Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отправка в отставку некоторых высших сановников империи из-за дурной репутации в либеральных кругах.
Лорис-Меликов хотел вернуть царю спокойствие и помочь забыть идею об убийстве царя декабристам, но его идеи не привлекли их, и они создали «Народную волю», руководителем которой стал студент Желябов. А дочь генерала С.Л. Петровская составляла с группой единомышленников план покушения на жизнь царя. Но полиция напала на Желябова, арестовав его накануне убийства. Идеи Лорис-Меликова не произвели должного впечатления на народников, поэтому его проект политических реформ не приняли за основу борьбы с народническим террором. Также, кроме плана борьбы с террором, он создал множество проектов, одним из которых являлась конституция. Граф добился, чтоб этот проект оценили опытные люди. Свои проекты Лорис-Меликов предполагал передать на рассмотрение особой комиссии, в состав которой должны были войти, кроме чиновников, выборные от губернских земств и некоторых городских дум. Лорис-Меликов, верный принципу постепенности преобразований, предлагал поставить рядом с монархом не полноправный парламент, обсуждающий и принимающий правовые акты, а совещательный представительный орган. Однако этот замысел не был осуществлён. Убийство императора Александра II оказалось роковым для проекта Лорис-Меликова и для его карьеры. На заседании во дворце, где Победоносцев разоблачал конституционные стремления Лорис-Меликова, его проект был отвергнут императором Александром III. В консервативных кругах Лорис-Меликов считался носителем идеи либерализма и виновником катастрофы 1 марта. Конституция Лорис-Меликова значительно ограничивала привлечение земских и думских представителей к рассмотрению законопроектов. 11 апреля 1880 г. Лорис-Меликов представил императору доклад, в котором предложил программу преобразований. Она предусматривала перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования, привлечение народа к участию в обсуждении проектов и некоторых правительственных распоряжений. Александр II одобрил проекты Лорис-Меликова и по его ходатайству уволил министра народного просвещения графа Толстого Д.А., что способствовало популярности Лорис-Меликова в либеральных кругах. Свой доклад министр внутренних дел, граф М.Т. Лорис-Меликов представил 28 января 1881 г. В нем он выражал свое желание добиться успеха в преобразовательных работах центральных учреждений. Было необходимо призвание общества к участию в разработке мероприятий, но, по мнению Лорис-Меликова, для России немыслима никакая организация народного представительства. Он не одобрял предложения о создании земской думы или земского собора. Граф учредил в С.-Петербурге временные подготовительные комиссии, чтобы работы этих комиссий рассматривались с участием представителей от земства и некоторых значительных городов. Подготовительные комиссии состояли из представителей центральных правительственных ведомств, приглашенных служащих и не служащих лиц, известных своими специальными трудами в науке или опытностью по той иди другой отрасли государственного управления, народной жизни. Председательство в комиссиях принадлежало высшим государственным деятелям. В состав комиссий входили также ревизующие сенаторы по окончании ими ревизий. На первое время число комиссий было ограничено двумя по главным отраслям: административно-хозяйственные и финансовые. Каждая комиссия подразделялась на отделы или подкомиссии. Функции административно-хозяйственной комиссии: 1. Преобразование местного губернского управления (распределение прав и обязанностей и приведение административных учреждений в соответствие с судебными и общественными учреждениями, учитывая потребности управления). 2. Дополнение и внесение изменений в положение 19 февраля 1861 г. и последующих по крестьянскому делу указаний, соответственно выяснившимся потребностям крестьянского населения 3. Найти лучшие способы: а) для прекращения обязательных отношений крепостных крестьян со своим помещиком; б) для облегчения выкупных платежей для крестьян, которые находятся в плохом финансовом положении; 4. Пересмотр положений земского и городового, для внесения дополнений и исправлений. 5. Организация продовольственных запасов и всей системы народного продовольствия. 6. Применение меры по охранению скотоводства. Решения вопросов, которыми занимались финансовые комиссии, вносились в доклад. Его предварительно рассматривало министерство внутренних дел, а потом все материалы передавались императору на рассмотрение решений вопросов, в основном податных, паспортных и других. В обязанности комиссий входило составление законопроектов. Потом эти законопроекты, по указанию верховной власти, обсуждались в общей комиссии (не более двух месяцев), члены которой были председателями подготовительных комиссий. Членами этих комиссий были председатели от губерний, от некоторых значительных городов. Их было по два лица от каждой губернии и города. В губернские земские собрания и городские думы было предоставлено избирательное право не только гласным, но и другим лицам, принадлежащим к населению губернии или города. А из губерний, где земские учреждения еще не открыты, могли бы быть призваны лица по указанию местной власти. Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссией законопроекты подлежали вынесению на рассмотрение в государственный совет. Работа подготовительной и общей комиссий должна иметь только совещательное значение и неизменную систему порядка возбуждения законодательных вопросов и рассмотрения их в Государственном совете. Состав общей комиссии зависел от мнения императора. Комиссия получала право заниматься только тем, что было предоставлено ее рассмотрению. Такое учреждение может дать правильный исход стремлению общественных сил служить престолу и отечеству, внесет в народную жизнь оживляющее начало и позволит правительству пользоваться опытностью местных деятелей, ближе стоящих к народной жизни, нежели чиновники центральных управлений. Если не принять срочные меры по осуществлению моего проекта, то это может привести к равнодушию к общественному делу, а равнодушие со стороны народа может привести к анархической пропаганде.
|