Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тенденция оформления российской законодательной практики в области общественного призрения в XVII-XIX вв
Становление гос-й системы помощи и поддержки нуждающимся в 18-19 вв. связано с основными геополитическими и общ-ми тенденциями: образованием империи, сокуляризацией, оформлением гражданского общ-ва. С середины 18 в. по вторую половину 19 в. гос-ая система помощи развивается по нескольким направлениям. Создается административная система поддержки, которая включала территориальные институты помощи, превентивные и защитные ации в отношении различных слоев населения, законы, регулирующие отношения между субъектами, группами и гос-м. Намечаются последовательные действия и мероприятия со стороны гос-ва. Они направлены на поддержку и защиту таких институтов, как материнство и детство, инвалидность, семья, престарелые. В период правления Петра 1 впервые в России начинает осуждаться инфантицид на гос-м уровне. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляются опред. жизненные гарантии, обозначается его место в системе соц. связей. Осуществляются мероприятия в рамках общ-го призрения по распространению образования и мед. услуг. Помимо гос-го патроната над нуждающимися организуются институты гос-го контроля. Их назначения – локализовать соц. болезни: проф. нищенство, детскую безнадзорность, алкоголизм, проституцию. В этот период конфессиональная система помощи претерпевает ряд сущ-х изменений: она переходит от самостоятельного существования под непосредственный патронат и контроль гос-ва. На рубеже 19-19 вв. общ-ое призрение начинает складываться в опред. Систему со своими светскими институтами, появляется спец. законодательство, регулирующее деят. не только приказов общ-го призрения, но и благотворительную деят. в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д. Намечаются меры и по решению проблем соц. патологии: проституции, проф. Нищенствова, детской беспризорности. При Екатерине 2 образуются приказы общ-го призрения, которые представляли собой систему институтов контроля и помощи. Развивается светская благотворительность. Она имеет различные направления. С 1864 г. благотворительность становится гражданским долгом в общ-ве. Всякий гражданин, лишенный способности к труду, имеет право требовать призрения тем сословием, к которому он принадлежит, и оно обязано было предоставить ему помощь и поддержку. Общий надзор за призрением осущ. Министерства внутренних дел и губернаторы. Наряду с этим действовали правительственные, сословные и частные благотворительные учреждения, т.е отсутствовала строгая централизация. В не земских губерниях действовали приказы общ-го призрения, учреждения Императорского человеколюбивого общ-ва, Александровский комитет о попечении раненых и др. Были определены след. источники финансирования учреждений призрения: пособия от городов и казны, пожертвования, подаяния и завещания, пени и штрафы и т.д. Церковь получает право организовывать свою собственную благотворительность в учреждениях церковно-приходских попечительств и братств. Интенсивно развиваются волостное и сельское призрение. Как самостоятельная сфера общ-го призрения набирает мощь общ-ые работы, намечаются специфические формы локализации соц. патологий, как проф. Нищенство, проституция и т.д. На новый уровень выходит призрение душевнобольных, слепоглухонемых, калек с рождения и вследствие войн. Возникают и развиваются новые формы помощи – народные детские сады, артели, биржи труда и т.д 23. Формирование системы общественного призрения в России в период правления Петра I. период правления Петра I государственное управление проходит три главных этапа: приказную систему – 1682–1709 гг., губернскую – 1710–1718 гг., коллежскую – 1719–1725 гг. На первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и реформированием деятельности Монастырского приказа. Приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык, поделил их на две категории: доходы одних шли на нужды монастыря, других – в казну. К 1700 г. церковные вотчины становятся основными источниками денежных, хлебных и других сборов государства. Точных сведений о количестве дворов в церковных вотчинах нет (по разным данным, они колеблются от 145 665 1/2 до 153 254 1/2 дворов). Однако даже такие примерные сведения давали более или менее ясную картину финансовых средств, позволявших учитывать доходы Монастырского приказа и распределять их соответственно государственным нуждам: на военные расходы – на артиллерию, солдат, в том числе и на увечных солдат и унтер-офицеров, солдатских детей и жен, а также на школы и аптеки. Социальное реформирование общества, таким образом, предопределяет и решение тех проблем, которые возникали в результате проводимой внутренней и внешней политики. К 1706 г. Монастырский приказ распределяет свои средства в следующей последовательности: «постоянный старый расход был на нищих и на богадельни – 14851 р., на монастыри – 31614, на содержание 13 архиепископских домов – 19536, самого приказа – 200, новый расход в приказ артиллерийский на жалование – 17253, в Ямской на дачу солдатам – 5000 и школьным учителям и ученикам – 2263. Кроме того, 12 октября 1706 г. ведено давать по 15 тыс. р. ежегодно на драгунский полк Мусина-Пушкина». Только с 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как богадельным нищим финансовая помощь оказывается постоянно, причем отпускаемые им суммы превосходят суммы для детей и вдов. Суммы, отпускаемые на вдов и сирот, вдвое, а то и втрое меньше тех, которые отпускаются на богадельных нищих. Можно утверждать, что складывающаяся в данный период социальная политика в отношении этой категории нуждающихся проводится по остаточному принципу, к тому же по Указу от 30 декабря 1701 г. монастырям предписано осуществлять призрение «из своих остатков». В том, что на первых порах большая часть денежных средств тратится на нищих, людей церкви, видится противоречивая политика государственной власти. Она вытекает из условий государственного реформирования, когда новая власть не может решить все социальные проблемы. Отсюда видна попытка и законодательно, и при помощи финансовых средств «заставить» церковь выполнять свои прямые обязанности по призрению людей церкви. Величина окладных расходов на государственные нужды к 1708 г. увеличивается, тогда как неокладных – уменьшается. Государство все больше и больше контролирует деятельность церкви, направляя ее средства и на свои нужды. Система государственного призрения, существовавшая в России с петровской эпохи до начала ХХ в., была ориентирована на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся слоям населения. Среди ее основных компонентов можно выделить: - деятельность государства по увеличению числа богаделен-госпиталей, работных домов, сиротских приютов; - государственное обеспечение функционирования приказов общественного призрения; - организацию общественных работ; - социальное обеспечение отставных чиновников, военнослужащих и их семей; - формирование правовых и организационных основ социального страхования и др. [5] Таким образом, постепенно складываются новые институты, формы помощи и поддержки нуждающегося населения. Россия стремится перенять европейский опыт системы призрения и воспитания различных категорий нуждающихся. Формирование новых институтов призрения осуществляется за счет разрушения прежних: приходской и монастырской систем помощи 24.Социально-историческое развитие России с 1725 по 1800 гг.
|