Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти






Понятие главы государства. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должност­ного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устой­чивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть гла­ва государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ го­сударства и официальный представитель народа. Глава государст­ва призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфлик­тов между органами государственной власти.

При различных формах правления полномочия главы государ­ства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы го­сударства номинальны, в других — они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет опреде­ленные собственные полномочия, т. е. высшие представитель­ские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции ни­кому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия — например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимо­сти от политических условий и исторических традиций. В госу­дарствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.), например, глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят только как предста­вительские. Столь же слабо они выражены в республиках парла­ментского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство изби­рает тип президентской (США) или полупрезидентской (Фран­ция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливать­ся с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или, нахо­дясь как бы вне ее, фактически ее контролировать.

Когда говорят о положении главы государства в системе орга­нов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демо­кратическом правовом государстве всегда действует принцип раз­деления властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей — законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя полностью отнести ни к законодательной, ни к судебной.

Другое дело — взаимоотношения главы государства с испол­нительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в од­ну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в конститу­ции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти — ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком по­ложении, не отрицающем принцип разделения трех властей, об­разуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом кон­ституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках президентского типа — это всегда множество единоличных полномочий. Глава государст­ва не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиаль­ный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законода­тельной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парла­мента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с оп­ределенным участием парламента), которое в силу этого приобре­тает стабильный характер (явление частой смены правительств, характерное для парламентской формы правления с многопар­тийностью, получило название «министерская чехарда»). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический ха­рактер правового государства — напротив, она в определенных условиях оказывается единственно возможным инструментом со­хранения конституционного порядка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал