Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис и основные этапы формирования научных представлений о помощи и взаимнопомощи






Большинство специалистов по истории социальной работы сходятся в признании необходимости определения периода возникновения социальной работы как современного общественного явления. Этим периодом обычно называется последняя четверть прошлого века. Именно в это время в целом ряде стран возникают группы ученых, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создаются учебные заведения, готовящие социальных работников. Научно-теоретическое осмысление форм и методов помощи нуждающимся группировалось по уровням практики социальной работы, в частности, на уровне индивида, группы и семьи, организации и общества.

В зарубежной научной традиции существует целый ряд работ, где так или иначе затрагиваются вопросы истории теоретического изучения социальной работы, эволюции научных представлений о ней.В России же при вполне очевидной традиции фактологического, историко-библиографического изучения благотворительности, анализа общественных, безвозмездных форм деятельности история теоретического осмысления социальной работы пока не написана

теоретическая традиция в истории научного осмысления социальной работы складывалась по мере изучения социальной роли и смысла такого явления общественной жизни, как благотворительность, а также в связи с попытками сопоставить научное изучение социальной помощи нуждающимся с различными психологическими, социологическими, психотерапевтическими доктринами.В большинстве имеющихся обзоров истории социальной работы за рубежом ее происхождение как профессии идентифицируется с возникновением и развитием благотворительных обществ, с которыми связываются и первые ступени ее теоретического обоснования. Помощь семье обычно представлялась как известный моральный долг общества и государства, а также личности. Теоретические построения, научное осмысление проблем социальной работы касалось в этой связи вопросов методологии обоснования справедливости тех или иных мер социальной помощи, поиска оптимальных вариантов действия социальных служб, которые Должны опираться на достоверные данные, корректные методы изучения условий жизни людей, социального развития общества и человека, отдельных слоев населения.

отдавился приоритет государственным формам социальной защиты населения, национально-культурным особенностям жизнеосуществления, поддержки населения в условиях кризисного развития. Государственно-централизованные программы и ориентации на коллективно-общественные формы поддержки населения становятся здесь доминирующими в теоретических построениях, обосновывающих эффективную социальную политику и социальную работу. В то же время этот процесс привел к отделению систем социальной благотворительности от государственных программ, дальнейшей централизации социальной помощи, возросло внимание к национально-региональной, общественной специфике социальной работы, ее теоретическому обоснованию

 

 

 


61.Судьбы реформ и социально-экономических преобразований в России, СССР и Российской Федерации.

Генеральной линией социальной политики в период " ельцинских реформ" фактически стал постепенный уход государства из социальной сферы. Поначалу прекратилось дотирование потребительского рынка. Взамен власти попытались запустить механизм социальных амортизаторов в форме индексации основных видов денежных доходов населения, однако неумелое использование этого механизма сделало его неэффективным и даже опасным с точки зрения раскручивания инфляционных процессов. В результате государство окончательно перестало контролировать процесс формирования доходов, в том числе минимальных, а затем не смогло гарантировать гражданам даже сам факт выплаты заработанных средств.

По мере углубления экономического кризиса все действия властей фокусировались на проблеме сокращения расходов государственного бюджета, в результате чего в первую очередь страдала социальная сфера. Здравоохранение, образование, социальное обеспечение и прочие социальные отрасли оказались обескровлены и начали стремительно приходить в упадок. Область бесплатных социальных услуг уменьшилась до едва заметных размеров.

Параллельно происходило разрушение социальной инфраструктуры предприятий, которая для многих районов страны традиционно являлась основным источником удовлетворения потребностей населения в жилье, услугах здравоохранения, дошкольного воспитания детей, социальном обслуживании пенсионеров. Это дополнительно усиливало социальное давление на местные администрации. Характерно, что любые попытки разграничения социальных полномочий между федеральным и региональным уровнем чаще всего заканчивалось тем же. Центральная власть попросту " сбрасывала" социальные функции на региональные бюджеты без какого-либо финансового возмещения. Местные органы власти не могли ни отказаться от такого " подарка", ни принять его. В результате решение большинства социальных проблем оказалось для россиян делом сугубо личным, а общие социальные издержки реформ неоправданно высокими.

" Ельцинская эпоха" закончилась, однако накопленные за этот период проблемы продолжают " раскачивать" российское общество. Конкретные действия и планы правительства не выходят за рамки прежней логики. Так, на всероссийском совещании " Основные источники социального развития РФ в 1999 году и задачи на 2000 год", состоявшемся 1 марта в Доме правительства, в качестве основного приоритета на текущий год было выдвинуто " решительное улучшение жизненного уровня граждан", при этом " активная социальная политика должна ориентироваться не на минимальные социальные стандарты, а на нормальную жизнь

На этой основе продолжало существовать детище ушедшей советской системы - комплекс так называемых социальных льгот, т.е. прав на бесплатное обслуживание в области медицины, транспорта, жилья и коммунальных услуг. В рамках своих социальных реформ Путин решил положить этому конец.

Изначально льготы представляли собой привилегии, которыми награждали советских граждан за заслуги перед государством и народом в Великой Отечественной войне, в производстве и других сферах деятельности политического значения. Льготами пользовались участники войны, ветераны труда, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, а также сироты и инвалиды. При Ельцине система льгот продолжила свое существование, распространившись на более широкие слои населения - на государственных служащих, милиционеров, военных и на новые категории героев отечества - на преследовавшихся по политическим мотивам во времена Советского Союза, " чернобыльцев", ветеранов войны в Афганистане и Чечне. Количество льготников составляло, по различным оценкам, от тридцати двух до ста миллионов - ведь государство не могло просто так выбросить на свалку свой человеческий материал, оставшийся без средств к существованию; кроме того российскому руководству надо было завоевать расположение масс и предотвратить победу КПРФ на выборах.

В новых капиталистических условиях эти привилегии приобрели, однако, совершенно другое значение: право на бесплатное обслуживание перестало быть " льготой" - скромным дополнением к нищенскому, но гарантированному существованию. Вместо этого льготы стали для людей необходимым средством в ежедневной борьбе за выживание. Многочисленные жертвы перехода к капитализму оказались лицом к лицу с рынком, не имея при этом существенных доходов, так что старые добрые льготы стали для них последней возможностью удовлетворения многих жизненных нужд.

62. Формирование международных норм и стандартов в области социальной защиты и проблема их адаптации в условиях российской действительности.
В 1994 г. между Россией и Европейским Союзом (ЕС) было подписано двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, которое вступило в силу 1 декабря 1997 г. В рам ках ЕС сконцентрирована большая часть экономического и политического потенциала Европы, решается всё большее количество социальных вопросов, складывается позитивная практика социального урегулирования различных проблем, несмотря на серьёзные различия между государствами. В новой Европейской социальной модели, предлагаемой ЕС, содержится идея о взаимосвязанности всех слоёв общества, о том, что путем объединения усилий государств, социальных институтов, неправительственных организаций, социальных партнеров на базе солидарности удаётся сохранить его целостность и способствовать строительству новой Европы. Механизм социальной защиты ЕС построен на принципе разделения ролей и сфер ответственности между разными уровнями по принципу субсидиарности. С 1996 года Россия участвует в работе Со вета Европы. Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Российская Федерация ратифицировала ряд межгосударственных конвенций Совета Европы, сохранив правопреемство конвенций, ратифицированных ещё во времена СССР. Наи более важными из них в социальной сфере являются: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1998 г.), Европейская социальная хартия (2009 г.), Европейская культурная конвенция (1991 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1998 г.), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1998 г.) и др. Ратификация Европейской социальной хартии является выполнением одного из обяза тельств России, взятых при вступлении в Совет Европы. Она подтверждает приверженность принципам европейского правопорядка в соци альной сфере и определяет право: на охрану здо ровья, на социальное обеспечение, на получение услуг со стороны социальных служб. Также определяет право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, матерей и детей на социальную и экономическую защиту и другое.. Ратификация межгосударственных договоров Россией есть выражение согласия на обязательность их исполнения. Однако ряд договоров не ратифицированы, но поддерживаются и соблюдаются Россией, например: Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.), Конвенция № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992 г.), Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г), Конвенция № 160 «Европейская конвенция об осуществлении прав детей» (подписана в 2001 г., но не ратифицирована) и др. Это важные межгосударственные конвенции. Государственная политика России направ лена на скорейшее решение проблем в социальной сфере. Являясь участницей многосторонних соглашений, она планирует подписание и ратификацию выше изложенных межгосударственных договоров. Например, в соответствии с постановлением Государственной Думы ФС РФ от 4 июля 2007 г. № 48614 ГД принято обращение Государственной Думы ФС РФ к Председателю Правительства РФ об ускорении внесения в Государственную Думу ФС РФ про екта федерального закона о ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал