Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о свободе






Институт прав и свобод является центральным в конституци­онном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это сердцевина конститу­ционного строя.

Философской основой этого института является учение о сво­боде как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для то­го, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.

В XVIII в. происходит документальное закрепление естествен­но-правового понимания свободы.

В Декларации независимости США 1776 г. говорится: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неот­чуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, сво­бода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреж­дены среди людей правительства, заимствующие свою справед­ливую власть из согласия управляемых».

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: «1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Тако­вы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угне­тению».

Эти великие документы, действующие в своих странах и по­ныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие ус­пехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, соци­альной защиты населения. Обратный результат явило собой об­щество без свободы — социализм. Социалистический экспери­мент ясно продемонстрировал, что экономика и культура без свободы в конечном счете приводят к застою и деградации, уби­вают энергию и инициативу человека, останавливают социаль­ный прогресс.

Вторая половина XX в. ознаменована обострением идейно-политической борьбы вокруг прав и свобод человека. После не­скольких десятилетий безуспешных усилий заставить людей за­быть о свободе рухнули тоталитарные режимы, права и свободы приобрели прочное международно-правовое закрепление. Мощ­ными союзниками свободы и прав человека стали этика и куль­тура. Конституционные системы большинства стран мира закре­пляют соответствующие институты, признавая их основными.

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод че­ловека и гражданина, постоянно развивается философами, поли­тологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс ме­жду свободой и социальной справедливостью, свободой и госу­дарственным регулированием. Эти соотношения стали еще более сложными в постиндустриальную эпоху, которая связана с новы­ми представлениями об идеальном обществе, справедливости и государстве. Однако никакие новации не в состоянии поколебать такие вечные ценности, как свобода и сложившиеся в муках представления человечества о неотъемлемых правах человека.

При всей своей многогранности и сложной детерминирован­ности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуж­дать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства;

свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы;

границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антаго­нисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

часть дозволенного определяется через права человека. За­крепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один перечень прав не исчер­пывает содержания свободы;

5) ограничение прав возможно исключительно с целью способ­ствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Разумеется, это самые общие философские постулаты и при­том имеющие прямое значение только для конституционно-пра­вовой концепции. У этого учения есть и другие аспекты, как, на­пример, связь свободы с моралью и политической культурой, без учета которых свобода вырождается в циничную вседозволен­ность или разрушительную анархию. Но это уже не сфера кон­ституционного права.

Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закреп­ляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рож­дения, а в ч. 3 — что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Та­кой подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и не­разрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возмож­ностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Кон­ституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституци­онно-правовых норм. Иное дело свобода как субъективная воз­можность совершать или не совершать какие-то действия (на­пример, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъектив­ное право», а различие объясняется только тем, что такая юриди­ческая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) яв­ляется юридической формой реализации свободы народа и от­дельного человека в общем, философском смысле этого слова.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал