;

• в области юстиции - привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и других высших должностных лиц, воз­буждение уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства;

• в области военных дел - издание ежегодных постановлений о чис­ленности и составе вооруженных сил, определение -их денежного содер­жания, объявление войны;

• в области внешних отношений - ратификация договоров с ино­странными государствами.

 

Король должен был осуществлять исполнительную власть с помощью назначаемых им министров:

• руководить внутренним управлением и внешними отношениями;

• утверждать назначение высших чиновников;

• возглавлять вооруженные силы, назначая часть командного состава.

Он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Нацио­нальным собранием; его распоряжения приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром. Местное управление возлагалось на выборные органы, деятельность ко­торых контролировали руководившие ими министры. Если решения местных властей противоречили законам и постановлениям правитель­ства, король мог отменить их, а в случае неповиновения - отстранить чиновников от должности, поставив об этом в известность Националь­ное собрание.

 

Судебная система предусматривала создание:

- Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства;

- суда присяжных для рассмотрения уголовных дел;

- кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. Он должен был принимать решения по жалобам на приговоры, вынесен­ные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям. Судьи выбирались на определенный срок и могли быть смещены толь­ко в случаях совершения преступления и в строго установленном по­рядке.

 

3. Принятие французской Конституции 1791 г. не означало окончания по­литической борьбы в стране. Новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. К лету 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Окончательно оформились три основные политичес­кие группировки:

- фельяны (фейяны) - консерваторы, представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства;

- жирондисты - центристы, представители более радикальной торгово-промышленной средней буржуазии;

- якобинцы - радикалы, выражавшие интересы мелкой, средней буржуа­зии, ремесленников, крестьянства.

В это же время подготовка европейских монархий к интервенции против революционной Франции приняла открытый характер. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сардиния, в 1793 г. - Великобритания, Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов фран­цузской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. Король и дворяне - тайные союзники интервентов - связывали с иностранным вторжением свои надежды на будущее.

Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию 10 августа 1792 года. Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию фельянов - партию крупной буржуазии.

 

На втором этапе революции (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года) власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся самой влия­тельной политической силой в Законодательном собрании. Из их пред­ставителей был сформирован Временный исполнительный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - Национального Учредительного конвента.

Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783де-путата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большин­ство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составля­ли политический центр.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции.

Декретом от 25 сентября 1792 года Франция объявлялась единой и неде­лимой республикой.

 

Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между жирондистским правительством в Конвенте и якобинской оппозицией. Падению авторитета жирондистов способствовало несколько обстоя­тельств:

• придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить револю­цию;

• отменив Конституцию 1791 г., они не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ;

• оставался нерешенным вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне;

• резко ухудшилось экономическое и в особенности продовольственное положение вследствие войны.

Непоследовательная центристская политика жирондистского Конвен­та привела республику на грань гибели. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров. Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию, где их позиции были сильны, а также сближение жирондистов с открыто кон­трреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 года.

 

4. Восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев заверши­лось 2 июня 1793 года изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. Наступил третий этап революции - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27 июля 1794 года). Серией декретов, принятых в июне - июле, Конвент, где теперь преоб­ладали якобинцы, передал крестьянам общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли (отчасти бесплатно, отчасти по льгот­ной цене) и полностью ликвидировал все оставшиеся феодальные пра­ва и привилегии. Принятые решения стали немедленно претворяться в • жизнь. Одновременно с этим проводились преобразования в государ­ственном строе.

Вместо отмененной цензовой Конституции Конвентом 24 июня 1793года была принята новая Конституция (" Конституция первого года респуб­лики"), гораздо более демократическая.

Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и граж­данина и собственно Конституционного акта.

Новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что це­лью общества является " общее счастье", что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемле­мыми правами. Однако если в первой Декларации в качестве естествен­ных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, то вторая к числу таковых отнесла:

- равенство (юридическое - в полном объеме);

- свободу;

- безопасность;

- собственность.

В Декларации последовательно проводился принцип законности. Закон определялся как выражение общей воли. Верховенство закона нераз­рывно связывалось с понятием " суверенитет народа", введенным вза­мен понятия " суверенитет нации".

Демократические принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 г., устанавливавшем государственный строй. Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики.

Органом законодательной власти объявлялся постоянно действующий Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из од­ной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собра­нием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный зако­нопроект. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать дек­реты, имеющие окончательную силу.

Высшим правительственным органом республики являлся Исполни­тельный совет, на который было возложено руководство деятельнос­тью всех ведомств (министерств). Его члены избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Нацио­нальным собранием.

 

Критическое положение республики в связи с внутренними и междуна­родными условиями вынудило Конвент отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом диктатуры - систе­мой правления, наделенной исключительными правомочиями. Полнотой власти в этой системе обладали:

• Конвент, имевший право издания и истолкования законов;

• Комитет общественного спасения, ставший фактически главным орга­ном правительства;

• Комитет общественной безопасности.

На местах они опирались на созданные по всей стране революционные комитеты и " народные общества".

Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, по­дотчетные Комитету общественного спасения.

Судопроизводство осуществлял революционный трибунал, применяв­ший смертную казнь в качестве единственной меры наказания. За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи револю­ции, остававшиеся нерешенными в течение четырех предшествовав­ших лет.

Уже к октябрю 1793 г. якобинское правительство добилось перелома в ходе военных операций, а к лету 1794 г. в результате побед революцион­ной армии военная опасность исчезла и новый республиканский строй стал политической реальностью.

Однако упрочение республики привело к распаду единства и к усиле­нию внутренних разногласий в якобинском блоке. Режим, созданный для борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов де­мократии, начал превращаться в авторитарный.

Принятые в феврале - марте 1794 г. вантозские декреты (согласно кото­рым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между неимущими патриотами) не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупнособственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры. Якобинцев перестали поддерживать:

- сельская беднота и плебейские элементы - потому, что ряд их соци­альных требований не был удовлетворен;

- зажиточное крестьянство (а с ним и среднее) и буржуазия - потому, что не желали мириться с ограничительным режимом и политикой рекви­зиций.

27 июля 1794 года в результате заговора против возглавлявшегося Ро­беспьером правительства произошел переворот, свергнувший якобин­скую республику. Установился режим Директории.

 

5. В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 года во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти - Законодательный корпус и высший орган исполнительной вла­сти - Директорию.

Исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, со­стоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт.

Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комис­сиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Демократические силы не смогли оказать сопротивления новой дикта­туре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обеща­на, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю. Особенность государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической " верхуш­ки", но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государствен­ной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективнос­ти системы конституционных органов.

 

Режим Консульства юридически закреплялся Конституцией 1799 г. Основными чертами государственного строя стали верховенство прави­тельства и представительство по плебисциту.

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Как первому консулу ему вручались особые полномочия:

он осуществлял исполнительную власть;

• назначал и смещал министров, членов Государственного совета, по­слов, генералов, высших чиновников местного управления, судей;

• обладал правом законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул. Органами законодательной власти по Конституции были:

• Государственный совет, осуществлявший редактирование этих за­конопроектов;

• Трибунат, обсуждавший их;

• Законодательный корпус, принимавший или отвергавший их целиком без прений;

• Охранительный сенат, утверждавший их.

Таким образом, эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула. Административно-территориальное управление осуществлялось с помо­щью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руко­водство департаментом осуществлял назначаемый правительством пре­фект, а в дистрикте - супрефект.

Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу.

 

По итогам плебисцита 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным кон­сулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возоб­новление монархии.

В 1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов, полнос­тью сосредоточившим в своих руках исполнительную и законодательную власть. Основными рычагами императорской власти стали:

• армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессио­нальную и включавшая привилегированные войска - императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь стра­ны;

• полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комисса­ры полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством;

• бюрократия;

• церковь.

С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе развиваю­щегося капитализма гражданское общество приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия:

запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.

Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободи­тельной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

 

6. Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814 г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране - экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демон­страции парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на сле­дующий день восставшие овладели основными стратегическими пунк­тами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозг­ласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

• о введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

• о закреплении права на труд;

• о гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой правительства в борьбе с радикальным движением стала созданная на­емная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно удари­ло по крестьянству.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое дол­жно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генера­лам и представителям высшего духовенства.

 

Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя:

- республиканская форма правления;

- разделение властей;

- представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зави­сел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должност­ных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права рос­пуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Госу­дарственного совета входило предварительное рассмотрение законопро­ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администра­цией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели существен­ных изменений. Сохранилось административно-территориальное деле­ние на департаменты, дистрикты и коммуны.

 

Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

 

После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны.

Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Од­нако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политичес­кая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание. где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учреди­тельные функции. Однако во Франции уже не было достаточной соци­альной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восста­новления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом " президент Республики".

 

7. Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

- Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;

- Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;

- Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало воз­можность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три кон­ституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной вла­сти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет аб­солютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соеди­ненных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициати­вы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения зако­нопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распус­кал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось пра­во назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избирае­мой на4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75по-жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодатель­ной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую оче­редь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

 

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.072 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал