Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 5. Развитие государства и права стран Востока в Новое и Новейшее время 3 страница






 

Изучение темы предполагает рассмотрение следующих вопросов:

1. Источники и общая характеристика документа.

2. Отражение в хартии материальных интересов различных социальных слоев феодальной Англии.

3. Положения хартии, относящиеся к деятельности королевской юстиции.

4. Хартия и политические требования баронства: так называемые " конституционные статьи".

5. Историческая судьба Хартии 1215 г.

 

1 вопрос. При изучении данной темы необходимо пользоваться полным тестом Хартии, который имеется в соответствующих сборниках документов по истории зарубежного права. Квалифицированный анализ положений хартии возможен только на основе рассмотрения основных особенностей развития английского государства после нормандского завоевания. Необходимо остановиться на тенденциях к укреплению государственной централизации и усилению королевской власти, диктовавшихся общим ходом исторического развития страны в конце XI — начале XIII вв. Особого внимания при этом заслуживают мероприятия Вильгельма Завоевателя и Генриха II, направленные на укрепление прерогатив английской короны.

Далее необходимо уяснить причины усилившихся в конце ХII — середине ХIII в. столкновений свободного населения Англии с королевской властью, отметив, что конфликт 1215г. был первым конфликтом с участием в оппозиции традиционных союзников короля. Вместе с тем, широта сил оппозиции не должна скрывать объективную противоречивость интересов различных слоев свободного населения, выступивших под общим лозунгом борьбы со злоупотреблениями королевского аппарата. На эти противоречия, нашедшие отражение в стилистике и содержании документа, следует обратить особое внимание.

 

2, 3 и 4 вопросы. Необходимо проследить по тексту хартии, как закрепляются в ней интересы и требования сил, входящих в оппозиционный королю лагерь в конфликте 1215 г., каким образом отразился в документе компромисс короля и его противников, какие моменты в деятельности королевской администрации, юстиции были отвергнуты или, напротив, получили толчок для дальнейшего развития. Целесообразно при этом придерживаться следующих направлений исследования:

1) Желательно произвести определенную группировку статей. Например, все статьи хартии можно условно разделить на те, которые закрепляют интересы только баронов, с особым выделением политических, " конституционных положений", и статьи, закрепляющие интересы всех свободных. На основе другой классификации, учитывающей более детально содержание документа, можно подразделить их на те статьи, которые отразили чисто материальные интересы различных социальных слоев и на статьи, относящиеся к деятельности судебно-административного аппарата короны. При этом следует иметь в виду, что подавляющее большинство положений хартии фиксирует или восстанавливают обычаи, права и порядки, ранее уже признанные за отдельными сословиями и нарушенные королевским произволом.

2) В каждом конкретном случае нужно тщательно разобраться, интересы какого сословия, социальной группы выражает та или иная статья хартии (многие статьи отражают интересы сразу несколько слоев). При таком разборе следует обратить внимание на далеко неоднозначное употребление в различных статьях хартии термина " свободный человек" (особенно в ст. 20, 34, 39). Тщательного анализа заслуживает многочисленная группа статей, связанных с правосудием, его принципами и формами. Следует особо выделить и те статьи, которые выражали реакционные политические идеалы баронства (ст. 12, 14, 61, 21, 34).

 

5 вопрос. Историческая судьба хартии непроста, так же как неоднозначна ее оценка в отечественной и зарубежной литературе. При ее оценке следует избегать таких крайних характеристик, как " феодальная реакция' или " хартия неприкосновенности личности". Правильная оценка документа может быть дана лишь в результате вдумчивого анализа проблемы, насколько положения хартии отразили требования общественного прогресса в условиях того времени, либо вступили в противоречие с ними. Для последующей истории Англии и всего мира оказался важнее сам характер и назидательный смысл этого документа, который подчеркивал необходимость установления определенных законных границ для государственной власти, которая и должна подчиняться закону и не прибегать к произвольным действиям, какую бы цель они ни преследовали.

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 1. С. 508-521.

 

Литература:

Гутнова Б.В. Возникновение английского парламента. — М., 1960.

Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в. Изд-е 2-е. - М., 1918.

 

 

ТЕМА 8. КАРОЛИНА- 1532 г. 2 часа.

 

" Каролина" 1532г. — судебник " Священной Римской империи германской нации", принятый в царствование Карла V, является одним из характерных памятников уголовного и уголовно-процессуального права позднего феодализма. Составленная и изданная вскоре после Крестьянской войны 1525г. " Каролина" явилась одним из итогов поражения крестьянской революции, чем в частности, объясняется ярко выраженный классовый характер многих ее положений. Целью занятия является изучение памятника права, который способствовал не только унификации норм германского права, но и оказал влияние на развитие права в других феодальных государствах Европы, в частности, на формирование в науке уголовного права и законодательстве таких понятий, как формы вины, стадии преступлений, основания уголовной ответственности, цели наказания. Особое внимание при изучении " Каролины" следует уделить анализу основных черт инквизиционного процесса.

 

Изучение темы включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

1. История создания " Каролины". Общая характеристика, отражение в судебнике принципов феодального уголовного права.

2. Основные виды преступлений и наказаний.

3. Суд и процесс по " Каролине".

 

1 вопрос. При ответе на этот вопрос необходимо осветить историческую обстановку в Германии накануне принятия " Каролины", характер тех источников, которые действовали до принятия этого документа. Студенту надо рассмотреть вопрос о влиянии на феодальное право Германии норм римского обычного права и о формах рецепции римского права в этой стране. Особое внимание следует уделить выявлению тех принципов, которые способствовали принятию рейхстагом общегерманского уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Студент должен уметь дать общую оценку " Каролины", показать уникальный характер этого памятника феодального права, отметить его историко-политическое значение для империи, обратив при этом внимание на вопрос о действии этого кодекса в пространстве, на специальную оговорку в " Каролине" по этому поводу (см. вводную ст. " Каролины"). На основе анализа статей " Каролины" необходимо осветить положения " общей части" уголовного права: о формах вины (умысел, неосторожность), об основаниях ответственности, об обстоятельствах, освобождающих от наказания (необходимая оборона, случай и пр.), о покушении, соучастии, формах пособничества и др.

 

2 вопрос. Студенту необходимо самостоятельно систематизировать все упомянутые " Каролиной" преступления по принятой в нашей науке классификации: государственные преступления и преступления против религии; против личности; против собственности; против нравственности и пр. При этом надо дать анализ каждого вида преступлений. Что касается системы наказания, то целесообразно сгруппировать их по видам, начав с наиболее тяжких: смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, позорящие наказания, изгнание, тюремное заключение, возмещение вреда и штраф. На основании анализа текста памятники нужно определить частоту применения смертной казни и ее виды, привести примеры неопределенных санкций, отсылающих к усмотрению " знатоков права".

 

3 вопрос. При подготовке ответа по этому вопросу необходимо уяснить, в чем состоят характерные черты так называемого инквизиционного процесса и привести конкретные примеры по тексту документа. Особое внимание надо уделить рассмотрению стадий уголовного процесса, отметить роль судей в расследовании дел, методы досудебного и судебного следствия, положение подозреваемого, процедуру вынесения приговора и отсутствие " презумпции невиновности". Следует подчеркнуть важную роль системы формальных доказательств, направленную, главным образом, на получение признания обвиняемым его вины.

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 1. С.688-714.

 

 

ТЕМА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ АНГЛИИ XVII-XVIII вв. 2 часа.

 

Целью занятия является изучение важнейших актов конституционного характера, принятых в результате английской буржуазной революции XVII в. и положивших начало оформлению конституционной монархии в Англии как одной из форм буржуазного государства. Важнейшие конституционные акты Англии впервые в истории буржуазных государств утвердили принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), выразившийся в: а) верховенстве законодательного органа — парламента, б) ответственности министров перед парламентом и в) независимости судей.

 

Изучение темы включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

1. Законодательство основных этапов английской буржуазной революции.

2. Основные конституционные акты: Habeas Corpus Amendment Act 1679 г.; «Билль о правах» 1689г., «Акт об устроении» 1701г.

3. Формирование конституционной монархии в Англии в XVIII - 1 пол. XIX в.

 

1 вопрос. Английская буржуазная революция, которая произошла в середине XVII в. была первой буржуазной революцией европейского масштаба. Принципиальную важность в связи с этим приобретает выяснение предпосылок, причин, характера и особенностей этой революции, уяснение связи между особенностями и результатами революции. При этом следует иметь в виду, что английская революция носила компромиссный характер, что привело к скорой реставрации монархии и сохранению пережитков феодализма в правовой и политической сферах после так называемой Славной революции 1688г. Касаясь предпосылок революции, следует ознакомиться с текстом «Петиции о праве» 1628 г. Выделяя основные этапы английской революции, студент должен обратить внимание на первые законодательные акты Долгого парламента — «Трехгодичный» акт, акты об уничтожении чрезвычайных судов; ознакомиться с текстом " Великой ремонстрации" 1641 г. и др. и определить историческое значение этих документов. Следует также изучить акты периода ликвидации монархии и провозглашения Англии республикой (об отмене королевского звания, об отмене палаты лордов и объявлении Англии республикой 1649 г. и др.).

При характеристике последнего этапа английской революции, когда была установлена диктатура Кромвеля, следует особое внимание уделить анализу " Орудия управления" 16 декабря 1653 г. — конституции Англии времен протектората. Дальнейшее развитие событий, как известно, привело после смерти Кромвеля к восстановлению на английском престоле сына казненного короля — Карла II.

 

2 вопрос. Полное название Habeas Corpus Amendment Act 1679 г. — " Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями". Этот акт является важнейшим конституционным документом, закрепляющим гарантии неприкосновенности личности. Согласно акту, любое лицо, задержанное и заключенное в тюрьму, имело право лично или через своих представителей обратиться в королевский суд с просьбой выдать приказ " Habeas Corpus" (дословный перевод " привести тело"), в котором предписывалось должностным лицам (шерифу, тюремщику, надзирателю и т.д.) в течение трех дней по предъявлении приказа доставить арестованного или задержанного в суд для проверки оснований его ареста (ст.2). Этот закон, принятый для защиты от произвольных арестов или задержанный, до сих пор рассматривается английскими юристами краеугольным камнем свободы личности в Англии.

При анализе этого акта студенты должны выявить его ограниченный характер. Так, с просьбой о выдаче приказа " Habeas Corpus" не мог обратиться заключенный, если он был задержан по обвинению в государственной измене или тяжком уголовном преступлении (п.2). Возможностью быть отпущенным под залог, размер которого определялся самими судьями, мог воспользоваться только состоятельный человек. Кроме того, действие закона могло быть приостановлено парламентом на определенный срок и в определенных регионах страны.

Важнейшим конституционным документом Англии является " Билль о правах" 1689г. Билль о правах состоит из органически связанных между собой положений, относящихся: а) к перечню злоупотреблений английского короля Якова II, б) тринадцати пунктам, декларирующим права и " вольности" народа и парламента, в) положений о порядке наследования престола, г) запрещающих занимать престол католику. Студент должен главным образом проанализировать пп. 1, 2, 4, 6, 9, 13 этого правового документа, устанавливающие ограничение королевской власти по отношению к парламенту, пп. 5, 7, 8, устанавливающие права подданных и пп. 3, 10, II, 12, направленные на совершенствование судебной системы. Билль о правах был дополнен постановлением палаты общин " О цивильном листе королю" от 20 марта 1689г.

Акт " Об устроении" 1701г. содержал требования, которыми должно обладать лицо, вступающее в обладание английской короной: а) обязательная принадлежность к англиканской церкви, б) запрещение выезжать за пределы страны без согласия парламента.

Помимо этих положений акт закрепил три очень важных конституционных принципа: а) несменяемость судей, б) отрицание права короля на помилование осужденного, если в отношении его было возбуждено преследование в порядке импичмента, в) правило контрассигнатуры.

 

3 вопрос. Процесс формирования конституционной монархии, основы которой были заложены в принятых в результате " Славной революции" актах, носил длительный характер. Помимо указанных выше актов, надо ознакомиться с так называемым " Трехгодичным" актом 1694 г., Актом " О должностях" 1707 г. и др. Уже в первой половине 18 века в Англии устанавливается правило, что правительство формируется партией, получившей большинство мест на выборах в палату общин, а министры ответственны перед парламентом за все правительственные действия. К министрам переходит значительная часть прерогатив короны. Студент должен знать, как сформировался в Англии кабинет министров, как определялось его место по отношению к парламенту, как утверждался принцип " господства парламента" (парламентаризм) в середине XIX в.

Последующий этап конституционного развития Великобритании был связан с формированием двухпартийной системы и борьбой за избирательные реформы 1832 и 1867 гг. Текст этих избирательных законов (Акты о народном представительстве), ограничивающих неимущих в избирательных правах, помещены в соответствующих хрестоматиях, рекомендуемых в качестве источников.

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 2. С.1-43.

 

Литература:

Бромхэд Л. Эволюция британской конституции. — М., 1980.

 

ТЕМА 10. КОНСТИТУЦИЯ США 1787 г. 4 часа.

 

Целью занятия является изучение процесса образования в ходе войны за независимость английских колоний в Северной Америке 1775-1783 гг. независимых американских государств в связи с принятием Декларации независимости 1776г., становления конфедеративного союза бывших английских колоний и его закрепления в Статьях конфедерации 1781 г., а также конституционного оформления в 1787r. американской федерации, рассмотрение ныне действующей Конституции США 1787 г., Билля о правах 1789-1791 гг. и последующих поправок к Конституции.

 

Рассмотрение темы предполагает изучение следующих вопросов:

1.Декларация независимости 1776 г. Возникновение конфедеративного союза американских штатов. Статьи конфедерации 1781 г.

2. Общая характеристика Конституции США 1787 г., ее основные принципы.

3. Государственный строй США по Конституции 1787 г.

4. Билль о правах — первые десять поправок к Конституции.

 

1 вопрос. Ответ на этот вопрос следует начать с анализа исторического развития английских колоний в Северной Америке, их правового статуса и отношений с метрополией. Необходимо проанализировать экономические и политические причины, приведшие к войне за независимость и к провозглашению Декларации независимости в 1776 г. При анализе этого документа студент должен выделять три ее основные части: ее социально-философскую часть, отражавшую естественно-правовую доктрину; перечень злоупотреблений метрополии по отношению к своим североамериканским колониям, а также резолюцию независимости. Среди основных положений Декларации, сформулированных ее автором — Т. Джефферсоном, следует выделять прежде всего принцип народного суверенитета, а также право народа на восстание против тиранического правительства и демократические положения о равенстве, о естественных, неотчуждаемых правах человека: на жизнь, свободу и стремление к счастью.

При рассмотрении созданных по плану Б. Франклина " Статей конфедерации и вечного союза" 1781 г. следует учитывать характер государственного строительства в американских штатах после провозглашения независимости, — в середине 70-х гг. во всех тринадцати штатах уже были приняты конституции, действовали выборные органы власти и пр. Студент должен раскрыть конфедеративный характер связей отдельных штатов по Статьям конфедерации, отразивших наличие уже сложившейся сильной политической организации в штатах, выявить особенность управления конфедерации: слабость центральной власти, узость компетенции конфедеративного Конгресса, несовершенство системы принятия решений Конгрессом и пр.

 

2 вопрос. Ответ на этот вопрос связан с анализом внутриполитической обстановки в США после окончания борьбы за независимость, характеризовавшейся усугублением экономических трудностей и ростом поляризации социально-классовых сил — плантаторов, буржуазии, фермеров, рабочих и пр., стремившихся по-своему воспользоваться результатами победы над бывшей монополией. Студент должен проанализировать причины созыва весной 1787 г. в Филадельфии конституционного конвента, охарактеризовать социально-политическое лицо его участников.

Давая общую характеристику Конституции США 1787 г. студенту следует особое внимание уделить ее структуре и кругу регулируемых вопросов, анализируя основные принципы Конституции — федерализм и разделение властей, необходимо показать их неразрывную связь. Студент должен четко себе представлять содержание обоих принципов и их воплощение в нормах Конституции.

 

3 вопрос. Студент должен назвать основные законодательные, исполнительные и судебные органы США на федеральном уровне и уровне штатов и показать их взаимоотношения в рамках реализации принципа федерализма и разделения властей. Особое внимание при этом следует удалить так называемой " системе сдержек и противовесов как части конституционного механика США. Необходимо указать, каким образом представительство штатов реализуется на федеральном уровне и как разделялись полномочия законодательных и исполнительных органов федерации и отдельных штатов.

 

4 вопрос. Ответ на этот вопрос связан с предшествующим анализом круга регулируемых отношений Конституцией 1787 г. Студент должен указать, почему вопрос о политических правах и свободах американских граждан не был включен в статьи американской Конституции, и какую реакцию это вызвало в демократических кругах американского общества. При анализе статей Билля о правах 1789-1791 годов необходимо показать, какие именно права и свободы нашли свое отражение в этом документе и в какой степени они выражали интересы основной массы граждан США, обратив особое внимание на I, IV и IX поправки. Следует проанализировать и другие поправки к Конституции, связанные с крупными вехами в американской истории — отменой рабства, с предоставлением политических прав женщинам, с ограничением сроков пребывания у власти президента США и др.

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т.2. С. 182-214.

 

Литература:

Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США.- Л., 1982.

Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. — М., 1987.

Борисюк В.И. Джапаридзе Т.З. м др. Политические институты США: история и современность. — М. 1988.

 

ТЕМА 11. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII в. 2 часа.

 

Целью занятия является изучение конституционных документов революции, истории их создания и содержание: Деклараций 1789 и 1793 г. и Конституций 1791 и 1793 гг. Великая Французская буржуазная революция, ее конституционные документы имеют всемирно-историческое значение. ВФР дала гигантский импульс прогрессу человечества, в ходе ее были провозглашены и конституционно закреплены общечеловеческие ценности и идеалы демократии, неотчуждаемые права человека и гражданина. Принципы, провозглашенные в революционных документах, оказали мощное воздействие на развитие буржуазного государства и права, на формирование нового гуманистического образа мышления не только во, Франции, но и в других странах. Эти принципы получили новое звучание в процессе тех радикальных изменений, которые осуществляются в настоящее время в нашем обществе.

Созданный в соответствии с первой Конституцией революционной Франции 1791 г., конституционный механизм основывался на буржуазно-демократических принципах парламентского правления, разделения властей, национального суверенитета.

Сравнительный анализ конституционных документов первого и третьего этапов французской революции дает возможность глубже понять поступательные процессы Великой французской буржуазной революции, в ходе которых происходило столкновение устремлений и требований различных социальных сил: умеренных и радикально-революционных, выявить соотношения таких понятий, как демократия и революционное насилие, нашедшее особенно яркое выражение в революционном терроре якобинцев.

Изучение темы включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

1. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Закрепление в ней демократических прав и свобод, принципов буржуазного государства и права.

2. Конституция 1791 г., история ее создания. Государственный строй Франции по Конституции 1791 г.

3. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. как выражение идеалов и требований якобинцев. Ее отличие от Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

4. Якобинская Конституция 1793 г., ее историческое значение.

 

1 вопрос. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. в четкой обобщенной форме выразила политико-правовые взгляды просветителей, энциклопедистов: Вольтера, Дидро, Руссо, Гольбаха и др. Но особенно большое влияние на ее содержание оказали политические взгляды Ш. Монтескьё, его произведение " О духе законов". Как отразились эти идеи на содержании Декларации, студенту следует уяснить на основе анализа положений Декларации " о естественных, неотчуждаемых правах" /ст.2/, трактовки понятий " свобода" и " закон" /ст.4/, требований уголовно-процессуальных гарантий этих прав /ст. 4, 8, 9 и пр./, разделения властей, неприкосновенности частной собственности /ст.17/. О социально-политическом содержании декларации свидетельствует и то, что она обходит молчанием, например, власть короля, запрещение рабства, свободу ассоциаций и собраний и пр. Глубокому пониманию Декларации поможет знание исторической обстановки, в которой она принималась, знакомство с другими правовыми документами 1-го этапа революции.

 

2 вопрос. Студент должен при изучении второго вопроса выявить характерные черты конституционной монархии, формы правления, которая утвердилась на 1-м этапе Великой Французской буржуазной революции и отразила соотношение социально-классовых сил в этот период. Особое внимание следует уделить вопросу о полномочиях и пределах власти короля и парламента, других органов конституционного механизма, на воплощение в Конституции принципа разделения властей. В контексте исторической обстановки следует уяснить принципы цензового избирательного права, не народного, а национального суверенитета, основанного на теориях " избирательных функций" (ст. 2, разд. 3 Конституции) и " представительного мандата" (разд. 1, гл. 1, разд. 3, ст.1), закрепленных а Конституции.

Для правильного понимания Конституции 1791 г. и ее исторической роли большое значение имеет и анализ того раздела Конституции, который называется " Основные положения, обеспеченные Конституцией".

 

3 вопрос. При анализе Декларации прав человека и гражданина 1793 г. следует уяснить ее радикально-революционное содержание, те принципиальные положения, которые отличали ее от Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 1, 2, 25, 26, 35 и пр.). Вместе с тем необходимо учесть и ограниченный характер тех демократических требований, прав и свобод, которые закреплялись Декларацией 1793 г.

 

4 вопрос. Студент должен рассмотреть те особые черты, которые были свойственны Конституции 1793 г., построенной на принципах всеобщего избирательного права, народного суверенитета, закрепившей республиканскую форму правления. Это нашло особое отражение в ее разделах о " народном представительстве", о " функциях законодательного корпуса", в частности, в положениях о делении правовых актов на законы, утверждаемые первичными собраниями граждан и декреты, принимаемые законодательным корпусом, о компетенции Исполнительного совета и др.

Следует выяснить также, почему эта Конституция не была введена в действие, и какую историческую роль она сыграла.

 

Источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т.2. С. 83-136.

 

Литература:

Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1791 гг. — М„ 1984.

История Франции. Т.2. - М., 1973.

Манфред A.3. Великая Французская буржуазная революция XVIII в. — М., 1956.

Олар А. Политическая история Французской революции. Происхождение к развитие демократия и республики. М.—Л., 1986.

История буржуазного конституционализма. XVII -XVIII вв. М., 1983.

 

ТЕМА 12. КОНСТИТУЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ 1871г. 2 часа.

 

Конституция Германской империи 1871 г. оформила создание единого централизованного государства, включившего в свой состав 22 мелких и крупных немецких монархий и несколько " вольных городов". Она выражала интересы немецкого юнкерства, выступившего в союзе с буржуазией, при гегемонии первого. Характер конституции предопределен и особенностями создания Второго рейха — объединением большинства германских государств вокруг Пруссии " железом и кровью" (по определению Бисмарка).

Целью занятия является выработка навыков анализа буржуазных конституций и изучение весьма специфического основного закона, закрепившего политико-правовые порядки в помещичье-буржуазной Германской империи (1871-1918 гг.).

 

Изучение темы включает рассмотрение следующих вопросов:

1. История создания Германской империи и принятия имперской Конституции 1871 г.

2. Организация государственного единства Германии по Конституции.

3. Форма правления и особенности государственного аппарата по Конституции.

 

1 вопрос. При рассмотрении первого вопроса необходимо учитывать, что создание централизованного германского государства произошло не " снизу", не революционным путем, а " сверху" — в результате присоединения к королевству Пруссия Баварии, Саксонии, Вюртемберга, Бадена, Гессена, Мекленбурга и других немецких княжеств. Это обстоятельство в значительной мере предопределило характер основного закона Германской империи.

Знание истории создания Второго рейха предполагает знание событий, которые происходили в Германии в 40-50-х гг. Необходимо учитывать возможность объединения страны через создание республики в ходе буржуазно-демократической революции 1848 г., а также знать проекты первых имперских конституций, не воплощенных в жизнь из-за поражения революции.

 

2 вопрос. Проблема организации государственного единства Германской империи чрезвычайно сложна. Следует рассмотреть особенности немецкой имперской федерации, основанной на " союзе династий", а также проследить, как эти особенности отражаются в конкретных нормах конституции, — о законодательных и исполнительных полномочиях государств, членов империи и полномочиях имперских органов власти (ст. 2, 4, 19 и др.), о возможности Пруссии блокировать принятие законодательных актов и изменений конституции, которые не соответствовали ее интересам (ст. 6, 78), а также о возможности подавления сепаратизма или неповиновения отдельных земель вооруженным путем (ст.. 19, 68).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал