Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеологическое и политическое многообразие






Гражданское общество предполагает широкий идеологиче­ский и политический плюрализм, вытекающий из свободы чело­века выражать свои взгляды и участвовать в политической дея­тельности. Люди от природы неодинаковы, различны и их инте­ресы, условия жизни. Никто не в состоянии свести многообразие челоЕюческих мнений к какой-то одной цели, выработать универ­сальное средство всеобщего «осчастливливания». Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многооб­разие, они принимают его как естественное состояние, не пыта­ясь насильственно изменить.

В большинстве конституций мира признается идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более что силы, заинтересованные в подобной реставрации, в стране ле­гально существуют. Общество поэтому наделяет государство пра­вом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

Разумеется, государству намного проще осуществлять свои функции в условиях принудительного идейно-политического мо­низма. Оно не сталкивается тогда с организованной оппозицией, не нуждается в проведении сложных и дорогостоящих избира­тельных кампаний, не испытывает неудобств с неуправляемой прессой и т. д. В таком положении как раз и находилась советская тоталитарная система, несколько десятилетий убеждавшая народ в его «морально-политическом единстве». На деле же это только маскировало репрессии и, в конце концов, привело систему к краху вследствие неудержимого стремления людей к свободе.

Под идеологией обычно понимают систему философских, по­литических, религиозных взглядов на закономерности обществен­ного развития и пути совершенствования общественного устрой­ства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская и др.

Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует не­совершенство человеческого ума, его неспособность отразить в одной теории все многообразие мира. Еще Платон говорил, что не может быть одной философской системы, охватывающей все многообразие мира, а если это так, то нужно предоставить воз­можность творить другим, т. е. проявлять терпимость к иным взглядам, признать необходимость свободы мысли. С тех пор мир невероятно усложнился, что привело к бурному развитию наук об общественном устройстве. Каждая теория или доктрина стре­мится дать идеальные принципы, но только все они в своей со­вокупности обеспечивают самопознание человеческого общества. Напротив, попытки создать монопольную универсальную тео­рию, объясняющую всю сложную социальную, экономическую, духовную и т. д. основу жизни, а тем более попытки переустрой­ства мира на основе такой теории, неизменно порождали наси­лие над людьми, тиранические режимы, беспрестанные войны и репрессии.

Гражданское общество не только фиксирует идеологический плюрализм как проявление свободы духа и мысли, но оно в нем глубоко заинтересовано. Плюрализм взглядов, мнений, учений и идеологических доктрин рождает здоровую конкуренцию умов, составляет совокупный общественный интеллект. Только так мо­гут происходить самопознание общества, своевременное осозна­ние им грозящих опасностей и поиск путей к совершенствова­нию.

Признание идеологического многообразия означает право ка­ждого человека, политической партии и общественной организа­ции свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, поли­тическом устройстве человеческого общества, предлагать практи­ческие рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препятствовать всему этому, от­давая предпочтение одним перед другими, правовое государство не имеет права.

Российское общество в настоящем — общество без официаль­ной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидео-логизированным. Отсюда растерянность многих, кто привык жить при жесткой идеологической дисциплине, следовать идео­логическим установкам свыше. Общество не нуждается в господ­стве какой-то одной идеологии, ибо ее утверждение может про­изойти только в результате навязывания, т. е. насилия над сво­бодным разумом. И если обществу все-таки требуется какая-то всеми признанная философская основа, то ею может выступить только признание свободы человека и порождаемого этой свобо­дой идеологического плюрализма.

Принцип идеологического многообразия гарантирует общест­во от застоя в литературе, философии, искусстве, науках, обеспе­чивает развитие культуры и духовности. Естественно, что свобо­дой мысли и слова злоупотребляют, в результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские концепции. Го­сударство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело дохо­дит до прямых призывов или действий, подрывающих обществен­ные устои (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вме­шиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры. В свободе научной мысли заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом главная причина признания Конституцией принципа идеологического многообра­зия в качестве основы конституционного строя (ч. 1 ст. 13).

Особую опасность представляет установление одной идеоло­гии в качестве государственной или обязательной, что как раз за­прещается в ч. 2 ст. 13 Конституции. В этом одна из главных га­рантий против сползания государства к тоталитаризму.

История ясно показала, что тоталитарное государство не мо­жет допустить идеологического плюрализма. Оно неминуемо за­крепляет в конституции идеологию правящей верхушки, принуж­дая население к следованию ей. В СССР, например, эта идеоло­гия пронизывала дошкольное воспитание, среднюю и высшую школу, навязывалась прессе и науке. В разного рода кружках и «университетах» марксизма-ленинизма происходила массовая об­работка людей, исключавшая возможность выбора системы взглядов по собственному желанию. Более того, за «чуждые взгляды» привлекали к уголовной ответственности, судили, ссы­лали и уничтожали. Аналогичное положение существовало в гит­леровской Германии и других фашистских государствах.

Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в ка­честве государственной или обязательной всецело адресуется к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в сознание лю­дей в государственных школах и высших учебных заведениях, в государственных средствах массовой информации. Она не может быть критерием отбора граждан для службы в государственном аппарате и армии.

Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных вы­боров тех или иных политических сил со своей идеологией. В этом случае должностные лица законодательной или исполни­тельной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком» и проводить соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их приверженности к той или иной идеологии, программным установкам их партий очень трудно. Однако это ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к перестройке школь­ных и вузовских программ, к подчинению идеологическим уста­новкам государственных средств массовой информации. Недо­пустимы чистки государственного аппарата, армии и правоохра­нительных органов по идеологическим критериям. Не может быть и речи об уголовной ответственности за пропаганду циви­лизованных взглядов, теорий, идей и концепций.

