Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Довженко Александр Петрович
(11.09. 1894— 25.11. 1956) Сценарист, режиссер, актер
Крестьянин по происхождению, Александр Довженко родился и провел свое детство и юность в предместье небольшого городка Сосницы Черниговской губернии. Его образное представление о мире было неотделимо от образов украинского фольклора, от поэзии Гоголя и Шевченко. Окончив в 1914 году учительский институт, он три года занимался педагогической деятельностью в Житомире. Учился в Киевском университете и Коммерческом институте в Киеве. В 1914-1917 гг. преподавал естествознание и гимнастику в гимназии. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище, работал художником. С 1926 г. режиссер-постановщик на киностудиях Одессы, Киева, Москвы. В 1926 году Довженко начинает работать в кино: пишет для одесской кинофабрики сценарий комедии-гротеска «Вася-реформатор» (1926) и ставит по своему сценарию комическую короткометражку «Ягодка любви» (1926). В следующем году он в возрасте 33 лет выпускает свой первый полнометражный фильм — революционно-приключенческую мелодраму «Сумка дипкурьера». Сам он называл эти фильмы «пробой пера». Первой подлинно довженковской вещью была кинопоэма «Звенигора» (1927). По стилю и методу Довженко был романтик, близкий к раннему Гоголю. Как и у Гоголя, корни довженковского романтизма уходили в украинскую народную поэзию. Фольклорные мотивы, постоянно используемые режиссером в фильмах, есть воплощение народного сознания, его мудрости.Отсюда великолепные довженковские картины природы, лирические сцены, украинский юмор. Для Довженко характерны тенденция к удлинению кадра, опора на внутрикадровое (преимущественно природное) движение, что весьма нетипично для советского 20-х годов. Наивысший в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом фильме «Земля» (1930) Этот фильм стал одним из 12 лучших фильмов из всех времён и народов (Брюссель, 1958) Правда фильм упрекали в «биологизме», в том, что показанная в нем могучая природа «задавила», отодвинула в тень социальный конфликт. В 1934 году Довженко покидает Украину, и находит в Москве приют и покровительство Сталина, намеревающегося сделать Довженко придворным художником. По его личному указанию Довженко создал миф гражданской войны в фильме «Щорс». Именно в период работы над «Щорсом» сценарий Довженко из краткого монтажного плана превращается в самостоятельное литературное произведение, существующее параллельно с фильмом. Дальнейшие кинематографические замыслы Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как это произошло с замечательно поэтичной «Жизнь в цвету» (Мичурин) (1946-47). Когда-то Сергей Эйзенштейн окрестил Довженко человеком-динамитом. Он имел в виду, конечно, не разрушительство, он говорил об энергии творчества, взрывной силе темперамента, страстности, с которой мастер относился к делу. Режиссер много лет преподавал во ВГИКе. Из его мастерской вышли блистательные ученики: Георгий Шенгелая, Отар Иоселиани, Лариса Шепитько, Джема Фирсова. «Чего хотел Сашко Довженко и чему он нас научил? Национальный художник Украины, он показал миру новое качество раскрытия обычного. Его вещи живописны и песенны. Песня всегда оценивает жизнь, в песне всегда присутствует голос как бы автора. Даже эпическая песня лирична. В ней виден не только мир, но и то, как оглядывает этот мир человек… Всегда Сашко мечтал о широком и многократном экране и о горизонте, охваченном широким взглядом человека, о степном и лесном горизонте. Он умел показать, как плот проносится по Днепру, и как поворачивает быстрая вода плот, и раскрывается мир все с новых поворотов.» (ШКЛОВСКИЙ В. Сашко Довженко // В. Шкловский. За 60 лет. Работы о кино. М., 1985.
|