Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовые стандарты






С окончанием холодной войны укрепилась глобальная тен­денция к демократизации общественного устройства. В связи с этим в бывших тоталитарных государствах возрос интерес к стан­дартам по проведению выборов в органы государственной вла­сти, выработанным международными организациями. Многие из этих стандартов заимствованы конституционно-правовой систе­мой Российской Федерации.

Особенно важны три международно-правовых акта:

Всеобщая декларация прав человека устанавливает (ст. 21): «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта во­ля должна находить себе выражение в периодических и нефаль­сифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосо­вания или же посредством других равнозначных форм, обеспечи­вающих свободу голосования»;

Международный пакт о гражданских и политических пра­вах закрепляет (ст. 25) право и возможность каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминации:

 

принимать участие в ведении государственных дел как не­посредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избира­тельного права при тайном голосовании и обеспечивающих сво­бодное волеизъявление избирателей;

Европейская конвенция о защите прав человека и основ­ных свобод (Протокол № I) содержит следующее положение (ст. 3): «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются прово­дить свободные выборы с разумной периодичностью путем тай­ного голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной власти».

Венецианской комиссией Совета Европы разработаны «Ру­ководящие принципы относительно выборов» (2002 г.), которые устанавливают в качестве общеевропейских следующие пять принципов: «всеобщее, равное, свободное, тайное и прямое из­бирательное право. Кроме того, выборы должны проводиться регулярно». В этом документе содержатся рекомендации по про­ведению выборов, обеспечивающие гарантии избирательных прав граждан.

Российской Федерацией (Федеральный закон от 2 июля 2003 г.) ратифицирована Конвенция о стандартах демократиче­ских выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, подписанная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.

Закрепленные в международно-правовых актах принципы ор­ганизации и проведения выборов не являются исчерпывающими. Кроме того, есть и другие важные акты. В частности, очень важ­но видеть неразрывную связь избирательных прав граждан с дру­гими основными правами, и особенно с правом принимать уча­стие в управлении страной, правом на свободу убеждений и их выражения, правом на свободу ассоциации, правом на проведе­ние мирных собраний и демонстраций и др.

Международно-правовые стандарты носят самый общий ха­рактер, они универсальны и потому абсолютно и во всем подхо­дят для любого демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества.

В международно-правовых актах и документах сформулирова­ны требования, выполнение которых является обязательным ус­ловием для того, чтобы выборы признавались легитимными. Та­ковыми являются требования, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

Свободными признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере, характеризующейся отсутствием давления и запугива­ния избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Всем гражданам без всякой дискриминации должен быть обеспе­чен равный доступ к участию в выборах. Граждане должны быть убеждены в том, что их участие в выборах не причинит им вреда. Особенно важно, чтобы избиратели беспрепятственно пользова­лись такими свободами, как свобода слова, мнения, ассоциации, информации, собраний, демонстраций и т. д. В период проведе­ния выборов, которые часто сопровождаются обострением поли­тической борьбы, должно решительно защищаться право выраже­ния идей сторонников различных политических партий. Важней­шей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. Несовместимо с проведением свободных выборов офици­ально объявленное чрезвычайное положение. В конечном счете выборы являются свободными в той степени, в какой они позво­ляют наиболее полно выявить волю народа. В Российской Феде­рации свободные выборы являются конституционной нормой (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). Законодательно закреплено также, что демократические свободные выборы в органы государствен­ной власти и в выборные органы местного самоуправления явля­ются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявле­ние граждан на выборах путем защиты демократических принци­пов и норм избирательного права.

Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из де­мократического избирательного права, в котором прочно гаран­тированы всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Активное избирательное право должно предоставляться гражда­нам, достигшим минимального возраста, и не ограничиваться ус­ловиями владения собственностью, чрезмерными требованиями проживания в стране или конкретной местности, языковыми требованиями и другими цензами, способными отстранить граж­дан от участия в выборах. Для обеспечения справедливости вы­боров необходима эффективная зашита выборов — как в ходе их проведения, так и при подсчете голосов — от мошенничества и злоупотреблений. В частности, должны быть обеспечены присут­ствие наблюдателей и равный доступ к средствам массовой ин­формации для всех кандидатов и партий, участвующих в выбо­рах. Выборы должны проводиться с установленной законом пе­риодичностью. Перенесение срока выборов может допускаться при чрезвычайном положении или в других исключительных об­стоятельствах, не допуская создания угрозы для демократии.

Подлинные выборы также предполагают реализацию гражда­нами совокупных демократических избирательных и других прав. Такие выборы заранее направлены на то, чтобы как отдельные посты, так и власть в целом были определены на основе воли большинства избирателей. Любое меньшинство должно проявить готовность к тому, чтобы признать невыгодные для себя резуль­таты выборов, если они были свободными, справедливыми и за­конными. Передача власти по результатам выборов должна осу­ществляться на основе закона.

Подлинные выборы, кроме того, обеспечивают избирателям реальный выбор, т. е. на основе политического плюрализма. В связи с этим в законах Российской Федерации и ее субъектов закреплена обязательная альтернативность выборов, т. е. наличие в избирательном бюллетене фамилии не одного, а минимум двух кандидатов. Чтобы стать подлинными, выборы также должны проводиться в условиях информированности населения в отно­шении кандидатов и их программ, а также в отношении того, «кто, когда, где и каким образом» будет осуществлять регистра­цию и проводить голосование.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал