Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества






Характерные черты   Доиндустриаль-ное общество   Индустриальное общество   Постиндустриальное общество  
Главная сфера экономики   Сельское хозяйство Промышленность, индустрия «дымных труб» Сфера услуг, наука, образование, информатика  
Факторы, лимитирующие развитие общества Земля   Капитал, техника   Информация  
Главная форма богатства Сельскохозяй-ственный продукт «Огромное скоп- ление товаров»   Развитый интеллекту- альный и духовный мир людей
Господствующая социальная группа Землевладельцы   Собственники капитала, акционеры Технократы корпораций  
Роль государства   Минимальна     Ограничена регулирующим воздействием   Значительна (государство — регулятор рынка, партнер по обеспечению НТП, главный координа- тор деятельности многих людей и корпораций)
Регулятор производства Потребности   Цены Государственное и корпоративное планирование, цены
Главные цели производителей   Удовлетворение первичных материальных потребностей   Максимизация прибыли     Достижение высокой эффективности производства, устойчивой прибыли и лидирующих позиций в отрасли

 

Попытку прогнозировать вероятные структурные сдвиги в обществе, связанные с развитием информационных технологий, предпринял теоретик постиндустриального общества Даниэл Белл («Пришествие постиндустриального общества», 1973). Он рассматривает постиндустриальное общество как общество будущего, переход к которому (в частности, в США) осуществляется в настоящее время. Главные проблемы будущего общества — подчинение экономических функций политическому порядку, повышение роли науки и элиты ученых, возрастание регулирующей роли государства. Носителями новых идеалов становятся «меритократы» (лица, имеющие наибольшие заслуги перед обществом). Основой их статуса являются не собственность, не место в корпоративной иерархии, а интеллект, талант, способность результативно перерабатывать информацию и решать сложные интеллектуальные задачи.

 

Раздел II. «Микроэкономика»

Тема 4. «Механизм спроса и предложения»

Спрос и предложение - это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования на любые блага или услуги. Содержание законов спроса и предложения выражается в особом взаимодействии между изменяющимися на рынках ценами и количеством благ, покупаемых потребителями и выпускаемых фирмами.

Спрос - представленная на рынке потребность в товарах и услугах, обеспеченная покупательной способностью.

Первая особенность спроса проявляется в обратной зависимости между ценой товара и количеством его покупок по данной цене. В реальных
условиях рынка эта особенность выражается в том, что при прочих равных условиях, чем выше цена и отчетливее тенденция к ее росту, тем меньшее количество благ и услуг будет куплено потребителями. И наоборот, если цена товара снижается или имеется тенденция к ее снижению, количество продаж данного блага или услуги будет возрастать.

Вторая особенность спроса обнаруживается в тенденции постепенного убывания полезности для покупателя одних и тех же благ или услуг. Убывающая полезность благ проявляется в снижении количества их покупок по данной цене. Внешне на потребительских рынках это проявляется в сокращении потребностей в данном товаре, вследствие чего начинается постепенное убывание количества его покупок потребителями.

Снижение количества покупок одних и тех же благ происходит из-за субъективных ощущений покупателя о том, что каждая последующая единица товара данного вида приносит сравнительно меньшую потребительскую ценность, чем предыдущие его покупки. Для покупателя это находит выражение также в субъективно ощущаемом снижении эффекта от денежных затрат на покупку одних и тех же благ. Результат такого эффекта будет выражаться в том, что покупательский спрос и деньги на покупку данного блага снизятся и «переориентируются» на покупку взаимно заменяемых или идентичных благ с аналогичными потребительскими свойствами.

Характерную обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством благ, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно проиллюстрировать на графике в виде кривой, называемой функцией спроса.

 


Рис. 1 Кривая спроса

 

Снижающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, та как описывает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. Проследить характерные для функции спроса зависимости можно с помощью нескольких произвольно взятых точек на кривой спроса (D). Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены (Р) и количества (Q)продаваемых благ. Движение по неизменной кривой спроса из одной точки в другую означает не изменения спроса, а изменение цен, которому соответствует изменившееся количество покупок при постоянном спросе.

При предположении, что функция спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде: QD = a ─ b∙ P

Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов спроса. При изменении величины a происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется наклон кривой. Параметр а показывает минимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b - реакцию величины спроса на изменение цены.

Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 3 до 1 долл. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 долл. сможете купить уже не 100 кг, а 300 кг яблок. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т. е. 100 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически приостановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 100, а 150 или 200 кг.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолировано, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них.

Изменяющийся спрос - это смещение всей кривой спроса. Например, повышение спроса может быть показано сдвигом кривой D1 вправо вверх в положение D2.

 


Рис. 2 Сдвиг кривой спроса

 

Следует различать обычное изменение количества покупок товаров под воздействием движения цен от изменения собственно спроса. Как отмечалось выше, количество покупок товаров обратно пропорционально движению их цен и ни в коей мере не отражает изменение покупательского спроса на эти товары.

Изменение спроса проявляется в изменении количества покупок товаров, но происходит это при их неизменной цене, т.е. под воздействием неценовых факторов. Иными словами, функция покупательского спроса изменилась по причинам, не связанным с движением товарных цен. К числу неценовых причин изменения спроса относятся следующие:

• уровень денежных доходов покупателей, т.е. изменение их платежеспособности;

• наличие на рынках взаимодополняющих и взаимно заменяющих товаров;

• влияние моды и субъективное отношение к ней покупателей;

• гарантийное и послегарантийное обслуживание продаваемых товаров и т.п.

В рыночной системе предложение и спрос - это
две равнозначные стороны одного и того же процесса, т.е. процесса конкурентного ценообразования. Предложение, как и спрос, это своеобразная взаимосвязь между ценой и количеством товаров. Однако в отличие от функции спроса предложение представляет собой прямую зависимость между ценами и количеством выпускаемых для продажи благ и услуг.

Предложение - это функция производства, выпуска товаров фирмами для их продажи на рынках. В таком качестве функция предложения имеет свои существенные особенности, для чего следует обратиться к кривой предложения.


Рис. 3 Кривая предложения

 

Кривая предложения (S), во-первых, имеет вид возрастающей линии
с положительным наклоном. Это свойственно всякой функции, где
между определяющими ее переменными имеется прямая зависимость. В данном случае между ценой и количеством товаров, выпускаемых и доставляемых фирмами для продажи на рынках, существует прямая зависимость. Другими словами, если цены товаров
данного вида возрастают, то фирмы будут наращивать их выпуск и
доставку на рынки в целях получения прибыли от продаж. И наоборот, как только на рынках возникает тенденция к снижению цен
товаров, фирмы сокращают их выпуск, стремясь избежать перепроизводства, затруднений с продажей и, соответственно, убытков и
банкротства.
Во-вторых, прямую зависимость между ценой товаров и количеством их выпуска для продажи на рынках можно представить как
своеобразную альтернативу для фирм в политике осуществляемых
ими капиталовложений. Так, обратившись к рисунку, можно отметить: все, что находится выше кривой предложения - это область
со знаком «плюс» для предпринимателей и фирм, поскольку означает растущие цены и доходы независимо от тенденций роста капиталовложений; а площадь ниже кривой - альтернативы со знаком
«минус», поскольку это область растущих капиталовложений и расходования ресурсов независимо от тенденции роста цен выпускаемых товаров. Разумеется, для любой фирмы оптимальной будет
ситуация, когда капиталовложения в производство товаров возмещаются ценой от продаж, поддерживаемых устойчивым спросом
покупателей.

При предположении, что функция предложения носит линейный характер, уравнение кривой предложения может быть представлено в следующем общем виде: Qs = a + b∙ P

Уравнение функции предложения показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, которое производитель готов предложить на рынке (Qs), существует прямая зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов предложения. При изменении величины а происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.

Изменяющееся предложение товаров - это особое понятие характеризующее «закон предложения». Оно не тождественно понятию «изменение количества выпуска и продаж товаров под воздействием их цены». Суть различий между этими понятиями можно объяснить с помощью функции предложения на рис. 3, где точки на кривой предложения означают движение цены, вызвавшее соответствующее изменение количества товаров. Рост цен приводит к росту количества выпускаемых товаров. И наоборот, снижение цен - к снижению количества выпуска товаров фирмами. Такие изменения могут быть представлены на статичной, не меняющейся кривой предложения.

Ситуация изменяющегося предложения товаров представлена на рис. 4, где меняющееся количество выпуска товаров происходит независимо от движения цен этих товаров. Другими словами, рост предложения товаров на рынках представлен кривой, сместившейся вправо вниз, что означает увеличение выпуска товаров, независимо от их рыночной цены.

 

 

Рис. 4 Сдвиг кривой предложения Рис. 5 Равновесие спроса и предложения

 

Смещение кривых, означающее изменение предложения в ту или иную сторону, происходит под воздействием следующих причин:

• изменения объема и структуры инвестиций (капиталовложений) на фирмах, выпускающих данные блага;

• наличия на рынках ресурсов взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства (таких, как труд, капитал и др.), их качества и уровня цен;

• изменения, обновления, совершенствования технологий производства, позволяющих экономить ресурсы при выпуске товаров или улучшать организацию труда, снижать издержки производства;

• тенденций налогообложения, напрямую влияющих на уровень
цен товаров, а соответственно, на спрос и количество их предложения на рынках.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал