Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опыт социальной работы с различными группами населения в европе
Практически все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности. Однако системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по- разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы: 1. страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами; 2. страны, где страховые принципы социальной защиты населения менее выражены, где раз- меры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финанси- рование осуществляется в основном из налоговых фондов; 3. страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя; 4. страны, где системы социальной защиты населения, как таковой, пока нет, она только формируется 69. Зарубежный опыт социальной работы с различными категориями населения На рубеже 19 и 20 веков во многих европейских государства (Великобритания, Германия, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась наряду с благотворительными организациями. В каждом обществе встречаются нужда и конфликты, которые люди самостоятельно не могут преодолеть. Социальные проблемы обусловливаются как индивидуальными, так и общественными причинами. В этой связи общество несет обязательство предоставить соответствующую помощь. Одной из специфических форм такого предложения является социальная работа. Отличительной чертой системы социальной защиты в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штатном, местном. Государственная поддержка осуществляется только на уровне программ для беднейших слоев населения, поэтому здесь в большей степени развиты благотворительные начала на уровне неправительственных структур. Налоговые льготы способствуют активному привлечению бизнеса для реализации социальных программ м проведения социальной работы. Основными формами государственной системы социального обеспечения являются: 1 социальное страхование. Финансирование осуществляется за счет налогов с трудящихся. Установлено 2 вида – пенсии по старости; пособия по безработице, пенсии по потере кормильца, пособия по нетрудоспособности, медицинское страхование лиц старше 65 лет; 2.государственное вспомоществование. Финансирование осуществляется за счет государства, местных штатных бюджетов. Нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, нуждающихся в какой-либо помощи. Основное внимание оказывается социальной защите молодежи и безработных. Таким образом, действующая система социальной защиты в США является очень гибкой, хотя и весьма сложной. Ее характерная особенность и основное отличие от европейских моделей – децентрализация. Характерная черта американцев - опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. В США национальнаяя система соц. защиты (или соц. безопасности как это принято говорить в США) берет свое начало с момента подписания президентом Ф. Рузвельтом Акта о соц. безопасности в августе 1935 г. В августе 1994 г. Б. Клинтоном были внесены последние штрихи в законодательство о соц. страховании. Основными гос. ведомствами явл-ся Администрация соц. безопасности, Департамент здравоохранения и соц. служб, Департамент труда. Поскольку американская система соц. поддержки в плане ее практической реализации в основном децентрализована, к гос-м ведомствам управления можно отнести также Агенства соц. обслуживания в штатах и специализированные администрации (по делам ветеранов, помощи семье, пенсионеров – железнодорожников и др). Отношения м/у различными органами управления соц. сферой во многом опираются на сложившиеся традиции и четко регламентированы законодательством. Действующая система соц. защиты нас-я в США явл-ся очень гибкой. Ее характерная особенность и основное отличие от большинства европейских стран – ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ. Она состоит из разного рода соц. программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными гос. органами, либо органами управления штатов. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в соц. помощи конкретного региона. ГОС. СИСТЕМА СОЦ. ОБЕСПЕЧЕНИЯ базируется на 2-х основных формах: соц. страховании и гос. вспомоществовании, которые различаются м/у собой источником финансирования. Выплаты по СОЦ. СТРАХОВАНИЮ производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на соц. страхование, который взимается и с наемных работников и с работодателей. Законом о соц. страховании (1935 г) установлено 2 вида соц. страхования – пенсии по старости и пособия по потере кормильца. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С течением времени Закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы соц. страхования: пособия по безработице, по нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой, право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше (программа «Медикэр»). Соц. страхование предназначено для обеспечения пособиями лиц, не имеющих средств к существованию, без проведения проверки их доходов. Положение о пособии основывается на 2-х важных принципах: 1. индивидуальном подходе – размер пособия зависит от предыдущего заработка получателя, по которому было произведено страхование, 2. соц. подходе – получатели, имевшие более низкие заработки, начисляется более высокий % отчислений с предыдущего заработка на соц. пособие по сравнению с получателями, имевшими перед начислением пособия более высокие заработки. Чтобы иметь право на пособие, работники должны осуществлять текущее страхование. Для получения полной пенсии необходимо достичь 65 лет и иметь трудовой стаж не меньше 3 месяцев за каждый год в период с 21 до 65 лет. В 1965 г. была создана программа «Медикэр». Она делится на две части: 1. больничное страхование. Категории – все лица 65 лет и старше, имеющие право на получение пенсии по программе страхования по возрасту и потере кормильца; все нетрудоспособные работники, вдовы, вдовцы 50 лет и старше; взрослые дети, застрахованных работников 18 лет и старше, нетрудоспособность которых установлена до достижения ими 22-летнего возраста. Обеспечивается 4 вида пособий: пособие, помогающее оплачивать пребывание в больнице; пособие по оплате квалифицированного ухода; по оплате медицинского обслуживания на дому, по оплате пребывания в приюте. Больничное страхование финансируется за счет налога на соц. страхование. 2. Дополнительное медицинское страхование – считается добровольным и финансируется за счет федерального бюджета и взносов участников. Оно оплачивает амбулаторное лечение, консультативные услуги врачей, медикаменты. Пособие по безработице – право имеют наемные работники вне зависимости от их материального достатка. Финансируются за счет налога с предпринимателей. Все виды соц. страхования предусмотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять под названием ОБЩАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРГРАММА. В общую федеральную программу включены также те, кто работает не по найму: врачи, лица свободных профессий и т.п. Они уплачивают налог свыше 14 % своих доходов. Другая составная часть американской гос. системы соц. защиты – ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЕ БЕДНЫМ. Эта система получила наиболее широкое развитие начиная с 60-х годов. Критерии для ее получения – бедность, нуждаемость. Основными задачами сферы вспомоществования явл-ся: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь. Гос. вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти. Данная система включает в себя несколько крупных и множество (около 70) мелких программ. Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным с низкими доходами, где глава семьи – вдова, разведенная или одинокая мать. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи явл-ся безработный. В рамках продовольственной помощи существует несколько крупных федеральных программ. По программе продовольственных талонов бесплатные талоны предоставляются лицам чей доход не достигает 130 % уровня бедности, др. категории оплачивают часть их стоимости. Программа школьных завтраков предоставляет бесплатное одноразовое ежедневное питание школьникам из наименее обеспеченных семей. Специальная продовольственная помощь оказывается беременным женщинам и матерям с детьми в возрасте до 1 г. Программа «Медикейд» (1965 г) предоставляет медиц-е услуги лицам, живущим ниже уровня бедности. 69.Антидискриминационная практика в социальной работе Антидискриминационная практика- широко используется в социальной работе, например приусловном освобождении людей из мест заключения или при обучении социальных работников; предполагаетпреодоление предубеждений и неравенств во избежание ДИСКРИМИНАЦИИ по половым, расовым, социальным признакам, физическим и психическим нарушениям, сексуальной ориентации. Дискриминация проявляется во всех аспектах общественной жизни, а не только в рамках системыправосудия. Физические и психические нарушения, сексуальная ориентация, возраст и в некоторыхместностях религиозные убеждения сильно снижают шансы людей на выживание. Антидискриминационная практика включает в себя признание существующих предубеждений и пути ихпреодоления. Наблюдение за всеми аспектами социальной работы с учетом интересов угнетенных группслужит источником важных сведений о проявлениях дискриминации. Преимущественный набор руководящихработников системы социального обеспечения из представителей этих групп позволяет предотвратитьдискриминацию. 70.стандартные правила оон по обеспечению равных возможностей для инвалидов Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были разработаны на основе опыта, приобретенного в ходе проведения Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983–1992 годы)2. Политической и моральной основой настоящих Правил являются Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека3, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах4 иМеждународный пакт о гражданских и политических правах4, Конвенция о правах ребенка5 иКонвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин6, а также Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Хотя настоящие Правила не являются обязательными, они могут стать нормами международного обычного права, когда они будут применяться большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное право. Настоящие Правила предполагают взятие государствами серьезных моральных и политических обязательств в отношении обеспечения равенства возможностей для инвалидов. В Правилах предусматриваются принципы, касающиеся ответственности, принятия мер и обеспечения сотрудничества. В них указываются также области, имеющие решающее значение для обеспечения качества жизни, всестороннего участия в жизни общества и равенства. Настоящие Правила являются основой, на которой инвалиды и их организации могут вырабатывать свою политику и строить свою деятельность. Они создают основу для технического и экономического сотрудничества между странами, в том числе через посредство Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Цель настоящих Правил заключается в обеспечении такого положения, при котором девочки, мальчики, мужчины и женщины, являющиеся инвалидами, как члены общества имели бы те же права и обязанности, что и другие лица. Во всех странах мира все еще существуют препятствия, которые не позволяют инвалидам осуществлять свои права и свободы и осложняют их полное участие в общественной жизни. Обязанность государств заключается в том, чтобы принимать необходимые меры для устранения этих препятствий. Инвалиды и их организации должны играть активную роль в этом процессе как полноправные партнеры. Создание равных возможностей для инвалидов является важным вкладом в общие усилия, направленные на мобилизацию людских ресурсов во всех странах мира. Особое внимание, по-видимому, следует обратить на такие группы населения, как женщины, дети, престарелые, бедные слои населения, рабочие-мигранты, лица, страдающие двумя или несколькими видами инвалидности, коренные жители и национальные меньшинства. Кроме того, насчитывается большое число беженцев-инвалидов с особыми потребностями, требующими внимания. Настоящие Правила воплощают в себе следующие концепции, в основе которых лежат идеи, изложенные во Всемирной программе действий в отношении инвалидов. В некоторых случаях в них нашли отражение изменения, которые произошли в течение Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций.
|