Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средневековые религиозные организации мирян и их роль в формировании территориальных моделей помощи.
Движение монашеских орденов вызвало к жизни религиозные организации мирян, которые строили свою деятельность не только на религиозных основах, но и на основах взаимопомощи. Во второй половине 7 в. в верхнем Рейне и во Франции появляются дома бегинок, которые совместно зарабатывали себе на пропитание. Появляются первые светские организаторы обществ взаимопомощи. В Льеже с 1170-го по 1177-й год Ламберт Заика объединяет вокруг себя вдов и сирот, которые не только молились и читали религиозные книги, но и ухаживали за больными и умирающими. Подобные организации возникли и у мужчин. Благочестивые братства ремесленников, бегарды, Осуществляли не только религиозную взаимопомощь, но и экономическую. Экономический упадок монастырей, их идеологическое и нравственное разложение, рост бедности и нищенства постепенно в 7-8 вв. снижает соц. значение монастырской благотворительности. С разрушением натурального и развитием денежного хоз-ва, монастыри менее охотно представляли свои убежища нищим и убогим, более ориентируясь на богатых клиентах. 13. Основные тенденции княжеского попечительства в средние в. на Руси, его историческое значение (X-XIII вв.) Княжеское попечительство слабозащищенных слоев населения — нищих, убогих, вдов, сирот — явление сложное и неоднозначное, обусловленное факторами экономического, социального, духовно-нравственного характера. Княжеское попечительство развивается вместе с церковно-монастырской системой помощи и поддержки в контексте существующих семейно-родовых форм защиты. В своем становлении и развитии княжеское попечительство проходит как бы два этапа. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси и его условно можно обозначить, начиная с момента крещения Владимира I до второй половины XII в. (образование удельных княжеств и распространение христианства на окраинах восточнославянских земель). И границы второго этапа — вторая половина XII в. по XIII в. (включительно), когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения. Первый этап княжеской социальной помощи наименее защищенных слоев населения несет в себе языческие и христианские тенденции. В этом симбиозе формируется княжье право в отнощении защиты и «наряда» людей, не связанных с семейно-родовыми отношениями: вдов, сирот, прощеников и прочих людей церкви. Изменение социальных отношений к середине Х в. приводит к тому, что «отдельные индивиды могли отказываться от коллективной ответственности: не вкладываться в дикую виру, теряя тем самым помощь и защиту со стороны родичей». (Причины отхода от родовых связей могли быть различными.) Постепенно старая система социальной защиты разрушается и «повышается общественно-устроительное значение князя и дружины». Русская Правда Ярослава Мудрого так отражает эти тенденции — под защиту княжего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за нъ». Словом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения. Создавшаяся новая клиентелла получает не только экономическую поддержку, но и защиту от сторонних государственных сил. Происходит оформления традиций «княжеской милостыни». Князья определяли ориентиры деятельности церкви. Ярослав предусматривает санкции за нарушение христианской морали. · Десятина - церковный налог. Десятая часть пошлины, собираемая в казну князя · Институты помощи нуждающимся: больницы, гостиницы, странноприимницы. · Первая библиотека - дети знатных горожан проходят обучение «книгам» · Милостыня с рук - индивидуальная форма благотворительности князей · Княжеские пира · Жертвование на похоронах, поминках или рождение · Выкуп пленных из неволи · Строительство городов, восстановление городов после пожаров · Формирование самопомощи( в период голода, хождение за зерном)
|