Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные подходы в монастырской и приходской системе помощи в городской культуре Древней Руси.
В качестве субъекта охраны и защиты князь выступал как питатель, помощник, заступник, обогатитель. Здесь сфокусированы важнейшие функции социальной поддержки, такие как кормильчество, помощь, защита, материальная достаточность. Милосердие как необходимая составная часть христианской этики осмысляется Феодосием Печерским на материале монастырской жизни. Кормление «убогих странников» — необходимый атрибут монастырской жизнедеятельности. Оно тесно связано с нравственным самосовершенствованием личности, с ее постоянной «работой» по спасению своей души. Милосердие в этом отношении выступает как «масло» в светильнике души. Постепенно начинает оформляться ктиторская монастырская система. Ее особенность заключалась в том, что постригающийся в монашеский чин обязан был приносить дар монастырю, что позволяло вести стабильную и «сытую» жизнь в его стенах. Так постепенно складывается «пансионная» система поддержки. Развитие приходской системы помощи связано с периодом татаро-монгольского нашествия. Разорение земель приводило к миграции населения в глухие места. Поселения мигрантов начинали возводиться с храма, вокруг которого строились жилища. Так образовывался приход. Помимо административных фун-й приход, согласно учению Церкви, выступает в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих. Деятельность приходов не ограничивалась только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней воплотились те тенденции «первых духовных учителей» Русской православной церкви, практика которых обусловлена христианских воспитанием. Таким образом, приходы как элементы коллективной формы помощи осуществляют организованную поддержку всем ее членам по различным направлениям – от материального вспомоществований до воспитания и перевоспитания 16 Основные тенденции развития государственной и церковно-монастырской системы помощи в 14-16веках Монастырская система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. Первый — объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV-XVI вв.), второй — колонизация Севера (XVI-XVII вв.) В XIV веке меняется характер монастырского управления. На смену ктиторским монастырям, основанным князьями и епископами, приходят монастыри-вотчины. Ктиторские монастыри (более 200 лет) заложили основу «пансионной системы» поддержки не только для мужчин, но и для женщин. Многие русские княгини или их мужья специально строили монастыри для проведения оставшегося срока жизни в его стенах. Монастыри-вотчины скупали земли и становились крупными земельными собственниками. Дополнительному их обогащению способствовали всевозможные вклады, дары и освобождение от пошлин со стороны князей, которые искали в лице церкви союзников. Крестьяне шли в монастыри, ибо они освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных властей. Именно приход работного люда делает монастыри сильными и изобильными. Богатство монастырей приумножали и частные вклады — от церковной утвари до земельных наделов. Вклады жертвовались с различными условиями — с поминанием вкладчиков после смерти, с кормлением от их имени нищих и т. д. Селившимся на монастырских землях «давалась свобода от податей на 10—20 лет» (остальные платили оброк и 12 видов дани). Таким образом, монастыри играли роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием, чтобы иметь «страховой полис». Однако постепенно желающим попасть за монастырские стены предлагалось вносить все большие и большие суммы, то есть устанавливалась своеобразная система «закрытого призрения». Становясь крупнейшими собственниками, монастыри рано или поздно должны были столкнуться с государственной властью. 17. Формирование новой парадигмы помощи в России в ХVIв в переход от благотворительности к общественному призрению Благотворительность — это действия и поступки, направленные на общественную пользу Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители — лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению числа нищих вместо облегчения бедности» Постепенно благотворительность стала приобретать организованный характер. Историю благотворительных организаций в России можно разделить на два этапа. Первый — с середины XVI в. до 1862 г. Это период становления благотворительных организаций в России. Второй — 1862 г. — 1906 г. — это период расцвета русской благотворительности. В 1862 г. был принят специальный акт, где указывалось: «во изменение изъясненного порядка, учреждение обществ для взаимного вспомоществования или с другой благотворительной целью, Высочайше предоставляю, по соглашению с подлежащими ведомствами, министру внутренних дел». С этого времени отмечается значительный рост числа благотворительных учреждений, и к 1890 году было создано еще около 2000 новых. Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника. От милостыни общественное П. отличается организацией, мотивами и целями. Организация в общественном П. проявляется двояким способом: по отношению к получающим помощь и к оказывающим ее. Милостыня по существу своему не поддается организации; она подается тому, кто протягивает руку, хотя бы он мог эту руку приложить и к труду; общественное же П. простирает свою помощь на тех только, кто не в состоянии себя призреть и не делает из своей нужды промысла. Милостыня исходит от индивидуума; субъектом же общественного П. является коллективное лицо — община или земская единица, организованная в общину П. Мотивами милостыни бывают субъективное ощущение, инстинкт сострадания, исполнение религиозной заповеди, забота о спасении души; мотивами общественного П. являются сознание гражданской солидарности между членами общины, общественный интерес, забота правительства о благе населения. Толчком для перехода от милостыни к общественному П. обыкновенно служило развитие нищенства и бродяжничества в местностях, где подавалась щедрая милостыня. Необходимость общественного П. сознавали уже в средние века церковные соборы, например собор в Туре, постановивший, чтобы " каждая община кормила своих бедных". Попытки осуществления общественного П. встречаются уже в XV в. в больших городах, принужденных принимать меры против нищенства. 18. Новые подходы к решению социальных проблем в России 16в. Опричнина и Ливонская война вызвали хозяйственное запустение страны. Из-за роста налогов началось массовое бегство крестьян на окраины страны к казакам. Пытаясь остановить бегство крестьян и преодолеть дефицит рабочей силы правительство в 1597 году запрещает крестьянский переход в Юрьев день и объявляет пятилетний срок сыска беглых крестьян. Социальный кризис совпал с династическим. После смерти Ивана Грозного царем стал его сын Федор Иванович (1594–1598) Хозяйственный кризис после опричнинных лет был выражением общих социальных процессов. Рост численности класса феодалов, уменьшение в связи с этим средних размеров феодальных владений и стремление феодалов к более высокому уровню жизни вызывали, в свою очередь, резкий отпор крестьянства. Так уж сложилось в истории России, что ответом на сопротивление крестьянства было ужесточение эксплуатации и одновременно ее дальнейшее усиление. Наметившийся в 90-х гг. XVI в. экономический подъем был прерван неурожаем. В стране начался голод, продолжавшийся около трех лет. Цена на хлеб поднялась примерно в 100 раз. Только в Москве умерло около 130 тыс. человек. Правительство Бориса Годунова пыталось бороться с голодом, однако предпринимаемые меры не давали желаемых результатов. Это объяснялось не только тем, что причиной кризиса явился неурожай, но и в не меньшей степени тем, что в эти годы резко усилилась эксплуатация крестьян. В результате этого хозяйство начало терять свою устойчивость, что и проявилось при первом же неурожае. Эффективнее бороться с причинами голода можно было лишь при условии ликвидации привилегии феодалов, что в тех условиях было невозможно. В 1589 г. выходит Судебник, в соответствии с которым под охрану закона попадали вдовы, девицы, нищие, калики. Важным моментов в оформлении политики нищепитательства явилась организация приказа Большого Дворца 1574 г. Этот приказ помимо обслуживания нужд царской семьи, осуществлял распространение царских указов и грамот церковным властям, он же осуществлял выдачу руги и милостных денег монастырям и церквам и гос-й казны. Можно отметить, что в начале 16 в. монастыри учреждают больницы. Не менее остро стояла проблема обучения будущих священников. Церковные власти стоят перед необходимостью открытия школ, где бы готовили настоятелей церкви.В начале 16 в. Иосиф Волоцкий, открывает приют для сирот и стариков. Помимо пандемических обстоятельств, Церковь традиционно оделяла милостыней нищих в христианские праздники. Кельи строились возле монастырей, церквей и соборов, как учреждений, где нищие могли кормиться при различных ситуациях. К 16 в. оформляется практика строительств келий, где проживали нищие во многих уездах. Этому способствовали и решения, которые принимали церковные иерархии, вынося приговоры церковного суда.
|