Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифы и особенности мифологического мировосприятия






 

Все архаические представления нашли свое отражение в мифах, они были первыми законченными творениями культуры.

Архаическая, или, точнее, мифологическая картина мира сменилась затем такой же глобальной религиозной, а она, в свою очередь, уступила место научной картине мира.

Восстановить сейчас мифологическую картину мира в ее полноте и достоверности не представляется возможным. Настоящего древнего мифа сейчас не существует. Все, чем мы располагаем сейчас, возникло намного позже.

Миф начинают изучать с XYIII в. и его изучение не закончилось до сих пор. Взгляды на миф за это время претерпели существенные изменения. От оценки мифа «как невежественной выдумки, связанной с детским состоянием мышления первобытного человечества», так считали философы-просветители, до современной позиции постмодернистов, которые видят в мифе особую разновидность коммуникативного акта.

Рассмотрим особенности архаического мифа.

Во-первых, архаический миф первоначально не был словесным жанром. Древний миф не рассказывался, он совершался действием, изображался в действии. Изначально миф существовал только как ритуал, и лишь затем родилась его вторичная словесная форма. Настоящим мифом был русский хоровод, прославляющий солнце.

Во-вторых, миф возникает из особенностей архаического мышления. Напомним, что это мышление ассоциативное, в котором объекты связываются друг с другом не на основе логического сравнения, а по принципу подобия. Цепочка ассоциаций могла быть бесконечной и логически необъяснимой.

Даже когда возникла словесная форма мифа, она не стала повествованием, рассказом о чем-либо. В мифе никогда не предполагалось наличие сюжета, последовательной цепи событий, которые и составляют собственно нить повествования.

В нем всегда речь идет только об одном образе, который может принимать разные формы, обличья, непохожие одно на другое. Если миф творил акт рождения, то в нем появлялось солнце, красный цвет, смех, круг, длинные волосы и т.д. Все эти символы имели один и тот же смысл. Древний миф - это настоящая загадка, когда говорится одно, а подразумевается совсем другое. Миф обладает энигматической логикой (энигма (лат.) – загадка).

Современному человеку его очень сложно понять. Когда же круговая нить мифа вытягивается в линию с целью построить последовательность образов, то наиболее возможный результат в этом случае - абсурд.

На самом деле мифологическая картина мира имела другой код. И этот код - образного, правополушарного, ассоциативного мышления, о чем уже шла речь. Настоящие мифы исчезают с возникновением эпоса, фольклора (легенд, сказок), литературы.

В-третьих, древние мифы выполняли функцию знаний о мире. Какими бы абсурдными, с нашей точки зрения, они не являлись, но это были единственные знания архаического человека о себе и о мире в целом.

По мнению Б.Малиновского, функция мифа состояла в том, чтобы конструировать или освящать социальный порядок, кодифицировать обряды, моральные нормы, социальную структуру общества.

 

Сравним мифологический тип знания с научными знаниями (табл. 1).

 

Таблица 1

Мифологические знания Научные знания
1.Мифологические знания построены на ассоциациях, рождающих образы 1.Научное знание построено на логических умозаключениях
2.Миф все принимает на веру, на слово 2.Научное знание проверяется опытным путем
3.Мифы синкретичны. В них отсутствуют устойчивые формы вещей, все взаимопревращаемо. Люди могут превращаться в животных, в растения, в камни 3.Наука построена на строгой систематизации и классификации
4.В мифах возможно множество интерпретаций одного и того же смысла 4.В науке существует единственная интерпретация смысла на основе закона

 

В мифах мы находим сведения о происхождении мира и возникновении первого человека, смене времен года и об устройстве человеческого сообщества. Отсюда и классификация мифов.

1. Мифы космогонические, или, иначе, мифы о творении мира. Обычно к мифам космогоническим относят и мифы, рассказывающие о разрушении мира, к примеру, миф о потопе.

2. Мифы о культурных героях, или о первопредках.

3. Мифы календарные, или плодородные - об умирающей и воскресающей природе, зачастую персонифицированной в каком-либо образе.

4. Мифы поучительные, регламентирующие жизнь племени, предписывающие правила поведения, традиции и обычаи.

Рассмотрим имеющие наибольшее значение космогонические мифы. Космогоническая схема в большинстве мифов строится на бинарных оппозициях: Земли - Неба, верха - низа, надземного - подземного мира. Центральной идеей этих мифов является архетип творения, создания порядка из хаоса и обустройства мира. Эсхатологические мифы - миф о потопе, пожаре, землетрясении также относятся к мифам творения, только со знаком минус, которые повествуют о временной победе хаоса над творением.

Для архаического сознания все, что происходит «сейчас», есть результат развертывания из хаоса космоса, и архаический человек остро чувствовал свою кровную принадлежность к началу времен, к моменту оформления мира.

Приведем в качестве примера некоторые космогонические мифы.

Китайский космогонический миф. Миф о Пань-гу

Согласно преданиям, в то время, когда еще земля и небо не отделились друг от друга, Вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо.

В нем зародился первопредок Пань-гу. Он вырос и, тяжело дыша, заснул в этом огромном яйце. Прошло восемнадцать тысяч лет, прежде чем он вдруг проснулся. Приоткрыл глаза, но ничего не увидел: вокруг него был сплошной мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не зная, как выбраться из этого яйца, Пань-гу схватил невесть откуда взявшийся огромный топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трещат горы, и огромное яйцо раскололось.

Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так и возникла Вселенная.

Миф о сотворении мира из индийской Ригведы. До возникновения Вселенной жили некие существа, которые назывались асурами - добрые асуры (Данавы) и злые асуры (Вритру). И в то же время жили в одном жилище муж и жена - Небо и Земля, родился у них сын Индра. Младенец родился чудесным образом из бока матери. Индра выпил принесенную ему орлом чащу с сомой, после чего стал расти так быстро, что разорвал единство своих родителей и их жилище. И разлетелись Земля и Небо в разные стороны. Асуры добра (Данавы) обратились к Индре с просьбой: сразиться с силами зла (Вритру). В борьбе Индра победил силы зла, на месте их гибели возникли горы, а с ними воды и Солнце, и все что необходимо для сотворения мира. Затем Индра и другие боги (Солнце, Небо, Земля) собрались вместе и отпраздновали сотворение мира, учредив обряд жертвоприношения.

В данном мифе о сотворении мира, вероятно, достаточно полно сохранился набор символов - Небо, Земля, Солнце, рождение, борьба, но для современного человека совершенно утерян в представленной сюжетной линии истинный смысл взаимоотношений между образами.

Нечто среднее представляют собой календарные мифы, в которых временная смерть природы - смена лета - зимою говорит о временном умирании и затем о творении заново - воскресении природы.

Более подробно разберем мифы о так называемых культурных героях, или о первопредках. К этому направлению относят и тотемные мифы.

Тотем - животное, являющееся прародителем рода, племени. Напомним, что восприятие мира как неразделимого целого привело к появлению образа первопредка - животного. Деятельность тотемных предков предшествует и образам богов и образу культурного героя. Связь с тотемными предками объясняет звериные имена и черты многих культурных героев (Ворон, Норка, Койот, Заяц у индейцев Северной Америки. Хамелеон, Паук, Скарабей у многих народов Африки.) (рис. 5).

Очень часто образ " героя" связан с культурными деяниями - добыванием огня, света, введением обрядов и правил, созданием орудий труда. Культурный герой оказывается благодетелем человечества, он заботится об устройстве мира (Осирис в египетской, Гильгамеш в шумеро-аккадской мифологии). Вершиной на этом пути является образ Прометея, не только давшего людям огонь, но и страдающего за людей от мести Зевса.

Другой важнейший мотив мифов о первопредках - это посвятительные испытания, связанные с инициацией.

Об инициации мы уже упоминали, излагая проблему магического мировосприятия.

Инициация - один из важнейших ритуалов, которому подвергались подростки племени с целью принятия их в полноправные члены первобытного коллектива. Инициация предполагала временную и пространственную изоляцию от племени. Чаще всего она проводилась вне поселения, к примеру, в лесу. Лес противопоставлялся дому как внешний, чужой мир - внутреннему, обжитому. Кроме того, инициация основывалась на жестких испытаниях (загадки в сказках) и предполагала контакты с хтоническим миром и его магической силой через символическую смерть и новое рождение.

Отечественный исследователь В. Я. Пропп считал, что волшебная сказка когда-то выполняла функцию объяснительного мифа к обряду инициации..

Всем еще с детства известны такие персонажи волшебных сказок, как Иван-царевич, Баба Яга, Кащей Бессмертный, каждый из них занимал свое место в древнем ритуале. Избушка на курьих ножках с Бабой Ягой служила пограничной заставой между миром живых и миром хтоническим. Этим миром предков выступало «тридевятое царство-тридесятое государство» с хрустальными дворцами, молодильными яблочками, живой и мертвой водой. Кащей Бессмертный олицетворял мир магической силы и демонических предков, а Иван-царевич был прообразом царя, вождя, властелина племени или первопредка.

Волшебная сказка знает два типажа героя: высокий - Иван-царевич и низкий, пассивный тип героя - Иванушка-дурачок, Емеля на печи, младший сын в семье, сирота, падчерица (Золушка). Эта пассивность, негероичность - нарочитая, игровая, герой как бы прикрыт до поры до времени. Он начинает обнаруживать свою героическую сущность только проходя ряд испытаний, предшествующих заключению брака.

Итак, основные подвиги культурных героев сводятся к добыванию культурных благ, т. е. к устройству человеческого мира, защите созданного Космоса от сил хаоса и к защите племени от иноплеменников.

Таким образом, соединяются два процесса: космическое упорядочивание и упорядочивание человеческой жизни.

Возвращаясь к классификации мифов, упомянем о третьем направлении - поучительных мифах, регулирующих отношения между членами племени, опираясь на обычаи и традиции (" испокон веку"). Обычно эти мифы вырабатывали нормы и стереотипы коллективного поведения, жестко регламентировали жизнь и, вероятнее всего, выполняли функцию обычного права. Мифологические представления относят к коллективным представлениям. В первобытном коллективе нет индивидуального опыта освоения мира, а только родовой, коллективный опыт, который приобретается не через действия, а путем доверия слову. Через внушение и беспрестанный повтор мифологических образов рождалась коллективная родовая память. Этнографы, проводившие полевые исследования, отмечали, что большую часть продуктивного времени племя тратит на заучивание мифов.

Мы рассмотрели особенности мифов и мифологической картины мира в архаическом обществе. В заключение следует подчеркнуть, что мифы излагали картину устройства Вселенной и социума, но не обращались к внутреннему миру человека.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал