Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесная цена конкурентного рынка






 

Установление равновесной цены конкурентного рынка происходит под влиянием особенностей изменения как спроса, так и предложения.

Равновесная цена означает, что по данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое производители и продавцы предлагают на рынке. Ситуация равновесия спроса и предложения показана на рис. 5.

Равновесная цена - это точка пересечения кривых спроса и предложения (Е). Она соответствует определенному уровню цены (Р1), отмеченной на оси ординат, по которой продается определенное количество товаров (Q1), отмеченное на оси абсцисс. Как показано на рисунке, любой излишек товара на рынке (выше точки Е) оказывает «понижающее» давление на его равновесную цену. И наоборот, наличие дефицита (ниже точки Е) будет оказывать «повышающее» давление на цену недостающего товара до тех пор, пока не установится равновесная цена.

Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени, например в течение дня, недели, месяца и т.д. В каждый последующий момент равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной цены. Однако данное равновесие всегда остается таким состоянием конкурентного рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение рыночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия.

Уравновешивающая функция цены стимулирует рост предложения при дефиците и сдерживает предложение, разгружая рынок при избытке товаров.

 

Тема 5. «Основные типы рыночных структур и их характеристика»

Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

Конкуренция получила свое развитие вместе с развитием товарно-денежных отношений. Так, если для начала развития рыночных отношений характерна совершенная (свободная) конкуренция, которая определялась небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей, то со второй половины XIX в. картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынка, диктуя свои условия бизнеса. Наряду с совершенной конкуренцией появились новые виды конкурентной борьбы, и прежде всего конкуренция несовершенная.

В современной экономической науке выделяют четыре модели конкурентной борьбы: совершенную (чистую) конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.

Совершенная (чистая) конкуренция на практике довольно редка, но эта модель рынка имеет весомое аналитическое значение, так как представляет собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия «доход» и «издержки». Для данного вида конкуренции характерны следующие черты.

Большое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. На таких рынках в обороте находится стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При одинаковой цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

Практически отсутствует контроль над ценой продукции. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из следующего: в условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение или цену продукта.

Характерен свободный переход из отрасли в отрасль. Не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Ограничителем выступает размер получаемой прибыли. Каждый предприниматель будет производить товары до того уровня, когда цена и издержки производства станут равными.

Равный доступ к информации. Все продавцы имеют представление о ценах и возможной прибыли, так как по условиям свободной конкуренции спрос товара полностью зависит от цены. На рынке фигурирует множество фирм и ни одна из них не контролирует достаточно заметного сегмента рынка. Поэтому при расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет.

Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять - и действительно влияют - на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Если один производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену.

Кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. Цена за единицу продукции пропорциональна доходу от этой единицы продукции (среднему доходу продавца).

Валовой доход при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать. И так как цена остается неизменной, то валовой доход будет всегда увеличиваться на постоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж. Предельный доход (т.е. добавочный доход, получаемый с каждой дополнительной единицы продукции) будет постоянным.

В условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет заметной роли, а цены складываются под воздействием только спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, которая заключается в установлении цен сначала на максимально высоком уровне, затем они медленно снижаются до уровня средних рыночных цен. За тот период, когда цены были высокими, фирме все же удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - это тип рынка несовершенной конкуренции.

Данная модель рынка характеризуется множественностью конкурентов. В условиях монополистической конкуренции каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что сговор фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.

Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции. В данной модели монополизм, весьма ограниченный большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Дифференцированные продукты - это неоднородные продукты, т. е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), по консистенции, качеству и т. д. Ярким примером дифференциации продукта в монополистической конкуренции являются безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал» и т. д. Принцип их производства один и тот же. Но существуют некоторые нюансы в технологии, создающие отличительные особенности продукта. Внедряясь на рынок с новой разновидностью продукта, производитель занимает на нем определенную нишу. В пределах дифференциации (то есть отличий, самобытности) своего продукта он - монополист, но в рамках
всей отрасли - конкурент. Продукция фирм может различаться на основе размещения и доступности. Например, небольшие мини-бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент товаров. Владельцы маленьких магазинов стараются располагать их вблизи от покупателей. Дифференциация продукта может также являться результатом различий, созданных посредством рекламы, использования торговых знаков и торговых марок.

Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и готовы платить более высокую цену за их продукцию. Экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта.

Олигополия (от лат. «олиголис» - несколько и «полист» - продавец)- это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия - частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Обычно же олигополия насчитывает от трех участников и более.

Данная рыночная структура характерна для алюминиевой, сталелитейной промышленности, производства автомобилей.

Существует несколько причин, почему определенные отрасли обслуживаются небольшим количеством фирм.

Первой причиной можно считать эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, другими словами, эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю рынка.

Второй причиной является эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные причины. Объединение двух или более конкурировавших фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой и более крупной производственной единице добиться большего эффекта.

Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, т.е. в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Так, сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д. являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях однородной олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, бытовые приборы производят их в условиях дифференцированной олигополии. Редко какая фирма в условиях олигополистической отрасли в состоянии изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. При установлении цены для олигополиста наиболее важными являются данные об издержках и спросе, но к ним также нужно добавить и реакцию со стороны конкурентов. Следует отметить, что такого рода взаимозависимость является уникальным свойством олигополии. Отсюда вытекает и наиболее подходящее определение олигополии: олигополия существует, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

В условиях олигополистической конкуренции применяется множество стратегий ценообразования. Одна из наиболее распространенных получила название «следование за лидером». Абсолютным лидером считается фирма, которая имеет бесспорные преимущества перед конкурентами либо в объеме выпуска продукции, либо в уровне затрат. Все фирмы следуют за лидером, не превышая его уровень цен. На взаимозаменяемую продукцию (например, бензин) устанавливается единая цена. Если продукция близка по параметрам друг к другу (автомобили), то в ценах возможны некоторые различия.

Монополия. При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полис» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когдана рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина «монополия», а тем более «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условности. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель». В отличие от него, совершенный конкурент - это «ценополучатель». Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

В условиях чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов (т. е. товаров - заменителей).

Если одна фирма является единственным производителем и единственным поставщиком, то фирма приобретает качество отрасли. Ее продукция уникальная, не имеет заменителей, и покупатель вынужден обращаться только к ней. Это позволяет фирме осуществлять контроль над ценой и воздействовать на общий объем предложения. Переход других производителей в свою отрасль фирма блокирует. Барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими. Реальными барьерами, препятствующими вхождению в отрасль, считаются следующие: эффект масштаба, исключительные права и собственность на важнейшие виды сырья.

Кроме этих барьеров, препятствующих вступлению в отрасль, монополии могут использовать давление на банки с целью воспрепятствовать получению конкурентом кредита, переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов и другие способы.

Основным инструментом для установления своего господства монополии используют цену. Различают три вида монопольных цен: монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию потребителям; монопольно низкие, по которым монополии закупают сырье и комплектующие детали у поставщиков; дискриминационные цены, которые монополии устанавливают на различных рынках применительно к различным группам покупателей по вариантам товаров и услуг, а также по территориальному и временному признаку.

Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, называется естественной монополией. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение), предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта и т. п.

Монополия как тип экономического поведения на рынке имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, крупное производство дает возможность снижать издержки производства и в целом экономить ресурсы; оно меньше подвержено банкротству, а значит, сдерживает рост безработицы, имеет больше возможностей для проведения научно-исследовательских работ и т.д. Иногда государство заинтересовано в существовании некоторых монополий (например, Газпром) при условии регулирования их деятельности. С другой стороны, в рыночной экономике монополия является препятствием свободной конкуренции, что не способствует снижению цен, повышению качества продукции и т.д. и в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня населения.

Тема 6. «Рынок факторов производства и распределение доходов»

Факторы производства - это задействованныев производственном процессе ресурсы экономики. Согласно современной экономической теории обычно выделяются четыре основные группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательство, которые непосредственно воздействуют на производство и экономический рост.

Факторы производства формируются из общенациональных экономических ресурсов, относящихся к собственности государства, его субъектов, юридических или физических лиц. Процесс превращения общенациональных ресурсов в факторы производства, которые могут использоваться государственными или частными фирмами для своей хозяйственной деятельности, в том числе и для получения доходов, определяется законодательно-правовыми нормами, а также общественно-политическими, демографическими и другими особенностями каждой страны.

Несмотря на различные специфические черты, независимо от того, какие группы ресурсов и факторов производства включены в рыночный оборот, ценообразование подчинено действию общих экономических законов. К числу таких законов относятся:

• во-первых, закон ограниченности, дефицитности ресурсов. Как бы ни была богата экономика теми или иными ресурсами, они ограничены, дефицитны и недостаточны по сравнению с потребностями в тех благах, которые фирмы могли бы и хотели бы выпустить для продажи на рынках;

• во-вторых, ограниченность ресурсов вызывает необходимость их рыночной оценки, определения цены в соответствии со спросом и предложением;

• в-третьих, все виды ресурсов подчинены законам отраслевой специализации хозяйственной деятельности, определяющейся общественным разделением труда.

В процесс рыночного оборота, т.е. в сферу спроса и предложения факторов производства, включены такие группы ресурсов, как земля с ее природными ископаемыми, лесными, водными массивами, воздушным пространством, сферой распространения электромагнитных и радиоволн.

Свою специфику имеют рынки труда, в том числе труда различных специальностей и квалификации.

Относительно самостоятельными, локальными, но связанными с другими рынками, являются рынки капитально-технических, сырьевых, информационных средств. В условиях развитой экономики насчитывается десятки миллионов наименований ресурсов и факторов производства. Их обращение в рыночной сфере обслуживается относительно самостоятельными рынками кредитных денег и ценных бумаг, превращающих ресурсы в инвестиционные потоки для различных отраслей экономики.

Рынки ресурсов и обслуживающие их фондовые рынки регулируются соответствующей экономической политикой государства, смягчающей нежелательные противоречивые тенденции и стимулирующие рост производства.

Особенности рынков факторов производства проявляются в специфике действия законов спроса и предложения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал