Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 5. Развитие государства и права стран Востока в Новое и Новейшее время 1 страница
Тема 5.1. Государство и право Японии в Новое и Новейшее время. Конституции Японии 1889 и 1947 гг.
План: 1. Государственный строй до 60-х гг. XIXв. 2. Революция Мэйдзи исин. 3. Буржуазные реформы 60-х - 80-х гг. XIX в. 4. Конституция 1889 г. 5. Япония после Второй мировой войны.
1. До середины XIX в. Япония представляла собой централизованное феодально-абсолютистское государство. Главой государства считался император, но его власть имела лишь номинальное значение. Настоящим военно-феодальным правителем еще с XII в. был сегун (полководец) - высшее должностное лицо, являвшееся главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, сосредоточившее в своих руках исполнительно-распорядительную и законодательную власть, а также фискальные функции. Должность сегуна была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов. Опору сёгуната составило сословие буси - воины-феодалы. Высшим его слоем были личные вассалы сегуна, низшим - мелкое военное дворянство, самураи. Еще в средние века правительством была установлена система четырех сословий со строгой сословной регламентацией: • самураи; • крестьяне; • ремесленники; • торговцы. Феодальная организация землевладения в целом характеризовалась наличием большого количества мелких крестьянских хозяйств, находившихся в собственности крупных феодалов, которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям в виде поборов и повинностей более половины урожая. В стране непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания. Постепенно в деревне складывалась прослойка " новых помещиков", которая формировалась из среды купцов, ростовщиков, деревенской верхушки, частично из самураев. Возникли мануфактуры - хлопчатобумажные, шелкоткацкие. Капиталистическая мануфактура появилась в конце XVIII - в первой половине XIX вв., однако ее развитие тормозили феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка. Под давлением США и европейских государств японское правительство было вынуждено отказаться от политики самоизоляции. В 1853 г. под угрозой применения силы Япония заключила торговый договор с США на их условиях. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась угроза превращения страны в полуколонию. Все это обострило внутренний кризис и привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения. Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи, некоторые князья. Были сформулированы задачи движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.
2. В октябре 1867 г. в Японии началась так называемая революция Мэйдзи исин (обновление Мэйдзи, просвещенного правления). Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложилась в самостоятельную политическую силу, то во главе движения оказались низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства, связанные с императорским двором. Борьба за свержение сёгуната велась под лозунгом восстановления власти императора. Был объявлен сбор военных сил, поддерживающих императора От имени императора в январе 1868 г. руководители движения объявили о свержении правительства сегуна и образовании нового правительства во главе с императором. Сёгун двинул против них верные ему войска, но они потерпели поражение. В мае 1868 г. сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев - сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти. В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития, о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы.
3. В сфере экономических отношений были проведены следующие реформы: - распущены цеховые монополии - упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли; - провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора профессии и места жительства и др.; - введено формальное равенство всех сословий перед законом; - установлено право частной собственности на землю (все владельцы земли становились ее собственниками); - введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати. Закрылись все внутренние таможни. Вводились единые для всей страны единицы измерения. В 1872 г. был принят закон о всеобщем начальном образовании. В политической сфере: • неравноправные международные договоры были аннулированы; • армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот - по английскому, была введена всеобщая воинская повинность; самураи сохранили привилегированное право на занятие офицерских должностей. В сфере государственного управления: • ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры; • вместо прежних четырех учреждены три сословия, в состав которых вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; сословие простого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия. Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное деление по губерниям.
4. В 1889 г. была опубликована конституция, составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией. Император как глава государства наделялся исключительно широкими правами - объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления определять структуру министерств, назначать, увольнять, определять оклады всех должностных лиц. Император назначал главу исполнительной власти - министра-президента, а по его представлению - остальных министров. Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Император созывал и закрывал парламент, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату - палату депутатов. Законы принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. Парламент состоял из двух палат: • палаты пэров, в которую входили члены императорской фамилии, титулованная знать, а также лица, назначенные императором; • палаты депутатов, которую составляли лица, победившие на выборах. Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д. Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие 25 лет.
5. Решающее влияние на государственно-правовое развитие Японии после второй мировой войны оказали ее поражение и капитуляция. В 1945 г. американские войска практически единолично оккупировали Японию от имени союзных держав-победительниц. Оккупационный режим осуществлялся американской военной администрацией, возглавляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Японские правительственные органы были обязаны проводить в жизнь директивы и указания оккупационных властей. В целях ликвидации опасности возрождения японского милитаризма были проведены следующие реформы: - демобилизована японская армия; - упразднены все органы военно-террористического подавления, распущены милитаристские общественные организации; - отменены нормативные акты, фиксировавшие военно-полицейский режим; - произведена чистка государственного аппарата от военных преступников и наиболее милитаристски настроенных чиновников. В пакет реформ входили также демократизация системы образования и децентрализация полицейской системы, предусматривавшая подчинение полиции местным властям и упразднение центрального аппарата. В области социально-экономических отношений были проведены следующие важные преобразования: - аграрная реформа 1946 - 1949 гг., в основном ликвидировавшая крупное помещичье землевладение. Отныне максимальная площадь обрабатываемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 3 те (9 га). Остальную землю покупало государство и продавало ее крестьянам, в первую очередь крестьянам-арендаторам; - декартелизация в промышленности и банковском деле, на некоторое время ограничившая влияние крупнейших монополистических концернов. В результате разукрупнения монополий появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных предприятий. Основы трудового и социального законодательства были демократизированы: трудящиеся получили права на: • создание профсоюзов; • заключение коллективных договоров; • проведение забастовок; • социальное страхование; • 8-часовой рабочий день и т. д.
В октябре 1946 г. была принята парламентом и 3 мая 1947 года вступила в силу новая Конституция, утвердившая либерально-демократические преобразования в области государственного строя. По сравнению с действовавшей до нее Конституцией 1889 г. она означала весьма важный шаг. Проект конституции разрабатывался американской администрацией в Японии. В девятой статье декларировался отказ Японии от применения вооруженной силы как средства разрешения международных конфликтов и от создания с этой целью армии.
В соответствии с действующей Конституцией Япония - либерально-демократическая парламентарная монархия. Наследственный император Японии является " символом государства и единства народа". По представлению парламента он назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда. По совету и с одобрения кабинета осуществляет: официальное опубликование поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и др. Согласно конституции все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них ответственность.
Высший орган законодательной власти - парламент, состоящий из двух палат: • палаты представителей - избирается на 4 года; • палаты советников - избирается на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года. Проект закона обсуждается в палатах и становится законом после его принятия обеими палатами. Принятый палатой представителей законопроект, по которому палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного принятия палатой представителей большинством в 2/3 голосов присутствовавших депутатов. Каждая палата имеет право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов. Премьер-министр и министры должны присутствовать на заседаниях парламента, если это необходимо для дачи ими ответов и разъяснений. Согласно Конституции парламент обладает всей полнотой законодательной власти, имеет исключительное право распоряжаться финансами и контролирует деятельность правительства. Избирательное право имеют все граждане, достигшие 20 лет (в отличие от предыдущей конституции, когда женщины не имели избирательного права, а возрастной ценз был выше на 5 лет). Высший орган исполнительной власти - правительство (кабинет министров), который должен ее осуществлять в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Состав его формируется премьер-министром. Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов, а затем назначается императором. Судебную систему Японии возглавляет Верховный суд, состоящий из главного судьи и 14 судей. Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Этот суд как высшая инстанция выполняет также функции конституционного. В судебную систему входят также апелляционные суды, основные местные суды и дисциплинарные (первичные) суды. Судьи этих судов назначаются кабинетом министров по представлению Верховного суда.
Тема 5.2. Китай в Новое и Новейшее время.
План: 1. Цинская империя в XVII - XVIII вв. 2. Тайпинское восстание.
1. В 1644 г. в Китае пришла к власти маньчжурская династия Цин. При Цинской династии, опиравшейся на крупных маньчжурских и китайских феодалов, была создана деспотическая монархия с сильной армией и хорошо налаженным разветвленным бюрократическим государственным аппаратом. Китайский император сосредоточил в своих руках верховную законодательную, судебную и административную власть, а также обладал исключительным правом принесения жертв и молений " Верховному Небу". Он был неограниченным монархом, замещавшим трон наследственно и по принципу первородства, но мог перед кончиной избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови. Высшими государственными органами империи Цинов являлись Императорский секретариат и Военный совет. Высшая исполнительная власть осуществлялась, как и ранее, через шесть ведомств (приказов): чинов, налогов (финансовое), церемоний (обрядов), военное, уголовных наказаний, общественных работ. Управление на местах в Китае времен Цинской династии характеризовалось наличием сильной власти. Территория страны делилась на провинции, а последние, в свою очередь, подразделялись на области, округа и уезды. Каждую провинцию возглавляли два губернатора, военный и гражданский, подчинявшиеся наместнику. Областями, округами и уездами управляли начальники при помощи чиновников и старост. Судебная власть на всех уровнях была соединена с административной.
Цинская династия проводила политику изоляции страны от внешнего мира, но с конца XVIII в. капиталистические государства Европы усилили давление на Китай, стремясь " открыть" его любой ценой. Великобритания в первую очередь предприняла попытки получить новые рынки сбыта и источники сырья. С 1839 г. англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало " опиумным войнам" (эти войны длились с 1840 по 1842 гг.). Государственный бюрократический аппарат Цинской империи был сильно ослаблен вследствие коррупции и взяточничества; армия, оснащенная устаревшим оружием и имевшая плохую подготовку и выучку, не была в состоянии эффективно оборонять разросшуюся вследствие завоевательных войн империю, не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии. В августе 1842 г. в Нанкине Китаем был подписан неравноправный договор с Англией, а в 1844 г. аналогичные договоры с Китаем были заключены США и Францией. По этим договорам цинское правительство обязалось открыть для английской торговли пять портов, уплатить огромную контрибуцию, установить льготные таможенные тарифы, а также предоставить иностранцам ряд привилегий: - право экстерриториальности; - право на концессии; - принцип наибольшего благоприятствования. Поражение Китая ознаменовало начало его превращения в полуколониальную страну. Иностранные товары подрывали ремесленное производство, увеличивалось налоговое бремя, вводились всевозможные произвольные поборы. Одним из следствий " опиумной войны" стало Тайпинское восстание, которое в 1850 г. подняла религиозная секта тайпинов (легальная христианская организация). В ходе восстания была создана дисциплинированная повстанческая армия и провозглашено создание " Небесного государства великого благоденствия". После ряда крупных военных успехов тайпины в марте 1853 г. захватили Нанкин, который переименовали в Небесную столицу. В Нанкине руководители восстания опубликовали " Земельную систему Небесной династии", представлявшую собой программный документ преобразования китайского общества и государства. Он был основан на идеях " крестьянского коммунизма", на началах уравнительности всех членов общества и предусматривал распределение земли на уравнительных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, предоставление равноправия женщинам, государственное содержание нетрудоспособных, меры борьбы с коррупцией и др. Земля и основные средства производства были национализированы, иметь крупные денежные суммы или иную крупную собственность было запрещено. На практике социально-экономическая политика тайпинов свелась к уменьшению арендной платы за землю с крестьян и переложению значительной части налогового бремени на помещиков и богачей. Еще в 1856 г. среди руководящей верхушки тайпинов началась распря, в 1857 г. часть повстанцев ушла в юго-западные провинции. Затем (с 1862 г.) в гражданской войне приняли активное участие англо-французские интервенты на стороне цинского правительства, и в июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин была взята цинскими войсками. С захватом столицы и гибелью главных руководителей перестало существовать и тайпинское государство.
2. Тайпинское восстание и " опиумные войны" потрясли Цинский Китай и подтолкнули правящие круги к признанию необходимости реформ. В структуре государственных органов были произведены некоторые преобразования: - учреждена Главная канцелярия по иностранным делам; - отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского), и местная власть сосредоточилась в руках наместников; - в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка. В 1860-х - начале 1880-х гг. император проводил политику " самоусиления", основное назначение которой сводилось к укреплению существовавшего режима. Сторонники этой политики выступали за более тесное сотрудничество с иностранными державами, заимствование иностранного опыта в модернизации вооруженных сил, создание своей военной промышленности, что привело к широкому проникновению в Китай иностранных держав. Используя права и привилегии, иностранцы стали пытаться усилить свое политическое влияние. В результате в 60-е - 90-е гг. XIX в. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших в антиправительственные. В это же время стали создаваться первые китайские капиталистические предприятия. Вначале это были казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строились провинциальными властями за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринимательство. Ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики. Капиталистический уклад в Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капитала Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и действия западных стран активизировали деятельность патриотических сил. Буржуазно-помещичья партия реформ, руководимая Кан Ювэем и представлявшая интересы национальной буржуазии, выступила за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти. В июне 1898 г. она добилась того, что император Гуансюй (Цзай Тянь) издал указ " Об установлении основной линии государственной политики", а затем привлек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии радикальных указов, посвященных вопросам экономики, просвещения, деятельности государственного аппарата. Этот период 1898 г. вошел в историю Китая под названием " Сто дней реформ". Реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистического развития Китая, однако издавались в большой спешке, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и по существу остались на бумаге. В сентябре того же года вдовствующая императрица Цыси (Ехонала) произвела дворцовый переворот. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия. Реакционная политика Цинской династии вызывала возмущение китайского народа. В 1905 - 1908 гг. по стране прокатилась волна народных восстаний. В 1910 г. численность крестьянских восстаний превысила их количество в предшествующие годы. В октябре 1911 г. восстание войск в городе Учан завершилось победой. Началась Синьхайская революция, приведшая к свержению монархии и провозглашению Китайской республики. В феврале 1912 г. династия Цин отреклась от престола, а затем Нанкинское собрание делегатов избрало временным президентом Китайской республики Юань Шикая, который в августе 1913 г. установил в стране свою военную диктатуру.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. СУДЕБНИК ЦАРЯ ХАМУРАППИ - 4 часа.
Цель занятия — изучение на семинарском занятии памятников истории права древневосточных цивилизаций Междуречья — Судебника царя Хаммурапи (Вавилон XVIII в. до н.э.) и позволяет познакомиться с правовым положением отдельных групп населения, рассмотреть особенности государственного строя стран Древней Месопотамии, источники и основные институты права этих государств.
Вопросы: 1. Источники права стран Древнего Междуречья. Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи. 2. Социальная структура и правовое положение основе групп населения Древнего Вавилона. 3. Собственность и обязательства по Судебнику Хаммурапи. 4. Брак и семья в Древнем Вавилоне. 5. Преступления и наказания.
1 вопрос. При ответе на этот вопрос студент должен установить типологическое сходство и преемственность источников права Древнего Междуречья, и, в частности, Судебника Хаммурапи (СХ). В общих и особенных чертах этих источников воплотились наиболее существенные элементы права Древнего Востока. СХ представляет, главным образом, запись норм обычного права, установления судебной практики, царских узаконений. Студенту следует выявить, особенности системы изложения правовых норм в памятниках права Древнего Вавилона, внутреннюю логику, на которой строилось их изложение. Следует обратить внимание и на другие особенности СХ: казуистичность норм, формализм, связь с религией, моралью и ритуалом, с символической процедурой и др.
2 вопрос. В силу многоукладного характера экономики стран древнего Востока, наличия относительно обособленных производственных комплексов (царского, храмового, общинного хозяйства), тесных контактов многочисленных культурно-этнических общностей и ряда других факторов, СХ отразил сложность и своеобразие социальной структуры древневосточных обществ. При ответе на этот вопрос студент должен рассмотреть правовое положение различных групп свободного и зависимого населения. Анализируя нормы СХ, следует выявить правовые различия в положении свободных: авилумов и мушкенумов, в правовом статусе купцов (тамкаров), их агентов (шамаллуму), арендаторов, наемных работников, жрецов, воинов и др., особо подчеркнуть различия в нормах права, касающихся свободных и рабов, а также закабаленных должников и др. На основе анализа правовых материалов необходимо обратить особое внимание на правовое и социальное положение рабов по СХ (напр., СТ.15-18, 129 СХ и др.).
3 вопрос. При рассмотрении данного вопроса студенты должны иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах Древнего Востока выступала земля, являвшаяся главным средством производства. Это нашло свое отражение в СХ. При ответе на этот вопрос студент должен выявить характерные особенности экономического строя Древнего Вавилона, наличие здесь государственной собственности на землю. СХ регулирует главным образом те отношения, которые связаны с царско-храмовым хозяйством, не рассматривая внутриобщинные поземельные отношения, хотя кроме царя право владения на землю в Вавилоне имели храмы, общины в целом (ст.9, 25, 53), общинники-землевладельцы (ст39, 60, 65 и др.), что и следует показать на основе анализа соответствующих норм права, подчеркнув при этом весьма специфический характер землепользования воинов (ст. 26, 27, 29 и др.). Следует подчеркнуть, что как право владения свободного общинника на землю в Вавилоне, были весьма широкими, близкими к правам собственника. Студенту необходимо рассмотреть вопрос о том, как защищались правом эти различные формы земельной собственности и землевладения с конкретными ссылками на СХ. Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, гарантии выполнения и т.д. Студент должен уметь объяснить, каким образом эти общие условия преломлялись в конкретных видах обязательств — в договоре займа (ст.48-51, 113-119 СХ; и др.), в договоре личного и имущественного найма (аренды), договоре поручения, хранения, товарищества и т.д. Необходимо обратить внимание на особу регулирующую роль древневавилонского государства в обязательственных отношениях, проявлявшуюся в твердой фиксации ставок вознаграждения за труд врача, оплаты найма ремесленника, скота, установление твердых процентных ставок ростовщикам и др. На этих примерах студент должен обосновывать степень развития товарно-денежных отношений в древневавилонском обществе.
4 вопрос. Студенту необходимо на основании конкретных норм выделить основные черты брака и семьи в странах Древнего Междуречья: их патриархальный характер, что проявлялось, например, в ярко выраженном неравенстве членов семьи, в приниженном положении женщины и детей, в тесном переплетении семейных отношений с рабовладельческими (ст. 146, 171 СХ). Сословный характер брака наиболее ярко воплотился в нормах ЗМ (гл. III). Следует остановить свое внимание и на весьма характерных для СХ нормах права о брачном договоре, о последствиях его невыполнения, об условиях действительности браков (ст. 154, 155, 157, 158), об основаниях развода. С нормами семейного права непосредственно связаны нормы, регулирующие наследственные отношения. Уже в СХ отражено возникновение института наследования по завещанию (ст. 150 и др.).
5 вопрос. Общее понятие преступления лишь начало складываться ко времени появления СХ и трактовалось как общественно опасное деяние, направленное против государства, царя (ст. 275, 280, 289), храмов, религии, либо против личности, собственности, семьи и т.д. В СХ отражены некоторые общие принципы уголовного права, такие, как формы вины (ст.206, 207), соучастие (п.16, 109), обстоятельства, усугубляющие ответственность (ст.25). Студент должен на основе анализа отдельных норм права выявить характер наказания по СХ, зависимость тяжести наказания от сословной принадлежности преступника и потерпевшего и тяжести преступления.
Источники: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. в 2 т.- М.: Норма, 2007. Т. 1. С.12-56. Литература: История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шага рабовладельческой цивилизации. Ч.1 Месопотамия. —М., 1983. История древнего мира. Ранняя древность.// Ред. И.М. Дьяконов и др.-М.. 1989. История Востока. Т.1. Восток в древности.// Отв. ред. В.А. Якобсон.- М., 1997. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н.э. (626-331г.). М., 1974 Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1979.
ТЕМА 2. ЗАКАНЫ МАНУ И АРТХАШАСТРА - 4 часа.
Цель занятия — изучение уникальных памятников истории права древнеиндийской цивилизации — Законов Ману (Индия II в. до н.э. - II в.н.э.) и Артхашастры. Это позволяет познакомиться с правовым положением отдельных групп населения Древней Индии, рассмотреть особенности государственного строя, источники и основные институты права. Вопросы: 1. Происхождение и эволюция источников права стран Древней Индии, их своеобразие. Общая характеристика Законов Ману и Артхашастры. 2. Социальная структура и правовое положение основе групп населения Древней Индии. Особенности варно-кастового деления древнеиндийского общества.
|