Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовой базис прав человека






После Второй мировой войны началось интенсивное осозна­ние мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превра­щаться в международную, в результате чего конституционное право стало все больше подпадать под влияние международных стандартов. Сегодня уже общепризнано, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового со­общества и являются достоянием всей цивилизации.

Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощ­рении и развитии уважения к правам человека и основным сво­бодам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Ус­таве Организации Объединенных Наций. Однако потребовалось время, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декаб­ря 1948 г. (СССР и другие социалистические страны при голосо­вании воздержались).

Е5сеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Далее провозглашаются права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права, на кото­рые человек вправе претендовать как «член общества» (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.). Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека.

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и по­литических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих ак­тах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам челове­ка, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворе­нию в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. В 1984 г. анало­гичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный между­народный кодекс прав человека и гражданина, а государства-уча­стники взяли на себя обязательство принять необходимые зако­нодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.

В идентичных преамбулах к каждом пакту отмечается, что достоинство, равные и неотъемлемые права людей являются ос­новой свободы, справедливости и всеобщего мира и что права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Указывается также, что идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами. Оба пакта закрепляют право народов на самоопределение, равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми правами чело­века, гарантии от нарушения или необоснованного ограничения какого-либо права человека или какой-либо из основных свобод. Пакты также препятствуют ограничению государствами уже су­ществующих прав на их территории под тем предлогом, что в пакте не признаются такие права или признаются в меньшем объеме.

Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах признает право на труд, на справедливые и благо­приятные условия труда, право создавать профессиональные сою­зы и вступать в них, право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, право семей, матерей, детей и подрост­ков на самую широкую охрану и помощь, право на достаточный жизненный уровень, право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, право на образование, право на участие в культурной жизни.

Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает широкий круг личных и политических прав: право на жизнь, запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, рабства, под­невольного труда, произвольного ареста или содержания под стражей, право лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение. Закрепляется свобода передвижения и выбора местожительства, равенство перед судом и гарантии при уголовном преследовании. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на при­знание его правосубъектности; запрещается произвольное или незаконное вмешательство в личную и семейную жизнь челове­ка, посягательство на неприкосновенность его жилища или тайну корреспонденции.

Статьями Пакта защищается право на свободу мысли, совести и религии, право на свободное выражение своего мнения. Всякая пропаганда войны и выступления в пользу национальной, расо­вой или религиозной ненависти, представляющие собой подстре­кательство к дискриминации, вражде или насилию, должны быть запрещены законом. Пактом признается право на мирные собра­ния и на свободу ассоциаций. Закреплены права мужчин и жен­щин, достигших брачного возраста, вступать в брак и основывать семью и принцип равенства прав и обязанностей супругов в от­ношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. Устанавливаются также меры по защите прав детей и признается право каждого гражданина принимать уча­стие в ведении государственных дел своей страны. Все люди рав­ны перед законом и имеют право на равную защиту закона. Пак­том предусматривается и ряд других прав и свобод человека.

Оба пакта уделяют внимание проблеме ограничения прав. Международный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах предусматривает, что права, изложенные в этом доку­менте, могут быть ограничены в соответствии с законом, но только постольку, поскольку это совместимо с природой указан­ных прав, и исключительно с целью способствовать общему бла­госостоянию в демократическом обществе.

Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит общего положения, которое допускает ограничения в отношении осуществления всех прав, изложенных в Пакте. Од­нако некоторые права не должны подвергаться никаким ограни­чениям, кроме тех, которые установлены законом и которые не­обходимы в интересах государственной безопасности. В связи с этим осуществление таких прав, как право на жизнь, свобода от пыток, свобода от рабства и подневольного состояния, право на защиту от лишения свободы за невыплату долга, свобода от об­ратной силы уголовного законодательства, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии, ни в ка­ком случае не может быть приостановлено или ограничено даже во время чрезвычайного положения.

Ограничение или приостановление осуществления прав при чрезвычайном положении допускается только «в такой степени, в какой это требуется остротой положения» и не может повлечь дискриминацию на основе расы, цвета кожи, пола, языка, рели­гии или социального происхождения. О таком ограничении или приостановлении осуществления прав необходимо уведомлять ООН.

Принятый одновременно с Пактом о гражданских и полити­ческих правах Факультативный протокол предоставил возмож­ность Комитету по правам человека, созданному в соответствии с положениями этого Пакта, получать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений ка­кого-либо из прав, изложенных в Пакте. Второй Факультатив­ный протокол (1989 г.) направлен на отмену смертной казни.

Поскольку демократические государства рассматривают обще­признанные нормы и принципы международного права состав­ной частью своей правовой системы, пакты являются для таких государств правовыми актами прямого действия. Это тем более важно, что установленные ими стандарты шире содержания мно­гих конституций.

Важнейшим международно-правовым актом о правах челове­ка является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ра­тифицировала 30 марта 1998 г.). Участниками Конвенции явля­ются члены Совета Европы, который является межправительст­венной организацией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верхо­венства права и принцип, в соответствии с которым все лица, на­ходящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое рассматри­вается как способное и стремящееся соответствовать положени­ям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).

Конвенция закрепляет ряд личных экономических, политиче­ских и социальных прав: право на жизнь; запрет пыток, бесчело­вечного или унижающего достоинство обращения или наказа­ния; запрет рабства и принудительного труда; право на свободу и личную неприкосновенность; право на справедливое судебное разбирательство; неприменение обратной силы закона в уголов­ном праве; право на уважение частной и семейной жизни, жили­ща и корреспонденции; свободу мысли, совести и религии; сво­боду выражения мнений; свободу информации; свободу собра­ний и объединений; право на эффективное средство правовой защиты; запрет дискриминации; право на свободное вступление в брак, создание семьи и равенство супругов; свободу ассоциаций и право создавать профсоюзы; право на образование; право на свободные выборы; свободу передвижения и выбора местожи­тельства; право гражданина покидать страну и возвращаться в нее; запрет высылки иностранцев. Протокол № 6 к Конвенции содержит запрет смертной казни. В Протоколе № 7 закреплены процедурные гарантии в случае высылки иностранцев, право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстан­ции, компенсации в случае судебной ошибки, право не быть су­димым дважды за одно преступление, равноправие супругов. В 1990-е гг. был принят ряд протоколов, которыми совершенст­вуется контрольный механизм, созданный в соответствии с Кон­венцией.

Правом на обращение по поводу предусмотренных Конвенци­ей прав и свобод обладают: государство-участник (если оно пред­полагает нарушение норм Конвенции в другом государстве-уча­стнике); неправительственные организации; любое лицо; группа лиц. Однако Конвенция защищает только права отдельных лиц, и соответственно в последнем случае участник групповой пети­ции должен доказать, какой ущерб нанесен ему индивидуально.

Специальным разделом учрежден Европейский Суд по правам человека, призванный обеспечивать соблюдение обязательств го­сударствами-членами по настоящей Конвенции.

Россия, вступив в Совет Европы, подписала протокол о при­соединении к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Тем самым она взяла на себя обязательство обеспечить своим гражданам возможность использования прав и свобод, их гарантий, предусмотренных Конвенцией; признала также юрис­дикцию Европейского Суда по правам человека и обязательность исполнения его решений.

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой об­ласти — конвенции и рекомендации — приняты специализиро­ванной организацией ООН — Международной организацией тру­да (МОТ).

Важным каналом утверждения прав и свобод человека и граж­данина является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В Заключительном акте Совещания по безо­пасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г., один из разделов посвящен правам и свободам человека и содер­жит обязательство государств-участников (в число которых вхо­дит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство — участник этой организации вправе привлекать внимание других государств-участников по дипломатическим ка­налам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участником. Сотрудничество в области прав и свобод человека является содержанием понятия «человеческое измерение ОБСЕ». Большое внимание правам и свободам чело­века и гражданина уделяет Хартия для новой Европы, принятая в Париже 21 ноября 1990 г.

Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующих норм в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает: «В Российской Федерации признаются и гаранти­руются права и свободы человека и гражданина согласно общепри­знанным принципам и нормам международного права и в соответ­ствии с настоящей Конституцией». Такая формулировка означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-пра­вовых актах, действует в России только в том случае, если оно не противоречит российской Конституции. При этом условии можно считать, что общепризнанные принципы и нормы международно­го права в области прав человека имеют в России прямое действие и не требуют механизма имплементации, т. е. закрепления через внутреннее законодательство.

Это тем более важно, что международно-правовые акты и конституция часто закрепляют по сути одинаковые права не в идентичных формулировках, что рождает различные толкования по поводу последствий. В Конституции РФ, например, нет нор­мы, равносильной ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, в которой закреплено «право каждого на дос­таточный жизненный уровень для него самого и его семьи, вклю­чающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерыв­ное улучшение условий жизни». К тому же со временем между­народное сообщество может принять акты о новых правах и свободах, включение которых в Конституцию России по каким-то причинам будет задерживаться или вообще признано нецеле­сообразным. Аналогичный вопрос встал в связи со вступлением России в Совет Европы — основные европейские конвенции со­держат высокие стандарты по правам человека, что требует при­ведения в соответствие с ними внутреннего законодательства страны. Ясно, что права человека во всех таких случаях должны быть защищены, но одних международно-правовых актов для этого в отдельных случаях недостаточно.

Процесс правовой интернационализации прав человека раз­вивается быстро и в весьма эффективных формах, превращая гражданина государства в гражданина планеты. Фактически уже сейчас в силу признания международного права внутренним пра­вом страны ни одно государство не должно отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не за­фиксировано в конституции данного государства. Трудно пред­положить, что в России Федеральное Собрание откажется рати­фицировать какой-либо международно-правовой акт, закрепляю­щий новые права и свободы, а гражданам будет отказано в этих правах только по соображениям их отсутствия в Конституции. Процессы глобализации включают неуклонное сближение меж­дународно-правового и конституционно-правового институтов прав и свобод, что в перспективе, хотя и далекой, может сделать последний излишним. Единый всемирный правовой статус чело­века и гражданина будет неотъемлемой чертой будущей цивили­зации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал