Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ результатов проектной деятельности учащихся.






При выполнении диагностики уровня развития познавательных интересов учащихся можно определить несколько выводов:

 

1. Организация проектной деятельности должна включать в себя связь с окружающим миром (это будет способствовать поддержанию интереса к предмету, изучению материала, выходящего за рамки школьной программы), реализацию творческого потенциала учащихся, обязательно самостоятельную работу школьников, направленную на приобретение новых знаний и умений

2. Организация проектов требует от учителя тщательной подготовки. Сам организатор должен обладать навыками педагогического проектирования и его составляющими (умелая организация учебного процесса, управленческие навыки и рефлексивные способности).

3. Проектную деятельность целесообразнее осуществлять в три этапа. Первый этап – знакомство с проектной деятельностью, второй - непосредственная самостоятельная работа над проектом, третий – анализ проведенной работы, выявление уровня овладения навыками проектной деятельности, определение уровня сформированности «проектных умений».

4. Проведенный анализ занятий и результатов занятий показал, что проведенная работа дала положительные результаты. В ходе проведенных занятий учащиеся приобрели новые знания о сущности проектной деятельности, ее реализации, овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта, тем самым составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли), осуществлять работу по поиску и обобщению информации, по предоставлению результата своей деятельности.

5. Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.

Таким образом, можно сказать, что проектная деятельность даст положительные результаты. Для полного формирования рассмотренных умений считаем необходимым, включать элементы проектной деятельности в процесс обучения основы безопасности жизнедеятельности, это удобнее реализовать в цикле внеклассных мероприятий.

Проведенная нами работа имеет логическое продолжение, поскольку способствует развитию таких умений и качеств личности ученика, которые необходимо найдут применение в повседневной практической жизни ребенка, в курсе изучения многих других дисциплин. Как вариант, можно рассмотреть применение ИКТ в процессе организации проектной деятельности школьников по основам безопасности жизнедеятельности.

 

 

Заключение

В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей школьного возраста, разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей школьного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Провели опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса у детей школьного возраста в процессе степенью овладения проектной деятельностью и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей школьного возраста.

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское проектирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития школьников.

Использование проектной деятельности – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у школьников проектной деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В детском проектировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п.

Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на проектной деятельности, и, наконец, проектирование является одним из видов познавательного интереса детей и взрослых.

Подведем итоги проведенной работы.

Рассмотрены история развития проектной деятельности, различные точки зрения на определения проекта, метода проектов, изучены положительные аспекты использования проектной деятельности, возможные трудности, возникающие в ходе организации проектной деятельности.

Выявлен уровень разработанности исследуемого вопроса в методической и педагогической литературе. Определены принципы и требования организации проектной деятельности, цели. Рассмотрена методика организации проектной деятельности в литературе.

Проведено анкетирование педагогов.

Задачи исследования решены. Цель работы достигнута.

Гипотеза полностью подтверждена.

Для дальнейшего развития умений считаем необходимым организацию проектной деятельности в дальнейшем обучении школьников.

 

 

Список использованной литературы

1. www.likt590.ru

2. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № С. 85–103.

3. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. C. 24–33.

4. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995.

5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

6. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

7. Виноградова Н.Ф. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 г: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны // «Начальное образование», 2009, №5

8. Выготский Л.С. Психология познания. – М., 1977.

9. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. – Киров, 2003.

10. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 4(5) октябрь-декабрь.

11. Гусарова Н. В. Формирование познавательной деятельности у младших школьников

12. Джон Дьюи. Психология и педагогика мышления – 2-е издание, 1909

13. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М., 1998.

14. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности (на примере уроков математики). – Ноябрьск, 2005.

15. Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2004.

16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. ]; под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

17. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. — Мн.: Высш. Шк., 2002.

18. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников/ под ред. И.Б. Первина.

19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года/ Проект МЭРТ РФ, 2007.

20. Костаева Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2006.

21. Костаева, Т. В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т. В.Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998.

22. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

23. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — ростов на Дону: изд-во " Феникс", 2003.

24. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. C. 18–24.

25. Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. C. 42–51.

26. Матвеева Л.Г., Выбойщик Н.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей или что, я могу узнать о своем ребенке. – М., 1999.

27. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. С. 127.

28. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

29. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. – М., 1995.

30. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. C. 18–38.

31. Овчарова Р.В.Технологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2008. – 448 с.

32. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН.; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994. С. 249.

33. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.

34. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов/ под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2007.

35. Педагогика: теории, системы, технологии/ Котова, Шиянов и др., — М., 1999.

36. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр " Академия", 2002.

37. Петровский В. А. К психологии активности личности // Вопросы психологии, 1975. № 3. С. 26–38.

38. Плешаков, Новицкая.Окружающий мир. Учебник для 2 класса.// Окружающий мир. В 2-х частях.-в серии «Академический школьный учебник (издательство «Просвещение» - российской школе») – М.: Просвещение, 2009.

39. Плешаков, Новицкая.Окружающий мир. Учебник для 3 класса.// Окружающий мир. В 2-х частях.-в серии «Академический школьный учебник (издательство «Просвещение» - российской школе») – М.: Просвещение, 2010.

40. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2000.

41. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.—М.: Просвещение, 2009.—317 с.

42. Проектный урок. Сборник статей / Под науч.ред. Н.Ю. Пахомовой – М.: МИОО, 2006. (Серия «Ученическое проектирование» Вып. 1.)

43. Проекты. Экономическая культура. Система ценностей. Методология. – М.: Издательский дом МПА-ПРЕСС, 2003.

44. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999.

45. Рубинштейн М. М. Исследовательский метод в преподавании // Мир. 1926. № 5. С. 35–41.

46. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. C. 22–32.

47. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006.. С. 230.

48. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр " Академия", 2002.

49. Слинкина О.А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса

50. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. С. 401.

51. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. С.1065.

52. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999.

53. Тамарин В. Э. Взаимосвязь учебной и внеучебной познавательной деятельности учащихся начальных классов / Формирование познавательной активности младших школьников: сб. научных трудов. – Владимир: Изд-во ВГПИ, 1983.

54. Теория и практика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Составитель: Т.М. Турунова – М., 2005.

55. ФГОС – м.: Просвещение, 2008.

56. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1999.

57. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.

58. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.– М.: Педагогика, 1971.

59. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.

 

 

Анкета

Проводится с целью выявления отношения детей к проектной деятельности на уроке

 

1. Какие уроки ты больше всего любишь?

- с использованием таблиц, схем, рисунков,

- главное, чтобы было интересно,

- с использованием игры,

- урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,

- не люблю любые уроки,

- не знаю, мне всё равно.

 

2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?

- таблиц, схем, рисунков,

- разных игр,

- самостоятельных работ,

- работ с учебником,

- индивидуальной работы по карточкам.

 

3. Как часто в вашем классе на уроках бывают проектные работы?

- очень часто,

- часто,

- не очень часто,

- изредка,

- никогда.

 

4. Как ты относишься к проектной работе на уроке?

- очень хочется участвовать,

- нет большого желания поддерживать работу,

- проектная деятельность на уроке - пустая трата времени.

 

5. Как ты думаешь, какая польза от проектной деятельности на уроке?

- очень большая,

- большая,

- не очень большая,

- небольшая,

- никакой пользы,

- не знаю.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал