Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе психологической диагностики детей с ОВЗ необходимо соблюдать ряд принципов: 1.Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности, доступной ребенку с ОВЗ: предметно-практической, игровой, учебной. 2.Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования, построенный на концепции Выготского об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка. Для психолога важен не только результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение к хаданию, собственная оценка результатов. 3.Принцип личностного подхода. Психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом. 4.Принцип сравнительного подхода. При изучении нарушенного развития психолог должен правильно ориентироватьсяв особенностях психического развития здорового ребенка. 5.Принцип комплексного подхода. Учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ОВЗ: клинических, педагогических, психологических, социальных. По результатам психодиагностики должны быть выявлены: 1) нарушения психической деятельности, их механизмы для определения перспектив реабилитации 2) наиболее сохранные психические функции, чтобы задействовать компенсаторные механизмы 3) должна быть осущестлена оценка тех особенностейпсихической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития. Углубленное психодиагностическое обследование детей, с ОВЗ должно обеспечивать 1)оценку психомоторного развития 2)всестороннюю оценку интеллектуального развития 3)оценку эмоционально-волевой сферы 4)оценку характера и особенностей личности в целом 5)оценку поведения и психологических механизмов его регуляции Основные трудности психолога при обследовании заключаются в том, что многие методики не могут использоваться полностью или частично в связи с особенностями нарушений. Психолог должен владеть большим количесвом методов и взаимозаменяемых методик и перед обследованием больного тщательно подбирать наиболее пригодные для обследования с учетом расстройств. вследствие истощаемости нужно внимательно относиться к дозированию тестовых нагрузок (до 5-7 лет — 20-30 минут) Для оценки интеллекта мб использованы, напр., тест Векслера (иногда частично, графические тесты, методика исключения предметов и т.д. Основные требования к психодиагностике детей с ОВЗ 1)Психодиагносика должна быть максмально ранней, те проводиться непосредственно после установки медицинского диагноза 2)должна обеспечить обоснованность разработки программ психокоррекции, текущиц контроль её резульативности в процессе сопровождения психическогог развития ребенка, оказания ему психологической помощи 3)Психодиагностике подлежат не только сами дети, но и их родители 4)программа должна по возможности определить все нарушения психического развития, а используемые методы и методики должны отличаться надежностью, валидностью и быть адекватными возрасту и степени тяжести заболевания ребенка 5)результаты носят конфиденциальный характер и к проведению могут привлекаться только специалисты
Структура и содержание работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
Значение психодиагностического исследования при отборе детей в разные виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений и для интегрированного обучения в массовые школы. 1926г. В России вышло 1 постановление о медицинско-педагогических комиссиях, которые предназначаются для того, чтобы обосновано можно было уточнять состояние ребенка и поставить ему медицинский диагноз. Выготский говорил о том, как должно проходить исследование: 1. Принцип комплексного подхода к обследованию ребенка на ПМПК. (обследование разными специалистами) Психологическое обследование является неотъемлемой частью ПМПК. 1)Данные социального педагога -состав семьи -возраст, образование -проф. занятость родителей, -материально-бытовые условия, (наличие рабочего места у ребенка, сколько времени за ним проводит, рабочий стереотип, если нет – мб неустойчивость внимания) -психологический климат -кто воспитывает ребенка кроме родителей 2) Врачи -медицинский анамнез всех членов семьи, отклонения, протекание беременности и родов, болезни, лечения; -история развития самого ребенка -Педиатр – на момент обследование необходимо заключение педиатра об общем соматическом состоянии ребенка -Окулист - острота зрения, глазное дно, широта поля зрения -ЛОР – острота слуха, состояние всей системы -Хирург-ортопед – заключение -невропатолог (+ЭЭГ) Психиатр 3) Педагогическая характеристика -посещал ли образовательные учреждения (сколько и какие), если нет, то кто занимался воспитанием ребенка, возможное влияние -какие трудности возникали в учебном процессе 4) Логопед 5) Психолог Специалисты обсуждают, психиатр ставит диагноз 2. Принцип всестороннего и целостного обследования ребенка на ПМПК (ребенок должен быть обследован психологом всесторонне – все сферы личности) 1) когнитивная (-внимание, -память, -воображение, -представление, -мышление) 2) эмоциональная 3) волевая (сформированность произвольной регуляции деятельности) 4) коммуникативная 5) мотивационная 6) самооценка 7) индивидуально-типологические особенности – особенности поведения 3. Принцип возрастной и содержательной валидности использованных методик Методы должны соответствовать возрасту, уровню развития и предмету исследования 4. Принцип динамического подхода и обследования ребенка. 5. Принцип деятельностного подхода. Учитывает сформированность ведущего вида деятельности. 6. Принцип соотнесения результатов обследования ребенка с нормами. В данный момент существует проблема с нормативами, поэтому опора идет на среднегрупповые показатели, если показатели ребенка ниже, то на него стоит обратить внимание педагогов и психологов, или же он попадает в группу риска. 7. Принцип качественно-количественного анализа результатов обследования Значение количественного и качественного анализа очень хорошо дополняют друг друга (н-р, профиль интеллекта) 8. Соблюдение условий проведения психодиа .Цель ПМПК - организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания, пропаганда здорового образа жизни среди школьников, родителей, педагогов. .Основными задачами ПМПК являются: • Своевременное выявление и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии; • Комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей; • Определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии; • Содействие и инициирование организации условий развития и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка; • Внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми; • Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии; • Своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи; • Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении; • Координация деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений; • Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения; • Профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению потребления психоактивных веществ; • Разработка и реализация программ, содействующих приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни; • Содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии. Думаю, речь здесь должна идти о том, чтобы ребенок получил образование, соответствующее способностям и возможностям в маскимально комфортной для ребенка среде
|