Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 4. Развитие государства и права стран Европы и Америки в Новейшее время.
Тема 4.1 Государство и право Франции в Новейшее время. Государственное развитие Французской республики
План: 1.Четвертая республика во Франции 2.Пятая республика во Франции
1. Падение Третьей республики стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г. После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной, не оккупированной, зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна, получившего название " правительства Виши". Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки государственности.
С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет " Свободная Франция", имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции. Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена. Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции. Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен. Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительного собрания. После утверждения на референдуме этот проект конституции стал Основным законом Франции.
В преамбуле новой Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались: - равные права всех граждан вне зависимости от пола; - право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; - обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; - право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров; - социальная помощь детям, матерям, инвалидам; - обязательство республики не вести завоевательных войн. Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: • Национального собрания, которое избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров; • Совета республики, который избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет республики должен был представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение. Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на 7 лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов. Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого осуществляется соответствующий нормативный акт. Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с председателем. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров. Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем государственным аппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами.
2.Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой. К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансовые трудности, вызванные военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщичества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве. В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной. Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он: - назначает и смещает премьер-министра и членов правительства; - председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры; - имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности. В законодательной сфере он имеет право: - подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; - оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет; - передавать законопроекты на референдум, минуя парламент; - обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; - принимать ордонансы, имеющие силу закона. Ему отводится роль " высшего арбитра", призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Президент не несет политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение.
Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правительству - Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари. Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в государстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.
Высший орган законодательной власти Франции - парламент, состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Сенат - косвенным голосованием.
Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами правительства.
Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.
В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т. д. Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, избираемый населением. В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого избирается мэр.
Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов. Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые " советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.
Тема 4.2 Государство и право Германии в новейшее время. Веймарская конституция
План: 1. Падение Германской империи. 2.Учредительное собрание. 3. Конституция 1919 г. 4. Гитлеровская Германия.
1.В результате неудач на фронтах первой мировой войны весной и осенью 1918 г. в Германии создалась революционная ситуация. Под влиянием падения монархии в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 года революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм отрекся от престола и бежал в Голландию. В создавшейся обстановке имперское правительство передало власть социал-демократам.
2. На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические - 13, 5 млн. Собрание было созвано в городе Веймаре - небольшом культурном центре Германии. В знак доверия социал-демократам Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, члена правления Социал-демократической партии с 1905 г. Коалиция трех партий - Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и большинством голосов приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской.
3. Веймарская конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом Германской империи объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест. Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Рейхстаг избирался населением по системе пропорционального представительства; его права существенно ограничивались за счет широких полномочий правительства и президента, имевшего право роспуска рейхстага и назначения новых выборов. Особенное внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избирался всеобщим голосованием. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности также находились в компетенции президента. Назначение правительства - его главы и всех министров - также находилось в компетенции президента. Правительство оставалось ответственным перед рейхстагом. Федеративность Германии носила специфический характер. Все важные вопросы - внешние сношения, армия и флот, монетное дело и таможни, связь, транспорт, гражданское и эмиграция и т. д. - находились в ведении империи. Но каждая из земель имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - ландтаг и собственное правительство. В таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейхстагом, при том, однако, что право империи имело решающий перевес над правом земель. Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассоциаций и т. д.
4. Фашизм в Германии появился после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений. В 1921 г. складываются организационные основы фашистской партии -Национал-социалистической рабочей партии, - основанные на принципе неограниченной власти вождя (фюрера). Главной целью создания партии становятся распространение фашистской идеологии, подготовка специального террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил и, в конечном счете, захват власти. В 1923 г. фашисты предпринимают прямую попытку захватить государственную власть. Провал путча заставляет фашистских лидеров изменить тактику борьбы за власть. С 1925 г. начинается " битва за рейхстаг" путем создания широкой социальной базы фашистской партии. Программа партии была рассчитана на привлечение недовольных - рабочим обещали ликвидацию безработицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, мелким лавочникам - ликвидацию крупных магазинов и т. д. Уже в 1928 г. эта тактика дала свои первые плоды - фашисты получили 12 мест в рейхстаге; в 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получила больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге. 30 января 1933 года Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии. С этого времени рейхстаг сохранялся лишь формально.
Германский фашизм в первые же месяцы гитлеровского правления ликвидировал буржуазно-демократические свободы. С этой целью были изданы чрезвычайные декреты: - отменялись свобода личности, слова, печати, собраний; - полиция наделялась неограниченными правами; - запрещались партии - в первую очередь коммунистическая, а затем все остальные партии, не исключая и буржуазные. Право на существование и господство получила лишь одна национал-социалистическая партия - воцарилась однопартийная правительственная система. Партия имела военизированную структуру. Члены партии были обязаны безусловно подчиняться приказам и указаниям фюрера. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды, эсэсовские охранные отряды, воинские части, укомплектованные сторонниками Гитлера. Решения съездов партии с момента их принятия получали силу закона. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически решали все существенные вопросы правления. Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в руках фюрера. Местное самоуправление и традиционное деление государства на земли в интересах централизации управления были ликвидированы. Областями управляли чиновники, назначаемые из Берлина центральным правительством.
Придя к власти, германские фашисты выдвинули расовую теорию, которая провозглашала немцев господствующей над миром нацией. Эта теория послужила идеологическим основанием " большой войны", в которой " великая Германия" завоюет себе " достойное жизненное пространство". В одностороннем порядке Германия аннулировала Версальский мирный договор 1919 г. и начала подготовку к мировой войне. 1 сентября 1939 года Германия обрушилась на Польшу и, оккупировав ее территорию, в десять дней уничтожила ее как военную державу. Затем Германия нанесла поражение Франции и ряду других стран Европы. В 1941 г. немецко-фашистские войска вторглись на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа, в ходе которой агрессору было нанесено сокрушительное поражение. В 1945 г. СССР вместе с союзными державами - США, Великобританией и Францией - завершил военный разгром фашистской Германии.
Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав территорию Германии, союзники - СССР, США, Великобритания - выработали политику в отношении Германии. 5 июня 1945 года было принято решение образовать Союзный контрольный совет, призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии. Летом 1945 г. в Потсдаме состоялась конференция глав правительств: СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля К. Эттли). Союзники согласились установить в Германии временный оккупационный режим и принять ряд мер, направленных на ликвидацию опасности фашистского милитаризма: • распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать генеральный штаб германской армии; • арестовать и предать суду военных преступников; • произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников; • ликвидировать военно-промышленный потенциал Германии; • восстановить действие демократических институтов - местное самоуправление, свободы собраний, слова, печати. Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В декабре 1946 г. было создано сепаратное управление сначала двумя западными зонами, американской и английской, а затем и всеми тремя. Следствием этого стало разделение Германии и возникновение двух германских государств: Федеративной Республики Германии (на западе) и Германской Демократической Республики (на востоке).
Тема 4.3 Конституционное развитие США в ХХ в.
План: 1. " Новый курс" Франклина Рузвельта
1. За годы первой мировой войны экономический потенциал Соединенных Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли. Однако экономический кризис, разразившийся в 1929 - 1933 гг., охватил все основные капиталистические страны. США оказались в его эпицентре и в полной мере ощутили его последствия: • сокращение объема производства - промышленное производство в США Понизилось до 56%; • расстройство финансовой системы - национальный доход сократился на 48%; • разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - обанкротилось 40% банков; • массовая безработица - потеряли работу около 17 млн. человек. При отсутствии в США государственной системы социальной защиты жертв экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренных изменений старого уклада жизни. Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот период у власти, предприняло ряд мер, направленных на поддержку монополий, что не дало положительных результатов. К 1932 г. очевидное банкротство внутренней политики этого правительства привело к победе на очередных президентских выборах Франклина Делано Рузвельта - кандидата от Демократической партии. Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей название " Новый курс". В 1933 - 1938 гг. в рамках этой программы был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений: • Закон о банковской деятельности; • Закон об обращении ценных бумаг; • Закон о восстановлении промышленности; • Закон о регулировании сельского хозяйства; • Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера); • Закон о социальном страховании и помощи безработным; • Закон о справедливом найме рабочей силы.
Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об обращении ценных бумаг преследовало цель сохранения и укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя. Для восстановления банковско-финансовой системы были приняты следующие меры: • запрещен вывоз золота за границу; • проведена девальвация доллара; • укрупнена банковская система; • крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. В 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности. На его основании в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений. Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц. Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятельности компаний и пр.
Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промышленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась нормативными актами - кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышленности.
Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров. Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.
В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ.
В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впервые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном страховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году. В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливавший максимум продолжительности рабочего времени для некоторых категорий трудящихся и минимум зарплаты.
|