В то же время негосударственные учебные заведения и средст­ва массовой информации сохраняют право пропагандировать только свою идеологию. Такая деятельность прямо отражает га­рантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.

Продолжением идеологического многообразия является поли­тическое многообразие, многопартийность, которые также закре­пляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). В демократическом го­сударстве признается, что политические партии выражают инте­ресы основных социальных групп населения.

Партии разрабатывают и представляют избирателям альтерна­тивные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, реше­ний проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выра­жающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, обычно разра­батываемые политическими партиями. Многопартийность, сле­довательно, выступает как форма политической демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.

Порядок создания политических партий, финансирования го­сударством их деятельности в избирательных кампаниях устанав­ливается законом. Такое законодательство существует практиче­ски во всех развитых странах, чем признается важная роль пар­тий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политиче­ских партий, на их деятельность распространяется принцип сво­боды общественных объединений, также закрепляемый в консти­туционном порядке (ст. 30 Конституции РФ). Отношения госу­дарства с партиями часто бывают весьма сложными, поскольку именно партии образуют оппозицию правительству — парла­ментскую и внепарламентскую. Но это не может стать основани­ем для какого бы то ни было ограничения деятельности отдель­ных партий, а тем более их запрещения.

В демократических странах встречаются различные партий­ные системы — двухпартийные, многопартийные. Это зависит от активности самих граждан, состояния их политического созна­ния. Однако ни в одной из таких стран не существует однопар­тийной системы — это признак тоталитарного государства или крайне низкого развития политической культуры. Конституция России отвергает однопартийность, и любые попытки ликвиди­ровать плюрализм в пользу одной «руководящей и направляю­щей» силы следует квалифицировать как антиконституционный переворот. По смыслу Конституции, правомерна только такая партийная система, которая включает как минимум две полити­ческие партии. Государство не может, конечно, регулировать ко­личество партий, но оно заинтересовано в создании жизнеспо­собной политической системы, чтобы в парламентах были пред­ставлены крупные партии, выражающие устойчивые интересы широких слоев населения. Свобода создания политических пар­тий не должна служить инструментом для прихода к власти раз­ного рода экстремистов и криминальных элементов.

Все партии, как и другие общественные объединения, равны перед законом. Это означает, что к ним предъявляются одинако­вые требования при регистрации, устанавливается единый поря­док защиты имущества и прекращения деятельности. Но это не означает, что во всех случаях партии должны оказываться в рав­ном положении. Например, если партия не набирает установлен­ного законом количества подписей при выдвижении кандидатов, то она лишается права требовать занесения этих кандидатов в из­бирательные бюллетени. Практически во всех странах малочис­ленные партии жалуются на дискриминацию, но чаще всего речь идет о неизбежной государственной селекции в целях создания реальных и эффективных механизмов формирования органов власти. Отдельные условия, которые в равной мере ставятся пе­ред всеми партиями, не означают нарушения равенства прав всех общественных объединений для их участия в политической жиз­ни. Также не нарушают принципа свободы деятельности законо­дательные ограничения хозяйственной деятельности партий и других общественных объединений, если эта деятельность не со­ответствует уставным целям, направлена на извлечение прибыли в личных интересах отдельных руководителей и т. д.

Правовое положение партий (институциализация) в каждой стране имеет особенности. Место и роль партий фиксируются в Основном законе Германии («партии содействуют формирова­нию воли народа» — п. 1 ст. 21), в конституциях Испании, Пор­тугалии, Греции и др. Свобода создания и деятельности партий закреплена в конституциях или судебных решениях США, Фран­ции, Германии, Португалии и др. В то же время от них конститу­ционно требуется «уважать принцип национального суверенитета и демократии» (Франция), соответствовать «основам свободного демократического строя» (Германия). В некоторых государствах действуют законы, регламентирующие широкий круг вопросов, связанных с образованием и деятельностью партий (Россия, Гер­мания, Австрия, Португалия, Испания и др.). В других законода­тельно регулируется только финансирование партий (Франция, Италия, Швеция, Финляндия и др.). Законы многих стран прямо запрещают партии фашистского толка (Италия, Испания, Порту­галия и др.), но в любом случае запрещение партии возможно только судебным решением. Для предотвращения коррупции за­коны регулируют размеры частных пожертвований в партийные кассы, ограничивают предвыборные расходы партий, вводят го­сударственное финансирование партий (США, Россия и др.).

В Российской Федерации Федеральный закон «О политиче­ских партиях» (в редакции от 30 декабря 2006 г.) установил тре­бования к партиям: в партии должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, а в остальных — не менее 250. Партии, не отвечаю­щие этим требованиям Закона, подлежат преобразованию в об­щественные объединения или ликвидации. Запрещено создание и деятельность партий, цели которых направлены на насильст­венное изменение основ конституционного строя и целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, созда­ние вооруженных и военизированных формирований, разжига­ние социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Не допускается создание структурных подразделений партий в органах государственной власти и органах местного самоуправле­ния, в Вооруженных Силах, в правоохранительных и иных госу­дарственных органах, на предприятиях и в учереждениях, вмеша­тельство партий в учебный процесс. Закон устанавливает поря­док регистрации партий, которую осуществляет Министерство юстиции РФ, внутреннее устройство партии, а также государст­венную поддержку и государственное финансирование партий, их участие в выборах и референдумах. Регламентирован порядок приостановления деятельности и ликвидации политических пар­тий (см. также § 2 гл. 12 учебника).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал