Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жить по средствам (в конце царствования был упадок финансов, но в начале царствования положение экономики было хорошим).
3. В области внешней политики Павел Петрович считал, что империи не нужно расширяться, а должна наладить управления данными землями. Он считал, что Россия достаточно сильна и был противником дальнейших войн. Екатерина начинала процесс войны с революционной Францией, а Павел вскоре продолжил вступление России в антифранцузскую коалицию. Император больше уделял внимания внутренней политике. У Павла Петровича было два кумира – Пётр Великий и Фридрих II. Павла раздражала Французская революция, её культура, он издаёт указы, запрещающие одевать дамам цвета французского республиканского флага. Офицерское гвардейство раздражало появление в гвардии немцев и малороссов. Офицерам было запрещено ездить в закрытых экипажах, носить муфты, необходимо носить парики, вставать в полночь, припудриться, завиться, заниматься муштрой и т.д. Дворяне лишились дешёвой рабочей силы, огромного количества свободного времени, все дворяне должны были служить. Первое, что сделал Павел, так это установил твёрдые принципы власти. 5 апреля 1797 года было подписано три важных акта: акт о престолонаследии (власть передаётся по мужской линии, но только при пресечении мужской линии – передавать по женской линии), акт о российских императорских орденах (не были указаны ордена, введённые при Екатерине Великой), акт о регламентации удельного ведомства (дворцовые крестьяне стали удельными, принято положение об императорской фамилии). Императорская семья содержалась из доходов кабинета и государства, а другие члены императорской фамилии должны были по достижению совершеннолетию получать деньги от удельных крестьян. Указ о трёхдневной барщине – крестьянин работает три дня на помещика, три дня на себя, а также запрещало работать в день воскресный. Только при Николае I указ приобретает действие регламентирующего и вносится в Свод Законов Российской империи. Павел придерживается принципам – раздача крестьян в частные руки. Крепостное право устанавливается на территории войска Донского, где его не было испокон веков. Павлом была восстановлена система коллегий, предпринимались попытки стабилизировать финансовое положение страны (в том числе знаменитая акция по переплавке дворцовых сервизов в монеты). Павел I затеял военную, как, впрочем, и другие реформы, не только из собственной прихоти. Российская армия была не на пике формы, страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно: в частности, дворянские дети с рождения были приписаны к тому или иному полку. Многие, имея чин и получая жалование, не служили совсем (по всей видимости, таких офицеров и увольняли из штата). За нерадивость и расхлябанность, грубое обращение с солдатами император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь. Павел I преследовал воровство генералов и казнокрадство в армии. А телесные наказания приписывал исполнять и сам Суворов в своей «Науке побеждать» (Кто солдат не бережёт — палочки, кто себя не бережёт — тому палочки тоже), также сторонник строгой дисциплины, но не бессмысленной муштры. Как реформатор, он решил следовать примеру Петра Великого: взял за основу модель современной европейской армии — прусской. Военная реформа не была остановлена, и после смерти Павла. В 1797 году преобразовал Собственную Его императорского высочества чертёжную в новый орган — Депо карт, положивший начало первому централизованному архиву (ныне Российский военно-исторический архив). В правление Павла I возвысились лично преданные императору Аракчеев, Кутайсов, Обольянинов и ценимые им Кутузов, Бенкендорф. Опасаясь распространения в России идей Французской революции, Павел I запретил ношение «жилетов», выезд молодых людей за границу на учёбу, был полностью запрещен импорт книг, вплоть до нот, закрыты частные типографии. Регламентация жизни доходила до того, что устанавливалось время, когда в домах полагалось тушить огни и какое платье носить. Специальными указами некоторые слова русского языка изымались из официального употребления и заменялись на другие. Так, среди изъятых были имеющие политическую окраску слова «гражданин» и «отечество» (заменённые на «обыватель» и «государство» соответственно), но ряд лингвистических указов Павла был не столь прозрачен — например, слово «отряд» менялось на «деташемент» или «команда», «выполнить» на «исполнить», а «врач» на «лекарь». Однако наибольшая неприятность для российского общества заключалась в том, что все эти запреты подлежали неуклонному исполнению, что обеспечивалось угрозой ареста, ссылки, отставки и проч. И все это действительно исполнялось. Подобная мелочная опека частной жизни подданных вне зависимости от личных качеств и реформаторства императора, обусловила почти повсеместную к нему антипатию и существенно облегчила его свержение. Итог: политика Павла I хотя и была во многом разумной для своего времени, но проводилась так жестоко, деспотично, бесцеремонно, что в скором времени он восстановил против себя еще влиятельную екатерининскую элиту, гвардейское офицерство, высшую и среднюю российскую бюрократию. Он озадачил и испугал дворян требованиями неукоснительной службы и опасными шагами в области крестьянского вопроса. Против нового императора постепенно начали сплачиваться все эти силы. Его поддержка была слаба — лишь «гатчинская армия», солдаты, жители польских провинций, крестьянство. Но не они решали судьбу власти в России. Внешняя политика. Переворот 11 марта 1801 г. В области внешней политики Павел Петрович считал, что империи не нужно расширяться, а должна наладиться управления данными землями. Логика внешнеполитического развития заставила вступить во вторую антифранцузскую коалицию. В 1798 году один из французских генералов занимает Ионические острова, Наполеон захватывает Мальту во время своего Египетского похода. А за год до этого Павел принимает магистерскую корону, жезл, крест Мальтийского ордена. Мальтийская символика вошла в государственный герб, Мальтийский орден как государственная награда, и только Александр Благословенный отменил это явление. В это время сколачивается вторая коалиция против Франции: Россия, Турция, Англия, Неаполитанское королевство, Австрия. Впервые Россия и Турция воевали против Франции как союзники. Средиземноморская экспедиция 1797-1798 гг. адмирала Ф.Ф.Ушакова, Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. С лета 1798 года новый подход Павла к внешней политики – союз России и Франции против Англии. Конечно же, единство коалиции подрывали разные цели, которые ставили союзники. Наполеон Бонапарт захватил большую часть Италии, неаполитанский и итальянский короли бежали на Сицилию, и, конечно же, это вызывало большое недовольство Австрийской империи. Они ставили задачу установить гегемонию над Северной Италией и Австрийскими Нидерландами. Россия пыталась разгромить революционную Францию, но при этом учитывать интересы Австрии. Средиземноморская экспедиция Ф.Ф.Ушакова совместно с турецкой эскадрой на Ионические острова (протянулись на 1000 километров). Русские войска доходят до границ Италии, и совместно с австрийцами А.В.Суворов разгромил многих известных французских полководцев. Но пленных французов, австрийцы меняют на своих солдат, а не на русских солдат. И было решено отправить Суворова в Швейцарию на соединение с корпусом Римского Корсакова. Великий полководец отправил обозы и вспомогательные войска вокруг Альп, а с главными силами решил перейти Альпы. Корпус Римского Корсакова был разгромлен, русские войска должны были пробиться сквозь Альпы и преодолеть перевалы, которые контролировали французы. В итоге он вывел 15 тысяч человек из 20 тысяч человек, соединяется с корпусом Римского Корсакова, а после отправляется в Петербург (по приказу Павла), где вскоре умирает. Павел полностью разочарован в своих австрийских союзниках, но всё же надеется на помощь англичан. Но вскоре в 1800 году Мальта сдаётся англичанам, которые начинают контролировать её. В этот момент у Павла возникает мысль, что Россия ничего не достигла и не за что была пролита кровь. Наполеон ведёт тонкую игру, чтобы разъединить союзников – отпускает русских пленных, заключает договор с Англией. Павел решается на Индийский поход совместно с Францией, чтобы ослабить Англию. Более 20 тысяч казаков двинулись весной 1801 года к берегам Волги, одной из четырёх колонн командовал атаман Платов. В Петербурге начинается подготовка переворота. Уже появляются первые лидеры – Никита Панин, Деребасовский, Пален, Зубовы. Павел выстроил себе Михайловский замок в Санкт-Петербурге («я здесь родился, я здесь хочу умереть»). Зубовы оказались в Петербурге, фон дер Пален стал губернатором, Никита Панин, Бениксин Л.Л. (английский подданный на русской службе). Ночью собирается колонна солдат, которая идёт к Михайловскому замку. За несколько дней до переворота Павел чувствует приближение кончины, фон дер Пален убедил Павла в том, что всё под контролем и в случае опасности, он предупредит императора, чем усыпил бдительность Павла. Император заподозрил в измене Александра, Константину и свою жену Марию Фёдоровну. Убийство Павла I ночь 11-12 марта (23-24 марта) 1801 года. Тянуть дальше заговорщикам было нельзя. За полтора месяца в английской печати сведения о близком перевороте. Ольга Жеребцова, любовница Витворта активно интриговала. Братья Зубовы, Пален, Беннигсен, Полковник гвардейского полка Талызин командиры и офицеры многих гвардейских привилегированных полков. Солдаты в заговоре не участвовали. Среди других руководителей полков: руководитель Семеновского полка Геприрадович, командиры конных полков – граф Уваров кавалергард, князь Яшвиль. Михаил Фонвизин, племянник писателя. Два брата Аргамакова. Алексей Аргамаков имел право сообщать Павлу о происшествиях в любое время дня и ночи. Александр дает согласие на совершение переворота, но не на убийство отца. Последний вечер Павел грозно бросает взгляды на сыновей и бросается с тростью на Александра. На последнем ужине и Павла и Екатерины был Кутузов. В начале 11-го все стихли. Беннигсен и два Зубовых двигались по Марсовому полю. Пален и другие двигались по Садовой улице. При Павле все дворы были переименованы в замки. Заговорщики вышли к Рождественским воротам. 74 ступеньки вели в комнаты Павла. После организации инженерного училища планировка замка изменилась. Первая группа Беннигсена становилась все меньше. Среди них был Аргамаков и Уваров, которые хорошо знали покои. Реально перед дверью оставалось около 10 человек в момент проникновения в жилые комнаты. Мемуаристы старались замаскировать свою роль. В первый час дверь была открыта камер-гусары оказали сопротивление. Бой на саблях. Заговорщики врываются в спальню. Павел из-за шума проснулся и встал. Беннигсен говорит, что Павел спросил: что здесь происходит? Когда проникли 6-8 человек в спальню раздался шум и все разбежались. Один Беннигсен остался со шпагой и не выпустил Павла. Оказалось, что подошла вторая группа заговорщиков. Часть вернулась. Опрокинулся ночник. Все погрузилось в темноту. Беннигсен ушел за свечой и стал рассматривать картины в библиотеке. Когда, он вернулся все было кончено. На труп был нанесен грим. Первый удар был нанесен табакеркой или рукояткой пистолета, или эфесом шпаги или ударился о край стола. Потом Употребление офицерского шарфа капитана Скарятина или шарфа самого Павла или Беннигсена. Было объявлено, что Павел умер от апоплексического удара. Больше Михайловский замок как императорская резиденция не использовалась.
Преобразования в области культуры и быта в первой четверти XVIII в. Торжество светского начала над конфессиональным. Негативные аспекты культурной реформы Петра I. Образование и наука (светская школа, военные учебные заведения, музеи, училища, научные экспедиции, учреждение Академии наук). Архитектура и градостроительство. Искусство и театр. Изменения в быту Церковная реформа Петра Великого. Старообрядчество и его эволюция (конец XVII-XVIII столетие). Реформы Петра Великого не только разделила историю на допетровский, петровский и послепетровский периоды. Она также разделила историю РПЦ на два периода, и начался синодальный период в истории церкви, который продолжался до 1917 года. История религии и церкви очень важный аспект человеческой цивилизации. Началась грандиозная реформа, и она не могла не затронуть церковь, такую параллельную светскому государству структуру. Административная часть церкви являлась двойником государственной власти: во главе церкви Патриарх, у него есть свои дворяне, органы управления и т.д. Задачи у реформы церкви: 1. Политико-административная задача – власть требовала, чтобы не было ещё одной вершины в государстве – Патриарха. Кто важнее: патриарх или царь. Существует две линии власти: светская и церковная, и считалось, что церковная власть от Солнца, а светская власть от Луны, т.е. она вторична. Но наши митрополиты и патриархи мыслили так, но в реальности действовали по-другому. Главная задача – поставить церковь под руку главы государства. 2. Культурно-идеологическая задача – концепция Святой Руси, теперь сменилась культурно-идеологическое сознание людей должно быть изменено. В Средневековье человек имел цель – спасения души. Церковь должна была опираться на ресурсы, у церкви была собственность (дворы, крепостные крестьяне и т.д.). Толчком к началу реформы стала смерть патриарха Адриана 16 октября 1700 года, уже шла война. Именным указам от 16 октября 1700 года был назначен местоблюститель патриаршего престола Стефан Еворский. Реформа началась в январе 1701 года, был издан указ об учреждении Монастырского приказа во главе со светским лицом Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным. Указ от 31 января – глава Монастырского приказа становился полновластным хозяином всех церковных земель. Был запрещён переход монахов из одного монастыря в другой, женщинам запрещалось постригаться в монахини до 40 лет. Все итоги этого законотворчества в указе от 30 декабря 1701 года. В нём утверждалось, что отныне монастырям запрещается управлять вотчинами, они отписывались государству. Государство делило все доходы церкви на две части: определённые (на нужды церкви), заопределённые (на нужды государства). Введено ограничение на монахов и их содержание. В 1705 году уменьшены расходы на монахов до 5 рублей в год. Основные вехи церковной реформы. В 1711 году в связи с Прутским походом было объявлено юридически царь возвращает церкви её владения, а фактически всё осталось по-прежнему. В 1718 году Феофан Прокопович написал «Духовный регламент», в которой написал устав церкви и программа её реформирования. 25 января 1721 года Духовный регламент получил силу закона. Вводился Священный Синод, упразднялся Монастырский приказ, возник орган управления церковью Коллегия Экономии (она ведала монастырскими крестьянами). По Духовному регламенту в каждой епархии должна была устраиваться Семинария (духовные люди могли вести проповеди, становились образованней, изучали языки). С 1700 по 1754 год проводилась линия постановки людей в церковные должности: на высокие должности брали и украинцы, и белорусы, и грузины и т.д. Реформа Петра усилила непонимания у людей, им казалось, что рушатся основы. Государственная реформа Петра Великого изменила всё положение церкви. Многие люди были подвержены влиянию старообрядцев (Дон, Сибирь, Север России). Конфессионализация старообрядчества как религии завершилось после Стрелецкого восстания. Старообрядцы исповедали мысли о конце света. В 1749 году старообрядческий собор осудил практику самосожжения, однако она продолжалась весь XVIII век. 1687 год – сожжение в Палеостровском монастыре до 2000 человек. В 1689 году у города Пудожь сожглось 1500 человек. Старообрядчество в первой половине XVIII века – это время скитаний и духовного поиска. Люди осмысляли учение и всегда по-разному. В конце XVII века старообрядчество разделилась на два направления: поповщина (те, кто признавали священников) и беспоповщина (те, кто, считаю, что церковь – это душа внутри человека, и каждый мирянин может исполнять обязанности священника). Беспоповцы – на реке Вык, а поповцы – на реке Ветка. Делились направления на толки, в беспоповщине толк поморский, филипповский и т.д. Сектантство. Секта имеет устойчивый характер, существует порой несколько столетий. Это группа единомышленников, которые сходятся в одинаковом понимании догмата веры. Распространение и появления новых сект в России – это значит, что страна вступила в новое время, отошла от старых традиций. Секта «Христоверов» - одна из крупнейших сект в России, она возникла в конце XVIII века в христианской среде. Родоначальниками выступили крестьянин из деревни Старая – Даниил Филиппов, который мыслил по-новому, и создал своё учение. Он решил, что божественная сущность (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух) не один раз сходили на землю и воплощались в пророках, в праведников и т.д. Себя объявил Богом Отцом. Свою общину назвали кораблём. Они утверждали, что уединение происходит внутри человека, а храм – это душа человеческая. Даниил Филиппов призывал к строгому аскетизму, свёл Символ Веры к 12 заповедями. Приемником стал Прокопий Данилович Лупкин, бывший стрелец, участник Азовских походов. Хлыстовщина распространилась по стране, проникла даже в Кремль. У части верующих появилась идея строгого аскетизма, так родилась секта «Скопцов или белых голубей». Они были радикалами, и считали, что очищением души является кастрация, так как это будет спасением для души. Основатель – Кондратий Селиванов. Первый антископческий процесс был в 1702 году. В Петербурге дом купца Солодовникова был центром скопцов. Из скопцов выросло много буржуазии и купцов. В 1804 году скопцы подали прошения к царю, чтобы он во всём советовался со скопцами. Но проект не был принят, хотя в 1805 году Александр I встречался с Селивановым и долго говорил с ним о чём-то. Секта «Духоборов», основатель Силуан Колесников. Они отвергали почитание икон, мощей, считали ненужным священников, храмы, монастыри и монахов и т.д. Они писали свою книгу «Животная книга», в которой выражали свои мысли по поводу христианства. Секта «Субботники» - неевреи, которые перешли в иудаизм. Они почитали «Ветхий завет» и не поощряли «Новый завет», придерживались «Моисеевый кодекс морали», соблюдали обряд обрезания и т.д. Народное вольнодумство. Кружок Дмитрия Тверитинова, который пришёл вместе с братьями в Москву, интересовался вопросами веры. И чтобы разобраться во всём, он сам изучил латынь, делал пометки и переводы из Священного писания. Основные мысли: пришёл к новому гуманизму; неправильно переводил Апостола (говорил о том, что можно спастись во всех верах); говорил, что нельзя преследовать инакомыслящих; осуждал чествование мощей; отвергал поклонения Кресту. Вокруг него образовался кружок – студенты, булочники, ремесленники, монахи. В 1712 году кружок был разгромлен. Кружок Григория Талицкого, который был переписчиком книг, пришёл к неканоническим толкованием и пришёл к политическим книгам. Реформы Петра I в области культуры всегда вызывали самые противоречивые оценки. В 1700 году – по примеру Западной Европы ввели новое летоисчисление – от рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции. Петр пытался создать первый публичный театр. 2 января 1703 года – в Москве было начато издание первой газеты «Ведомости», которую редактировал сам Петр. Взамен прежнего церковно-славянского шрифта был введен новый шрифт. Отличительными чертами культуры XVIII века были победа в ней светского начала, способность к активным контактам с культурами других народов, развитие рационализма в общественном сознании. Образование: · Особенно большое внимание Петр уделял школе. · В 1701 году - Первая школа, организованная Петром, была «Школа математических и навигацких наук» в Москве (первое светское государственное учебное заведение), впоследствии переведенная в Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию. · В Москве и Петербурге были открыты инженерная и артиллерийская школы. В 1731 году в Петербурге возник кадетский (Сухопутный шляхетский) корпус, закрытое учебное заведение для дворянских детей. Во всех губерниях стали открываться «цифирные школы» (1714 год). · По приказу Петра в епархиях были открыты церковные школы (с 1722 года – епархиальные училища для духовенства). Было улучшено преподавание в Московской Славяно-греко-латинской академии. · Открыта и медицинская школа в Москве. При наиболее крупных мануфактурах создавались ремесленные школы. · Для улучшения школьного образования выпускались учебники («Букварь» Поликарпова, «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого). В 1708 году – введена гражданская азбука. Наука: · Пётр I придавал научным исследованиям огромное значение. XVIII века стал временем становления и развития российской науки. Были организованы значительные географические экспедиции (камчатские экспедиции 1730-х годов Витуса Беринга – открытие пролива, разделяющего Евразию и Америку). · Началась интенсивная картографическая работа. В 1745 году издание «Атласа Российской империи». · Петр создал первую астрономическую обсерваторию. Подготовил проект создания Академии Наук (учреждена в 1725 году, при ней общедоступная библиотека, ботанический сад, обсерватория, физическая и химическая лаборатории). · При Петре в России начинают свободно покупать и продавать книгу. · В 1719 году – открыт для всеобщего обозрения первый естественнонаучный и исторический музей – Кунсткамера. Искусство: Искусство ¼ 17 века характеризуется решением градостроительных задач, созданием новой системы художественного образования. Петр I говорил, что без опытных «ученых» живописцев и граверов нельзя обойтись. Он приглашал иностранцев в Россию, но вместе с тем заботился о воспитании русских художников. В первой четверти 18 века стало широко практиковаться пенсионерство – посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии. Сам Петр гордился талантливыми русскими людьми, помогал их творческому росту. Именно так было с И.Н.Никитиным «Портрет канцлера Головкина», «Пётр I на смертном ложе», А.М.Матвеевым «Автопортрет с женой», И.К.Коробовым и другими художниками, и архитекторами. Приглашая иностранцев в Россию, их обязывали не только исполнять работы по договору, но и обучать русских. Новым явлением в изобразительном искусстве XVIII века стала гравюра, изображавшая современные события (военные баталии, парады, виды новой столицы). Крупнейший мастер А.Ф.Зубов. Архитектура: Конец 17 века: московская архитектура. - Зарудный И.П. – церковь Архангела Гавриила, сооруженная на территории усадьбы А.Д.Меншикова. Первая четверть 18 века связана с большими успехами в развитии архитектуры: Петровская эпоха, Петербург. В строительстве Петербурга нашли воплощение новые принципы архитектуры: предварительный план застройки города, создание городских ансамблей. Постепенно создавался национальный стиль русского барокко: - Леблон Ж.-Б.-А. – один из проектов планировки Петербурга, общее руководство строительством города, подготовка русских специалистов, но не оставил в Петербурге ощутимого следа, т.к. рано умер. - Доменико Трезини (Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра в Летнем саду). - Андреас Шлютер (постройки в Петергофе). - Земцов М.Г. (церковь Симеония и Анны, Аничков дворец, Кунсткамера). Стиль архитектуры этого времени может быть охарактеризован, как раннее барокко, в котором сплавлены воедино русские архитектурные традиции 18 века и привнесенные формы западноевропейского строительства. Планы сооружений этого времени отличались относительной простотой и структурной четкостью. Этими же качествами характеризовались, как правило, и архитектурно-пластические решения фасадов и интерьеров. Специфически барочные мотивы распространялись в основном лишь на некоторые детали декоративного порядка (рисунок фронтонов, наличников окон и дверей и прочее). Умеренность и рациональность архитектурных приемов петровского и послепетровского периодов в значительной мере обусловливались необходимостью исходить при постройке зданий из жестких требований экономии. Скульптура: Первая четверть 18 века отмечена не только созданием новых оригинальных произведений, но и проявлением интереса к скульптурной классике. Так, в Италии была тогда куплена знаменитая мраморная античная статуя «Венера Таврическая». - Бартоломео-Карло Растрелли (бюст Петра I, бюст А.Д. Меньшикова, Анна Иоанновна с арапчонком, конный памятник Петру I у Инженерного замка). Живопись: В ранних произведениях, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи – парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. - Карравак Л. (портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны). - Никитин И. (портрет напольного гетмана, Петр I на смертном ложе). - Матвеев А. (портрет Петра I, портрет Голицыной). Гравюра: В эпоху петровских реформ гравюре придавалось большое значение, ибо она наиболее полно отражала успехи политического и культурного строительства русского государства. Она существовала в форме книжной иллюстрации, а также самостоятельных станковых произведений, исполненных в жанре баталии, городского пейзажа, портрета и т.д. Гравированные листы рассылались по стране. Их давали также русским дипломатам в зарубежных государствах для демонстрации успехов в России - Зубов А.Ф. – первый создатель видов Петербурга, изображения морских сражений. - Махаев М.И. – его гравюры видов Петербурга отличались от зубовских большей «картинностью». Литература: Именно в 18 веке появилась светская литература, и даже литературные пародии на богослужение (вроде сатиры «Служение кабаку»), русифицировались переводы западноевропейских источников. В библиотеке Никона рядом с богослужебными книгами стояли Аристотель и Вергилий, в Славяно-греко-латинской академии наряду с богословием преподавали светские дисциплины: риторику, грамматику, сочинение виршей, а в театре Готфрида, посещаемом царем Алексеем Михайловичем, ставили светские пьесы: · Меняется быт, особенно дворянства. · Кодексом поведения молодого поколения стало «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», где были изложены нормы культурного поведения в обществе. · Вводятся ассамблеи – собрания знати. Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Первая четверть XVIII века – расцвет жанра повести («гистории») – «Гистория о российском матросе Василии Кариотском». Становление нового русского литературного языка (трактат Феофана Прокоповича «О поэтическом искусстве»). Принципы современного силлабо-тонического стихосложения сформулировал В.К.Тредиаковский («Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1735 год). Затем в области стихосложение и художественной прозы работал М.В.Ломоносов («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739 год, «Риторика», 1745 год). Реформы в области культуры неоднозначны. Нельзя не видеть их прогрессивное значение, но искусственное прививание к русской среде иноземной культуры зачастую приводило к уродливым проявлениям. Этот процесс часто называют вестернизацией или европеизацией русской культуры.
Культура России в середине-второй половине XVIII в. Образование и наука (шляхетские корпуса, Московский университет, Академия художеств, географические экспедиции, развитие науки и техники). Литература и журналистика. Театр. Архитектура и изобразительное искусство. Музыка. Русское просветительство и его роль в пробуждении гражданского самосознания Середина 18 века. М.В.Ломоносов:
Образование:
Наука: Точные науки и техника:
Исторические науки:
Общественная мысль: Масонство:
Течение дворянской революционности:
Литература:
Искусство и живопись:
Скульптура:
Архитектура:
Театр:
Музыка:
|