Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семиотические концепции культуры






 

Ключевые слова: знак, язык, значение, коммуникация (межкультурная коммуникация), культурный текст, языки культуры, культурный код.

 

Семиотика – наука, изучающая природу знака и знаковых систем как коммуникативных систем. Сам термин «семиотика» (от греческого sema - знак, признак) в указанном выше значении как учения о знаках использовал еще в XYII в. английский философ Дж. Локк. В современной науке кроме термина семиотика употребляется и лексема «семиология» (Ф.де Соссюр, Р.Барт). Основоположником семиотики считают американского ученого логика Ч. Пирса.

Первоначально, на рубеже XIX - XX вв. эта наука развивалась в русле лингвистики, по этой причине в семиотике много лингвистических терминов. Так же развитие семиотики связано с использованием методологии логики, математики, философии, кибернетики.

Основными понятиями являются знак, знаковая ситуация, язык, коммуникация, код, значение (смысл), текст.

Приведем несколько определений понятия «знак», использовав принцип «от простого к сложному».

Первое (простое) определение: знак есть нечто, указывающее на нечто другое.

Красный цвет светофора на дороге указывает либо на запрет проезда автомобилистам, либо на запрет прохода пешеходам. Таким образом, сам по себе красный цвет не обладает запретительным значением. К примеру, ношение одежды красного цвета или красный флаг ничего не запрещают. Именно в знаковой ситуации на дороге у красного цвета возникает иное значение, которого обычно этот цвет не имеет.

Понятно, что все знаки обязательно передают некое сообщение, некую информацию, которая должна быть считана, «раскодирована» тем, кому она адресована. Следовательно, важнейшими вопросами в семиотике являются проблема кода, передачи информации (иначе коммуникации) и интерпретации передаваемых сообщений.

Второе (более сложное) определение: знак есть материальный чувственно воспринимаемый объект (явление), выступающий как заместитель другого объекта (явления) и используемый для передачи информации о нем [2.Т.1. С.97].

Выделим важнейшие признаки знака.

1.Знак всегда имеет значение.

2.Знак информирует не о себе, т. е. выполняет функцию замещения или репрезентации.

3.Знак используется для хранения и передачи информации.

4.Знак функционирует только в знаковой ситуации, т. е. при наличии воспринимающего этот знак человека.

Возможность стать (быть) знаком заложена в любом предмете, явлении, действии. Именно в этом случае мы и используем выражение «знаковая ситуация».

Таким образом, семиотика изучает не какой-то особый род объектов, а обычные объекты, которые при определенных условиях становятся знаками. Заметим, что есть объекты (предметы, явления, действия), обладающие повышенной способностью быть знаками, иногда говорят, что они обладают повышенной семиотичностью.

Примером такого рода объектов может служить ритуал, парад, любая церемония, где каждое действие является знаком, который нужно расшифровать. Таким же высоко семиотизированным действием является обмен подарками (дарообмен). Подарки (дары) как вещи имеют «непрямое» значение, то есть это знаки, указывающее на особое расположение, симпатию к одариваемому. (Цветы как знак особого отношения мужчины к женщине и т.д.).

И в тоже время, есть объекты, которые семиотизируются с трудом, например, ситуации и предметы обыденной, повседневной жизни. Предметы домашнего обихода обычно знаками не являются, хотя и здесь необходимо оговориться, до тех пор, пока речь не идет о так называемой престижной форме потребления, когда вещь, предмет становится знаком социального престижа: дорогие часы, особые марки машин, мобильных телефонов, престижные места отдыха.

Рассмотрим более подробно вопрос о форме и структуре знаков.

Знак имеет 2 уровневую структуру: означаемое (то, на что знак указывает) и означающее (с помощью чего указывают).

К примеру, народный, этнографический костюм всегда был знаковым.

Его означаемое: он указывал на пол (женский или мужской), на возраст (детский или взрослый), на социальный статус (девичий – свадебный - замужней женщины).

Означающее народного костюма - сам костюм, его вещное, предметное содержание- цвет, форма, украшения. Означающее знака, помимо «вещной» может иметь и графическую форму (геометрические знаки, математические символы) и акустическую форму (звуки).

Рассмотрим одну из существующих классификаций знаков (ее автором является Ч. Пирс, основоположник семиотики).

1. Знак - признак (используют также и другие названия «знак-индекс», «знак-симптом»).

Это знак, несущий информацию о явлениях, объектах, которым он постоянно сопутствует. Чайка - признак моря, дым - признак огня. Знаками - признаками считают приметы погоды, медицинские симптомы. К ним же относят эмоциональные проявления (смех, слезы), жесты и мимику.

Основное свойство этого вида знаков: относится к обозначаемому им явлению или объекту как часть к целому, поэтому и используются выражения – признак, симптом, индекс.

2. Знак - икон (иначе «знак-изображение»)

Этот знак всегда является изображением, рисунком, картинкой. Его основное свойство состоит в том, что он схож с тем, что обозначает. Это сходство с оригиналом может быть большим или меньшим, но знак-икон всегда создает образ оригинала. Особую роль этот вид знаков играет в искусстве, в частности, в живописи. Рассматривая картину или фотографию, мы видим знаки-изображения, которые достаточно полно передают сходство с оригиналом. Аналогичный процесс происходит при просмотре нами кинофильма или телепередачи.

3. Знак-символ (иначе «конвенциональные знаки»).

Можно утверждать, что это самый сложный вид знаков. Их основное свойство – условность по отношению к обозначаемому объекту или явлению.

Само слово «конвенциональность» происходит от латинского conventio – условие, договор. Эти знаки могут быть и вещественными (предметными) и изображаемыми (графическими или живописными), но они будут иметь значение потому, что люди условились считать их знаком чего-либо. Чаще всего через знаки-символы транслируется какая-либо идея, понятие, представление.

Например, в античности знаком-символом общего дела двух людей служила разрубленная монета или другой сломанный предмет (тессура). То же значение имеет и обычай разбивать посуду на могилах умерших, известный многим народам мира. На Кавказе невеста наступала на тарелку в доме жениха - считалось, сколько осколков, столько и детей будет в семье [3. С.10].

В случаях, когда знак-символ имеет общекультурный характер (к примеру, христианский крест), он легко декодируется, понимается. Если же символ не общепринят, как это зачастую происходит в молодежных субкультурах, то тогда необходимо предварительно узнать его значение. Таким образом, из всех видов знаков затруднительна «расшифровка» и понимание именно знаков-символов.

К конвенциональным знакам (знакам-символам) относится и естественный язык (речь человека). Естественным он назван для различения с искусственными языками, к которым относят, например, математические языки программирования.

В культурологии существуют различные ракурсы анализа культурных феноменов. Рассмотрение культуры как знаковой системы приводит к возникновению направления, которое получило название семиотики культуры. Одним из первых семиотические методы к изучению культуры стал применять французский ученый К. Леви-Стросс. В отечественной науке это направление активно развивалось тартуско-московской школой (Ю.М.Лотман, В.В. Иванов, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и д.р.).

Основными понятиями семиотики культуры являются язык культуры, культурный текст, культурный код, семиосфера, межкультурная коммуникация.

С точки зрения семиотики культура определяется как совокупность культурных языков, порождающих культурные тексты, которые несут информацию и обладают смыслом., т.е. культура – это своеобразный интеллект человечества.

Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее знаковые системы, уметь устанавливать их значение и расшифровывать культурные тексты.

Под «культурным текстом» понимается не только письменное сообщение, но любой объект, который является носителем информации. Так культурным текстом можно назвать театральный спектакль, герб города, модную одежду, религиозный культ и т.д.

В повседневной жизни мы чаще всего замечаем, что информация передается посредством слов (речи, письма) или, как говорят семиотики, посредством естественного языка. Ввиду особого значения языка в жизни человека, он может быть назван «первичной моделирующей системой». Ребенок овладевает языком раньше других знаковых систем.

Но над естественным языком в течение жизни «надстраивается» множество других знаковых систем, которые принято называть языками культуры, и без которых невозможна адекватная коммуникация людей между собой. К языкам культуры (знаковым системам) относят:

невербальный язык (жесты, мимика, язык телодвижений);

языки науки (математики, химии и пр.);

языки искусства (живопись, музыка, танец, язык кино, анимации);

языки, моделирующие поведение человека (язык ритуала, этикетной ситуации, церемонии, светской вечеринки, имиджа);

языки различных культурных форм (язык мифа, религии, политики, рекламы, Интернета).

Из перечисленного очевидно, что языки культуры обладают способностью постоянно наращивать свой потенциал, становясь все более разнообразными и повышая свою информативность.

С помощью языков культуры человек упорядочивает окружающий его мир, понимает и наполняет его смыслами. По этой причине языки культуры выполняют «моделирующую» мир функцию и называются «вторичными моделирующими системами».

Разнообразие языков культуры создает знаковое пространство культуры, которое было названо «семиосферой» (Ю.М.Лотман), по аналогии с биосферой.

Для полноценной ориентации в знаковом мире культуры человек должен знать культурный код. Нередко возникает ситуация, когда культурный текст сохранен (напомним еще раз, что под культурным текстом понимается любой культурный объект, несущий информацию и некий смысл), а культурный код неизвестен. В этом случае становится невозможной ни коммуникация (то есть передача информации), ни понимание (то есть интерпретация).

Существенно упростив существо вопроса, условимся под культурным кодом понимать правила, по которым происходит считывание смысла. Культурный код во многом схож с дешифровальным ключом, который и открывает смысл. Чтобы понять православную икону или «считать» смысл существования христианского храма как культурного текста необходимо знать культурный код христианского мировоззрения. Недостаточно знать, что в православных иконах использовался принцип обратной перспективы, необходимо знать какая идея находила выражение таким способом. В христианском храме знаковы (семиотичны) не только предметы (церковная утварь), но и пространство, цвет, форма постройки. Примечательна знаковость «дома». Дом - это всегда внутреннее, освоенное пространство, противостоящее внешнему, неосвоенному пространству, поэтому дом должен быть защищен оберегами. Обереги выступают знаками защиты.

Таким образом, человек погружен в пространство семиосферы и от него требуется быть «полиглотом» для осуществления как повседневных, так и профессиональных взаимодействий и любого рода коммуникаций. Ситуация еще более усложняется, если речь идет о межкультурных коммуникациях, т. е. о понимании другой (чужой) культуры. Оказывается, недостаточно знать только язык (английский, китайский, японский) для осуществления взаимодействия. Необходимо владеть знаниями о «вторичных моделирующих системах»: языке религии, этикета, стереотипах, государственной символике, специфике жестов, мимики, телодвижений и др.

 

Суммируем изложенное в кратких выводах.

1. Семиотика – наука, изучающая природу знака и знаковых систем как коммуникативных систем.

2. Определение знака: знак есть нечто, указывающее на нечто другое.

3. Возможность стать (быть) знаком заложена в любом объекте (явлении), если ему присущи признаки знаковости.

4. Культура с позиций семиотики это - совокупность культурных языков, порождающих культурные тексты и обладающих смыслом.

5. В культуре выделяют первичные моделирующие системы (язык) и вторичные моделирующие системы (языки культуры).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал