Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модернизм и маргинальные стили в литературе конца XX — начала XXI вв.
Понятие “ МОДЕРНИЗМ ” (франц. moderne - новейший, современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются “рамки” реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. МОДЕРНИЗМ - общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного " искусства современности" или " искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом. (Большой Энциклопедический Словарь) Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. “Властителями душ” значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы “сверхчеловека”, свободного от морально-нравственных и общественных идеалов. дискретное (с перерывами) развитие: к.19-н.20в., 1920-30-е (Пильняк, Хармс, Булгаков, Набоков), 1940-е – исчерпал себя, 1970-е – новое появление. часто термин «задержанная литература». объект изображения – жизнь сознания и подсознания. Прибежище чела в дисгармоничном мире – его внутр. «Я»(духовный мир). *универсальное состоянии М – хаотичность и абсурдности мира. Индивидуализм – точка отсчета М внесоциален Русский М (РМ)отличается от европейского, в кот. мифологизм и мифологичекое мышление. В РМ есть, но не тотальный х-р к. 90-х – в М > > интерес вызывают мифы, кот.провоцируют в литре реализацию концепции чела как замкнутого мира («человек-в-себе») или как некой метафиз. сущности («человек-ничто» / «человек-все») Стилевые разновидности М к.20-н21 вв 1 произв., базир. на общемодерн.принципах (ориентация на миф, обращение к внутр.миру личности) Мамлеев «Блуждающее время», Пелевин «Омон Ра», «Жизнь насекомых». 2 произв., восход. к литре потока сознания и связанные с особенностями использования языка. Летуновский «Постфон Россум», Кудряков «Ладья темных странствий» А) асооциативное – Соколов «Школа для дураков» (непосредственный диалог себя с другим собой) В) интенциональный – герой, пребывая во внешнем мире, существует как бы вне его. В его сознании реальность не разложима, предстает в первоэлементах. Неразделимы субъект-объект, материально-трансцендентальное. Нарбикова – «Около экола», «План первого лица. Ивторого» Г) сюрреализм – эпатаж и разрушение табу не является самоцелью, а возникает из стремления прозреть духовное в телесном. Наблюдаем поиски духа как спасение от засилья материального в этом самом материальном, вывернутом наизнанку. Есть маргинальные стили и жанры
Основные понятия и категории постмодернистской литературы. 1 Постмодернистская чувствительность (ПМ) – специфическая форма мироощущения и соответствующая ей форма теоретической рефлексии. 2аспекта: хаос (> > аллюзий, реминисценций, все заимодоп., «Текст без берегов», сколько читателей, столько интерпретаторов, нет оппозиции истина-ложь, всё истина) и новая манера письма – метафорическая эссеистика 2 Эпистемологическая неуверенность – х-ка мировоззрения ПМ. Крах научного детерминизма как основного способа познания мира. Исторический принцип познания уже неактуален 3 Авторская маска – 1 из методов создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса. Она создает иллюзию целостности. 4 плюрализм идей, взглядов, восприятий произведения 5 игра с читателем, стремление высмеять стереотипы, ожидания читателя, нет логики повествования, нет главных и второстепенных героев. Они одновременно и то, и то. 6 подготовленный читатель 7 двойной код – специф.сп. организации ПМ текстов. Код – ассоциативные поля, кот. принадл. сфере к-ры, определяют типы виденного, читанного, сделанного. 8 интертекстуальность – диалог между текстами. Взаимодействуют с виденными кодами.VS цитатный фон – набор цитат без смысловой нагрузки. 9 метарассказ (метанарратив) – комментирующий текст, объяснительная система. Для ПМ все великие системы дробятся на локальные, часто обращается внимание на второстепенные слои культуры. 10 пАстиж – пародийно-историческая имитация разнообразных художественных кодов. 11 Центон (лоскутное одеяло) – текст полностью из цитат. 12 ризома (корни) – неструктурированная, неиерархизированная систама с децентрированым центром, все условные точки которого связаны между собой нелинейными связями, обеспечивающими бесконечное разветвленное смыслопорождение. Паралитература – литра, созданная деконструированием различных культурных кодов на границах различных областей знания с использованием художественных и научных/ философских методов и различий языковой культуры в качестве равноправных.
Русский ПМ имеет 2 ортодоксальных течения: концептуализм и соц-арт. 1. Соц-арт строится на пародировании эстетики соцреализма; 2. Концептуализм разрушает любые тотальные мифы. Русский ПМ можно условно представить 3-мя периодами его развития: 1. Конец 60-х – 70-е гг., период становления; 2. К. 70-х – 80-е гг., утверждение в качестве направления; 3. К. 80-х – 90-е гг., период легализации. Представители ПМ в России: Венедикт Ерофеев " Москва - Петушки", Виктор Ерофеев, Владимир Сорокин " Очередь", " Голубое сало", " Лед", «Тридцатая любовь Марины», «День опричника», Виктор Пелевин " Омон Ра", Владимир Маканин " Кавказский пленный". Своеобразие поэтики ПМ. ПМ-направление в искусстве постиндустриального общества (прединд-е – игра с природой, инд-е – игра с машиной, постинд-е – игра с человеком). ПМ – это комплекс философских, научных, эстетических пр-й, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике вт. пол. 20-го века, характеризуется общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как хаоса, а текста как интертекста, представляющего собой новую ткань сотканную из старых цитат. ПМ – сложное и противоречивое течение; нет и не может быть эталонного ПМ произведения, потому само понятие «ПМ» тоже терминологическая условность, словесная маска, за которой скрывается сложный конгломерат вкусовых ощущений и стилевых приемов; в ПМ образ мира выстраивается на основе внутрикультурных связей. Реальностью литературы признается окружающий мир; интересно не столько то, что сообщает автор, а то, как он это делает. Не текст строится по законам мира, а мир – по законам текста, поэтому границы между действительностью и литературой размываются, нет раздела между художественным и реальным. На смену образу приходит симулякр – копия без подлинника, образы отсутствующей действительности, возникает в постиндустриальном обществе, где отношение человека и человека, человека и СМИ предполагают некую специфическую игру в которой участвуют многие знаки, языки разных культур, которые воспринимаются как собственные, из них строится свой мир. ПМ возникает при определенном состоянии мира и достаточно развитой культуры прошлого. ПМ-ты соединяют языки чужих культур с собств-й, поэтому особый характер приобретает повествование в котором сюжет может быть нелинейным (не логически повествовательным). Могут пренебрегать правилами и нормами языка. ПМ творчество это процесс языковых игр, самые распространенные из которых – обыгрывание цитат из классической литературы. Автор при создании текста может постоянно как бы перебивать себя, уточнять какие-то детали, говорить о причинах того или иного действия(распространенные жанры – дневники, записки, свод коротких фрагментов, письма, комментарии сочиняемые героями ПМ текста(Д.Галковский «Бесконечный тупик») формой и приемом может быть перечень, каталог, поэтику ПМ перечня хорошо демонстрирует «Очередь» Вл. Сорокина. Т.к. ПМ теория исходит из положения, что никакой метаязык, никакой метод уже не могут всерьез претендовать на полное овладение, отражение реальности; в ПМ текстах сталкиваются разные стили, разные языки. «Новое» можно создать только лишь из обрывков, осколков, фрагментов старого. Основные черты ПМ: 1. Появление новых гибридных форм литературы за счет соединения языка литературы с языком научных жанров и за счет актуализации второстепенных жанров, 2. Возникновение цитатного(гибридного) языка, 3. Оригинальность постмодернистской литературы - в отсутствии оригинальности; 4. Растворение голоса автора в используемых дискурсах; 5. Игра с культурными знаками; 6. Травестийное снижение классических образов, иронизирования и пародирования, 7. Использование культурной постструктуралистской символики «мир - текст - книга - словарь - энциклопедия - библиотека - лабиринт» и её вариантов. Так, для русск. ПМ питательн. почвой станов. развитой социализм- в идеологич. плане, а в эстетич.- исск-во соцреализма. Цитир-ся мож. сюжет, мотив, миф.; Цитир-ние станов. своеобразн. интертекстуальн. сигналом, кот. часто явлен уже в названии текстов(«Москва-Петушки»Ерофеев). Цитир-ть констатир. язык. игру, когда обыгрыв. стандартн. коллизии из классич. и соцреал-ой лит-ры, т.е. одной из ее ф-ций явл.ф-ция ИГРОВОГО НАЧАЛА в ПМ тексте. Это относ. и к стилю, когда использ. языков. материал из друг. культурн. слоев, эпох. Там, где раньше царила яз. норма, внедр. диалекты, говоры, слоганы, слэнги, молод. лексика, ненормат. Стилевые реминесценции и цитаты ПМ контексте теряют свое первонач. знач., превращаясь в имиджи, объекты для свободн. манипуляций. ПМ цитата дискредитирует публичн. пиетет(преклонение) перед люб. стилев. манифестацией.В то же время стиль как бы «цитир-ся»-пример-«Роман» Сорокина, явл-ся соего рода квази(наподобе, какбы) тургеневск. текстом. Его действие на протяж.1-ой пол. повествов. происх. в простр-ве культ-х, идеол-х знаков Х! Х в., воспроизводя не только облик, но и материал оригинала, напоминающ. декорации позапрошл. века. 2-ая пол.текста- разрушение созданн. декораций. Т.о. можно говор. и о ф-ции РАЗРУШЕНИЯ ПРЕЖНИХ МИФОВ в ПМ произвед. через нарочитую адаптацию в нов. тексте «старых стилей». В рез-те воссозд. ПМ мета(следование за чем-либо)миф. При этом очевидна и ф-ция СОЗДАНИЯ(через разрушение) ПОЛИФОНИЧНОГО ИНТЕРТЕКСТА за счет использ-ия «чуж.» и «своего» дискурсов. В роман. Сорокина и Макаканина цитир-ть важна и для сюжетопостроения(«Андеграунд….»: история Петровича, как ситуация плутовского романа, где деклассиров. герою нечего терять и вынужд. путешествов. от одн. хозяина к друг. Цитата в ПМ мож. созд. ф-цию ПАРОДИРОВАНИЯ(Берг «Росс и Я», где реальн.ист. перемеж. с вымыслом, смещ. простр-во, временн. рамки). Цит-ие служ. и ф-цией ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИМИДЖЕЙ известн. лиц истории или ее собират. образов. (В абсурдийск. действ. пьесы Петрушевской «Мужская зона»: в одной комнате оказыв. Ленин, Гитлер, Бетховен, Эйнштейн; «Милицанер»(ошибки) Д.Пригов-явл. собират. имиджем блюстителя порядка, оригинальные, а не мои готов. всегда прийти на помощь; „Чапаев и Пустота”-анекдотич. имиджи Аннки, Чапаєва, Петьки).
|