Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общее и особенное в походах к периодизации общественной помои исследователей XIX и XX вв.Стр 1 из 27Следующая ⇒
Основные тенденции в подходах к периодизации истории соц. работы в России и за рубежом Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики социальной помощи, оценкой изменения идеологии, институтов-субъектов и объектов помощи, правовых и экономических основ, ее видов и форм. * Архаический период (родоплеменные и общинные виды помощи у славян до 10в) * Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности(12-13 века) * Период церковно-государственной помощи(14в-2половина17 века) * Период государственного презрения(2половина17в-2п 18в) * Период общественного презрения(19в-нач20в) * Период государственного обеспечения(1917-1991) * Период социальной работы(1991-наст время) каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, номинации процесса... с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием эпидемий, войн и конфликтов, массового голода Однако в основе изменения парадигмы социальной помощи (а значит, и периодизации истории социальной работы) в большей мере лежат социально-экономические процессы Общее и особенное в походах к периодизации общественной помои исследователей XIX и XX вв. 1)Диахронический-рассматривает процесс развития ситуации «там» и «тогда» от момента зарождения до существования современных форм. К концу 19 в. намечаются культурно-исторические подходов к проблемам общественного призрения. Национальная система помощи не связывается только с деятельностью государства, а рассм-ся значительно шире. Такой подход предлагается в работах Максимова. Он считает, что общ. призрение-явление истор. обусловленное. 1.Благотворительный-помощь носит отличительный характер и идея обществ. призрения еще не сформирована. 2.Становление государственности-зарождается идея гос. помощи. 3.Гос-ть становится системой общ-го призрения. 4.Укрепление тенденций организационной гос.помощи. 5.Оформление нормативно-правовой базы общ.призрения. 1)Синхронический «здесь и сейчас» 1. Якоби считал, что истор.законы можно рассм-ть только в пределах больших временных периодов. Родовая система помощи поддержки, осложненная социокультурной стратификацией языческих гос-в до формирования крестьянской парадигмы помощи. От 12 в.до н.э до 4 в.н.э. 2. 4 в.-17 в. Формируются крестьянские подходы помощи, зарождаются первые институты конфессиональной и общественной помощи. 3.17 в.-19в. Формируются общественные гос-е подходы поддержки нуждающихся, развивается частная и общественная организованная благотворительность. 4. Конец 19 в.-по наст.время. зарождение и развитие проф.помощи и поддержки в контексте гос.патернализма, обеспечения и защиты. Предлагаемая нами периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной историографии в области общественного призрения, с другой — мы выделяем новую логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе.Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса. Он связан и с пандемическими процессами, такими, как смена идеологии, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода. Таким образом, на наш взгляд, основными этапами помощи и взаимопомощи в России будут являться: VI. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в. VII. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с Х по XIII вв. VIII. Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала XX в. IX. Период государственного обеспечения c l917г. по 1991г. Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время.
|